28 июня 2022     

Общество   

Просто за то, что мы люди

В Солобоевской средней школе Исетского района состоялся своего рода круглый стол. Темой разговора с педагогами были, конечно, проблемы воспитания детей. В нем приняли участие преподаватель истории Наталия Герасимова (педагогический стаж 26 лет), социальный педагог Тамара Баширова (педагогический стаж 20 лет), заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка и литературы Анна Белова (педагогический стаж 9 лет).
Корр.: Сегодня в СМИ чаще обсуждаются проблемы воспитания городских детей. А отличается в этом смысле ситуация на селе?
Н.Герасимова: На мой учительский взгляд, проблемы с детьми возникают там, где есть проблемы с родителями. Сегодня многие отцы и матери в сельской местности не имеют рабочих мест, а значит, и не могут заработать средства на содержание семьи. Государство заботу об этих родителях, о их трудоустройстве, социальном благополучии не проявляет, а значит, не проявляет заботы и о детях. А ведь там, где плохо родителям, детям не может быть хорошо. Что бы ни говорили с высоких трибун, семья у нас не в чести. Да, когда человеку совсем плохо — помогут, а пока семья хронически, беспросветно худо-бедно мается со своей нуждой, до нее дела нет. Вот ученик наш, пятнадцати лет. Знаем, что и поесть-то толком у него дома нечего, и одежды у парня не то что модной, доброй-то нет. Начнешь с ним говорить спокойно — а он все в штыки принимает! Колючий, как еж!
Т.Баширова: Мы с учителями, когда подобные ситуации обсуждаем, всегда говорим: «А если поставить в такие условия нас? Дома все запущено, родители потеряли интерес к жизни, при удобном и неудобном случае стараются горе утопить в бутылке. А ребенку-то надо в школу идти каждый день, учиться, общаться. И никому нет дела, во что ему одеться, обуться, что у него в желудке. И самое главное — что на душе?
А.Белова: Да, в селе — не в городе. Нам хорошо знакомы семьи наших учеников. Представляем условия, в которых они учатся и растут. Сельский учитель на сто процентов знает, голоден его ученик или нет.
Т.Баширова: Помню, одного нашего ученика (он сейчас в армии) мы просто просили: «Ходи в школу, пожалуйста». И он ни одного дня не пропускал. Да и то сказать, в школе-то он хотя бы горячего поест. Родители пили. Сначала отец умер, потом — мать. Хлопотала об установлении ему гражданства, об оформлении пенсии. Наталья Викторовна у него классным руководителем была — во всем парню помогала. И продуктами, и словом добрым.
Или еще одна девочка с непростой судьбой. Мама ее решила очередной раз устроить личное счастье. Родила ребенка и уехала с его отцом в Новосибирскую область. А дочь-старшеклассница, не принявшая материнского выбора, осталась вне семьи. В детский дом оформляться категорически отказалась. Жила одна, училась, вела хозяйство, печку даже сама починила. Конечно, кормили ее в школе бесплатно, продуктами помогали и из магазина, и из дома. Опять же Наталья Викторовна и молока своего принесет, и соленья-варенья. Опекали как могли. Боялись за нее очень: ведь одна дома, но, слава Богу, все обошлось. Училась она хорошо, по натуре девочка добрая. Успешно закончила школу и учится сейчас в политехническом колледже в Тюмени.
Корр.: Сегодняшние дети, как часто отмечается в прессе, с трудом ориентируются в координатах добра и зла. Многие добродетели, такие, как милосердие, жертвенность, самопожертвование, умение прощать, вообще детьми воспринимаются с трудом. А как сельские дети воспринимают подобные нравственные качества?
А.Белова: С ребятами мы часто, и во внеурочное время, и в рамках изучения курса литературы, говорим о том, что людей надо любить просто за то, что они люди. Мы не властны судить других за проступки, на то есть сила выше человека, на то есть Бог. Но в нашей власти помочь другому, даже просто искренне ему посочувствовать. Ведь душа согревается теплом другой души! Мы всегда видим, кому плохо из окружающих. Тут надо перешагнуть через свое равнодушие. А если к тебе напрямую обращаются с просьбой о помощи — всегда надо помочь. И надо всегда другому найти оправдание, если он поступил безнравственно или даже подло. Настоящий человек должен уметь понять и простить не только другого, но и друга, даже если он его предал.
Конечно, когда с ребятами говоришь на подобные темы, они часто возражают: дескать, с такими качествами в современном мире можно пропасть. Мол, чем человек скромнее, отзывчивее, самоотверженнее, чем он более кроткий, тем ему сложнее. Стараюсь им доказать обратное. На примерах из жизни и литературы. Вообще я сама по мере сил пытаюсь жить именно так. И мне жить не сложно, мне жить просто.
Н.Герасимова: Напротив меня жил ссыльный после отбытия срока наказания в тюрьме. Его в деревне чурались, никто даже молока не продавал. Он ко мне, как и ко всем, обратился с просьбой о молоке. Я сразу же согласилась. Он обрадовался: «Спасибо. А то мне вся улица отказала». И знаете, он был добрейшей души человек. Всегда вежливый, грамотный, много знал, интересно с ним было поговорить. И всегда вовремя рассчитывался за молоко. Лет пять назад его убили. Очень было жалко этого несчастного и, несмотря ни на что, хорошего человека. Я о нем часто говорю с детьми. О том, что с людьми любыми надо быть чуткими, внимательными. Дети это воспринимают.
Корр.: А есть ли у ребят интерес к религии, к христианству?
А.Белова: В этом году я впервые была на Рождественских образовательных чтениях в Тюмени. Они проходили в областной филармонии. Это совместное мероприятие Тобольско-Тюменской епархии, правительства области, департамента образования. Честно сказать, я была поражена масштабом этого события и духом, на нем царящим. Духом нравственного поиска в координатах православия. Я до сих пор нахожусь под большим впечатлением от пережитых открытий и встреч. Я много рассказывала об этом нашим детям. Они очень заинтересовались. Сначала ребята думали, что это просто елка, колядки, подарки. Но когда я им сказала, что в наше время есть такие же, как они, молодые люди, которые не плывут по течению, а избирают для себя совсем иное поприще — жизнь в церкви, служение высоким идеалам, мои ученики были удивлены. Конечно, сегодня не столь частое явление, когда молодые сознательно строят свою жизнь на духовной основе, постигают ее смысл, начала и концы. Тем более это приятно видеть. И какие они все красивые, чистые, умные, молодые! Это я говорю о ребятах из Тобольской семинарии, которых впервые увидела на Рождественских чтениях. Один мой девятиклассник сказал: «Вот куда надо пойти учиться!»
Н.Герасимова: Вообще, у детей чувствуется интерес к христианству, к церкви. Мы вот делали с нашими краеведами-школьниками макет церковно-приходской школы, которая была в нашем селе до революции. Изучали архивные материалы, а потом мастерили. И дети с такой радостью отмечали, какой это был ладный, аккуратный домик, как хорошо в нем, наверное, было учиться...
Т.Баширова: Да, ввели бы один час в неделю преподавания детям основ христианства. И нас бы этому поучили (улыбается). Все было бы по-другому. Я после школы училась в Тобольском педагогическом училище (под горой). А на горе — Софийский собор. За ним — большой стадион, мы туда на физкультуру бегали мимо храма. Как нас в церковь тянуло! Хоть на минутку, в трико, а забежим по дороге на урок. Бабушки нас, конечно, ругали, что мы в таком виде в храм являлись. А мы в другой раз опять на минуточку, да забежим! Свечи горят, с икон на нас такие добрые глаза смотрят, поют что-то красивое, церковное. И так хорошо становилось на душе... Но я тогда не крестилась, меня сразу исключили бы из училища им. В.И.Ленина.
Н.Герасимова: Да, нас воспитывали как атеистов. А наши бабушки и мамы все равно на Пасху красили яйца, вербочки приносили на Вербное воскресенье, «птичек» пекли на Благовещение.
Но мы и до сих пор по сути ничего не знаем, что стоит за этими символами и обрядами. И когда спрашивают о чем-то церковном дети, ответить им не можем.
Помню, во времена моего школьного детства одноклассница в праздник Благовещения пришла в школу с распущенными волосами. А тогда этого не допускалось, мы все ходили в школу с заплетенными волосами. Она учителям поясняет, как ее бабушка научила: «Сегодня Благовещение, птица гнезда не вьет, девица косу не плетет». Ее сразу к директору на ковер, стыдили да ругали, потом отцу на работу сообщили, того тоже воспитывали и стращали. А на следующий день девочка эта пришла в школу с короткой стрижкой. Обстригла косу в знак протеста.
А. Белова: Я на уроках стараюсь не углубляться в сугубо духовные вопросы. Не потому, что это мне или детям неинтересно, а потому, что не хватает здесь моей педагогической компетенции. Боюсь сказать что-нибудь не то. Учебники литературы Кутузова, в которых как будто бы и есть особый раздел — «Духовная литература», по сути, никак не интегрируются с духовным образованием, и даже ориентированы больше на зарубежную, чем отечественную литературу. Объем материала по духовному разделу очень схематичен, сжат. Я чувствую, чтоб говорить на эти темы внятно, нужно обладать немалым собственным духовным ресурсом, хорошей подготовкой. А потребность в этом сегодня есть немалая. Тяга у детей и вообще у людей к Богу, к вере вполне ощутима.
Н.Герасимова: И поэтому, я считаю, храм, который намерены построить в Солобоево предприниматель Тимофеев с супругой, это именно то первостепенное, что надо людям для души. Заповеди Божьи «не убий, не укради, не лги, почитай отца и мать, люби ближнего своего, как самого себя» еще никому не повредили. И если наши дети будут их знать и придерживаться, то от скольких бед они избавят и нас, и себя.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"