28 апреля 2024     

Общество   

Единство для добрых дел

На прошедшем в городе Тобольске конкурсе-фестивале “Православие и СМИ” неоднократно поднималась тема воссоединения Русской православной церкви, ее частей — Московского патриархата и зарубежной церкви. Владыка Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский, не скрывал своей радости. Участники фестиваля, как и тысячи россиян, имели возможность увидеть в прямом эфире церемонию подписания акта о каноническом общении. Однако русская зарубежная церковь (РПЦЗ) имеет свои приходы не только за границами нашего отечества. Как раз на территории нашей области, в городе Ишиме находился ее епархиальный центр. А управляющий российскими приходами РПЦЗ епископ Евтихий лично присутствовал на церемонии подписания акта в московском храме Христа Спасителя. Возвратившись из столицы, владыка ответил на вопросы корреспондента “ТИ”.
— Владыко, поясните, что такое акт о каноническом общении?
— Прежде всего подписание этого акта означает духовное единство. Теперь прихожане и священники как зарубежной церкви, так и Московского патриархата смогут посещать храмы друг у друга, вместе служить, исповедоваться, причащаться на литургии из одной чаши.
— Как же и когда произошло разделение единой Русской церкви?
— Началом стала революция 1917 года. Многие наши соотечественники были разделены фронтами гражданской войны, оказались в зарубежье. Тогда уже, согласно церковным законам, был создан собственный орган церковного самоуправления. Из него выросла русская зарубежная церковь. Первый Всезарубежный собор состоялся в Сремских Карловцах, в Чехии, в 1921 году.
В то же время власть большевиков в России потребовала от церкви безоговорочного подчинения. В 1927 году заместитель местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) под нажимом власти выпустил декларацию, в которой призывал православных разделять радости и горести богоборцев. Это был вынужденный, чуждый церкви документ, подписанный под угрозой расстрела всего ссыльного духовенства. Даже в России нашлись священники, не подписавшие этой декларации и ушедшие “в катакомбы”. И, конечно, ее решительно не приняло русское духовенство, оказавшееся за границей. И отмежевалось от Московского патриархата.
Тем не менее это разделение считалось временным, вплоть до устранения его политической причины. Ведь произошло оно по воле атеистов, применивших древний принцип: “разделяй и властвуй”.
— Почему же соединение не произошло еще в 1991 году, когда коммунистическая партия сдала властные позиции в России? Более того, именно в эти годы появляются российские приходы РПЦЗ...
— Во-первых, тогда еще не произошло отказа от идей так называемого “сергианства”. Ведь церковь — это не канцелярия, а в первую очередь духовное единение людей в тело Христово. А суть “сергианства” — в стремлении сохранить именно церковную организацию любой ценой, даже соглашаясь с прямыми назначениями “нужных” богоборческому государству высших иерархов. Такой вот трагический парадокс. Потому и пострадавшие от советской власти церковные деятели назывались московскими иерархами политическими преступниками, а не героями веры. А во-вторых, к этому времени Московский патриархат вступил в экуменическое движение. Экуменизм основан на мнении, что “единой святой, соборной и апостольской церкви”, о которой говорится в Символе веры (вероисповедной формуле христиан) просто не существует, а есть множество “церквей” различных конфессий, из которых в сумме складывается одна церковь. С точки зрения православия это — ересь. Четкого неприятия такого вероучения удалось добиться только в ходе работы совместной комиссии МП и РПЦЗ.
Поэтому вполне закономерно, что когда в 1989 году зарубежный синод принял решение о возможности приема клириков из МП в свою юрисдикцию, то это стало спасением для ищущих правды. В РПЦЗ обратилось пятеро священнослужителей из Омско-Тюменской епархии, и я в том числе. И первым “зарубежным” приходом на российской земле стал мой приход в селе Шаблыкинском Ишимского района. Затем нам передали здание Богоявленского собора в Ишиме, пребывавшее в плачевном состоянии. Потом мы стали потихоньку восстанавливать храмы в приишимских селах — Локтях, Боровом. Сейчас участвуем в возрождении церкви на родине Петра Павловича Ершова, в селе Безруково-Ершово.
Жизнь нового прихода основывалась на тех принципах, каким я был научен еще в семинарии и с детства. В Омско-Тюменской епархии уже тогда не было чрезмерного сокращения богослужений, пренебрежения к народу. Но мы постарались исправить и те недостатки, которые имелись. Крещение совершаем с полным погружением и после обучения основам веры. Ввели принцип бесплатного совершения таинств и треб. Ведь в Евангелии сказано: “Даром получили — даром давайте”. Расширили благотворительную деятельность, которая запрещалась для церкви в советское время. Создали общежитие для бездомных. Для тех, кто живет при храме, существует принцип личного участия в труде, в восстановлении храма и благоустройстве. Народ сильно разуверился: ведь красивые слова умеют говорить многие. А когда видят человека в действии, тогда легче и поверить в проповедь евангелия.
— Владыко, вы были известны как стойкий противник соединения с Московской патриархией. Что же повлияло на смену убеждений?
— Сказать, что я был противником, — не совсем верно. Еще во время первых поездок за рубеж меня спрашивали: возможен ли диалог между зарубежной церковью и Московской патриархией? Я отвечал: если вы не уверены в своей правоте, то не вступайте в диалог. Если же уверены — обязаны вступить. Ведь целью нашего перехода в РПЦЗ было не разделение, а желание, чтобы и в церкви на российской земле восторжествовала истина.
В 1994 году меня рукоположили в сан епископа. И уже тогда я увидел, что механизм дисциплинарного контроля российских приходов РПЦЗ не был хорошо продуман. Широко известен печальный факт возведения в сан епископа Валентина (Русанцова) в Суздале — человека порочного, позорящего церковь. В первый год моего епископства мне приходилось не столько рукополагать, сколько запрещать в священнослужении. И я стал постепенно убеждаться в том, что ни в коем случае нельзя бороться с недостатками в церковной среде разделением. Они неизбежно умножаются. Что же это за борьба за чистоту православия, когда становишься виновником нестроений?
Немало усилий было потрачено и на борьбу с давлением на зарубежных иерархов со стороны околоцерковных кругов, которые требовали объявить “безблагодатной” Московскую патриархию. Постоянно приходилось опровергать нелепые мифы о “зверином лице МП”, которые создавали священнослужители-"перебежчики", бежавшие от наказания в зарубежную церковь.
В 2000 году Московский патриархат сделал эпохальный шаг, который приблизил объединение — прославление царской семьи и новомучеников российских. Далее, в “Основах социальной концепции РПЦ” зафиксирована переоценка взаимоотношений власти и церкви, того, что мы называем “сергианством”. Изменилось отношение к экуменической деятельности. К состоявшемуся в том же году архиерейскому собору РПЦЗ я сделал аналитический доклад по документам Московского собора и, подчеркивая положительные перемены, предложил создание двусторонней комиссии.
В октябре 2001 года состоялся архиерейский собор РПЦЗ, который принял отставку ее главы митрополита Виталия. Новым первоиерархом стал архиепископ Лавр. Он был настроен к Москве более лояльно. Патриарх Алексий II также неоднократно призывал к преодолению церковного разделения, считая, что нет оснований находиться в изоляции друг от друга. Наконец, в мае 2006 года IV Всезарубежный собор в городе Сан-Франциско принял резолюцию, призывающую “уврачевать раны разделения внутри Русской церкви, между ее частями в отечестве и за рубежом”. И мы, исполняя церковный долг послушания и полагаясь на Господню волю, начали путь к реальному объединению.
— Что же дает для российских верующих объединение поместной Русской православной церкви?
— В оценке событий для верующих людей превыше всего евангельские принципы. Церковь выполнила завет Христа о необходимости единства среди верующих: “Да будут они едины, как Мы с Тобой, Отче”. Так молился Христос накануне своих страданий и распятия на кресте. Один из учителей церкви, желая сделать более наглядным этот евангельский принцип, начертил круг с радиусами. И с математической простотой объяснил, что, чем ближе точки на радиусах к центру круга, тем неизбежно ближе расстояния между ними. Стало быть, чем ближе верующие друг к другу, тем они ближе к центру своей веры — к Богу. Так что вся Русская православная церковь благодаря достигнутому единству стала ближе к Богу. Этот факт трудно переоценить.
— Владыко, из сообщений центральных СМИ ясно, что зарубежные приходы РПЦЗ сохраняют самостоятельность в административных и хозяйственных вопросах. То есть структура зарубежной церкви в общем остается прежней. А какова же дальнейшая судьба российских приходов РПЦЗ?
— На мой взгляд, иерархи Московского патриархата во главе с самим патриархом Алексием II сделали все, чтобы вхождение российских приходов РПЦЗ в состав патриархата произошло безболезненно. Меня, как управляющего этими приходами (за что я был избран и поставлен зарубежной церковью 13 лет назад) святейший патриарх назначил своим викарием (помощником). Мой прежний титул был — Ишимский и Сибирский. Теперь я имею титул епископа Домодедовского, но остаюсь на время переходного периода управляющим теми же российскими приходами РПЦЗ. Предполагается, что в течение пяти лет все они смогут определиться и войти в состав епархий МП.
По титулу центр моего викариатства — подмосковный город Домодедово. Там большой новый собор. Правда, я его еще не видел, но познакомился с настоятелем протоиереем Василием. При этом я остаюсь настоятелем Богоявленского собора в Ишиме, а в Домодедове буду служить несколько раз в году.
— Однако не все клирики и миряне российских приходов РПЦЗ согласились со столь “быстрым”, на их взгляд, соединением...
— Надо помнить, что превыше личных амбиций — благо церкви. Если лучше стало церкви, то лучше должно быть и всем нам. Но путь к лучшему тернист и труден. “Многими скорбями подобает войти в Царство Божие”, — говорит Священное Писание. К сожалению, есть и такие, которые противодействовали единению, упорствуют и сейчас в его неприятии. Мне жаль их. Они остались непричастны миру Христову.
Момент единения, как момент истины, показывает, что есть в сокровищнице нашего сердца. В ком есть любовь, не может не радоваться единству церковному. В ком нет любви, тот выносит ядовитую зависть. Мне страшно за них, мне очень, очень их жаль. Мимо них проходит вечная Пасха, суть которой: “Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем!” Многие участники торжества единения готовы были воскликнуть: “Христос воскресе!” И только личная скромность останавливала их в публичном выражении чувств.
Но кто не принял единения сейчас, может не отчаиваться — дверь не заперта, пусть приходит со смирением и будет с радостью принят во единую, святую, соборную и апостольскую православную церковь.
— А какие встречи, события в Москве особенно запомнились?
— Зарубежную церковь представляла огромная, в 350 человек, делегация — со всех континентов. Среди них — очень много знакомых, как среди духовенства, так и среди мирян. Ведь приехали наиболее активные, а они были заметны и при моих поездках в зарубежные приходы. Волнения, переживания, радость — все это я читал на лицах делегатов. Наши чувства были очень близки. Одни только и жили надеждой на скорое соединение, другие прошли трудный путь внутренней перенастройки, борьбы с желанием, “чтобы было все по-моему”. Подписание акта всех объединило.
Программа нашего пребывания в Москве была очень насыщенной. После торжественной службы на Вознесение в храме Христа Спасителя и подписания акта совершались возглавляемые патриархом совместные службы на Бутовском полигоне, где освятили новый храм во имя новомучеников и исповедников российских, и в древнем кремлевском Успенском соборе. Я впервые в жизни имел возможность лично говорить со святейшим патриархом Алексием II, вместе служить. Впечатление хорошее. Нам предстоит еще большая беседа, которую мне предложил патриарх. Запомнилась встреча с митрополитом Климентом, управляющим делами МП. Разговор пошел сразу как-то просто, будто вчера расстались. Хотя уже прошло 25 лет, как я закончил семинарию, где отец Климент был помощником инспектора. Много встретил старых знакомых — и преподавателей, и с кем довелось учиться. Эти встречи делали торжество единения еще более трогательным и радостным.
Конечно, праздник единства поместной Русской церкви был бы невозможен, если бы обе стороны — Москва и зарубежье — не проявили смирения. В православии обязательно должно быть смирение. И вот так наглядно это показано высшим церковным руководством. Нельзя не быть благодарным и нашему президенту, имевшему государственную мудрость и патриотическую прозорливость поставить участников церковного диалога на равный уровень. Это в значительной мере способствовало успеху единения.
Отныне все мы — члены единой семьи, чада единой Русской православной церкви. Теперь, в церковном единении, у нас появились очень благоприятные условия сделать многое для проповеди евангелия, для добрых дел, для созидания. И это Божий дар, подарок небес.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"