25 мая 2022     

Общество   

Его величество Учитель....

Сейчас, когда вы читаете эти строки, страна знает своего нового героя — Учителя России 2007 года. Его имя было объявлено вчера, 4 октября, на торжественном приеме в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, устроенном в честь педагогов в канун их профессионального праздника.
Заветная коробка
К моменту верстки сегодняшнего номера “ТИ” Андрей Фурсенко уже вскрыл заветную коробку, которую министру образования и науки РФ принародно передал ректор МГУ Виктор Садовничий, более десяти последних лет возглавляющий большое жюри всероссийского конкурса учительского мастерства. Это случилось в момент его закрытия. 29 сентября во Дворце культуры “Северстали”. С прекрасной сцены генеральный директор акционерного общества Алексей Мордашов объявил о вручении каждому участнику конкурса завидного подарка — ноутбука.
Заметим, что под крышку того надежно заклеенного скотчем картонного ящика были упрятаны бюллетени с вердиктом арбитров. Кому быть абсолютным лидером популярного российского творческого состязания, восемнадцать лет назад придуманного “Учительской газетой”.
Будь мы членами жюри, отдали бы предпочтение и вручили Большого хрустального пеликана Дмитрию Гущину, математику из Санкт-Петербурга, точнее, из Петергофской гимназии императора Александра II. 32-летний учитель покорил нас своим открытым уроком, так называемым мастер-классом, предложив залу “простецкие” вопросы. Как сначала положить в холодильник жирафа, а после поставить туда слона? Как переправиться через реку, кишащую крокодилами? Как не остаться в проигрыше, перепродавая лошадь, съедающую в месяц полтонны корма?..
(фото2)Эти и другие задачки, в том числе из багажа Льва Толстого, в подаче Дмитрия Дмитриевича звучали современно, приглашали к раздумьям. За естественностью и непритязательностью подачи прочитывалась мощная глубина. Мудрость идей самого педагога, четырнадцать лет отдавшего школе, вызывала внутреннее ликование. Все, оказывается, так просто. Учи отсекать лишнее. Выделять главное. Не искать сложного. И верить в собственные силы, в свой успех.
Дмитрий Гущин. В прошлом студент, учившийся, как не без удовольствия заметил журналистам Виктор Садовничий, по его книгам, а сегодня по ним же обучающий своих учеников. Педагог, говорящий по-французски. Знаток современных образовательных технологий. Инициатор школьного проекта “Индивидуальный образовательный маршрут”. Автор электронных учебных пособий по различным видам курса математики и веб-мастер, создавший в Интернете собственный сайт элементарной математики: http://www.mathnet.spb.ru/. Человек, способный днем напряженно и честно состязаться, а ночью вместо отдыха писать книгу о подготовке к ЕГЭ по математике. Последняя деталь убедила нас в правильности собственного выбора окончательно.
Наравне с нашим избранником в “золотой пятерке”, в числе обладателей малых хрустальных великанов — математик из Москвы Анна Мехед, преподаватель мировой художественной культуры из Волгодонска Ростовской области Сергей Маринченко, учителя русского языка из Мурманска и Рыбинска Ярославской области Анастасия Комарова и Марина Мельникова. Запомнилось признание Марины Владимировны, которая, принимая хрустального пеликана, вспомнила, что сказал отец, когда ей вручали паспорт: “Главная победа — это победа над самим собой...”
За десять минут до финала
Команда лучших учителей России за восемь конкурсных дней прошла тернистый путь. Все 68 участников представили свою “визитку”, дали урок по родному предмету, за сорок минут сумев влюбить в себя “чужих” учеников. (фото3)После этого предельно закрытого тура, к которому на пушечный выстрел не подпускались даже люди из группы поддержки конкурсантов, жюри каждой из предметных номинаций обнародовало результаты. Они-то и определили знаменитую “пятнашку” — тех пятнадцать конкурсантов, которые вышли в следующий, завершающий этап турнира. В том ряду стоял и учитель английского языка из Муравленко Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Соркин.
Юрий Львович — не только победитель городского фестиваля открытых уроков “Педагогическая симфония-2007", автор своей ”методы", волшебного способа изучения системы времен английского глагола, карточки с описанием которого среди гостей и конкурсантов российского “Учителя года” шли нарасхват, но и незаменимый в Муравленко человек. Впрочем, его знают и в американском городе Клэмер. Десять лет действует программа сотрудничества городов-побратимов, и все десять лет Юрий Соркин ведет переговоры, готовит участников программы, сопровождает делегации в США. Кроме того, учитель перевел на английский книгу “Огонь, вода и нефтяные трубы Западной Сибири”.
Мы напросились на короткое интервью. За десять минут до финальных аккордов конкурса. До объявления пятерки победителей. Юрий Львович был предельно спокоен. Ни один мускул не выдавал его волнения.
— Конкурс для меня важен не как соревнование, а как возможность общения. Здесь собралось действительно очень много творчески работающих педагогов. Жаль, что мы не увидели мастер-классов всех конкурсантов, не услышали их педагогической философии. Чувствую, их потенциал так и остался нераскрытым. Хочется, чтобы опыт всех стал достоянием педагогической общественности их регионов. Важно, чтобы лидерами были не только несколько учителей и школ, а чтобы все постепенно поднимали планку профессионального мастерства.
— Давно мечтаю об объединении всех “звездных” учителей, пусть и не победителей конкурса.
— Поэтому я и предложил создать виртуальную школу таких педагогов. Это было бы замечательно, интересно.
— Какие уроки лично вам преподнес этот конкурс?
— Они связаны с моментами собственной углубленной теоретической подготовки, которую получал при подготовке к конкурсу, с наукой преподавания, описания своего опыта.
— Признаюсь, меня очень задел образ школы-тюрьмы, о котором вы говорили с конкурсной сцены.
— К сожалению, традиционная школа такова. Убежден: дети, которые живут сегодня в нашей стране да и в мире в целом, нашу консервативную систему образования, сложившуюся еще в восемнадцатом веке, переросли. Они ее выше, лучше. Согласитесь, вся происходящая сегодня модернизация отрасли связана с изменениями финансирования. Мы все время говорим о деньгах... Дети это прекрасно улавливают и приспосабливаются, что безнравственно. То есть мы растим приспособленцев, начиная со школьной скамьи. И выходя из стен учебного заведения, семнадцатилетние юноши и девушки “во всеоружии готовы” к современной жизни...
Предельная искренность, которой пропитан не только разговор с журналистом “ТИ”, но и конкурсные речи ямальского учителя, не приукрашенная, выстраданная правда о школе, пронзившая, взявшая за живое нас и наших коллег из других областей, подозреваю, пришлась не по нраву членам жюри.
Против правил
И все же вернемся к самой процедуре отбора суперфиналистов. Она, по рассказам очевидцев, у кого-то из участников конкурса и зрителей вызвала слезы, у кого-то — бурю протеста. Не помогали и сказанные после председателем большого жюри справедливые слова о том, что конкурс есть конкурс и в нем, как во всяком состязании, не могут быть лишь одни победители. Что конкурс не выявляет лучшего учителя России, но каждый его лидер — это личность в системе образования. Профессионал, пропагандист педагогического мастерства, гражданских, человеческих принципов. Его величество Учитель — основа жизни любого государства, тем более России. И требуется переломить умонастроение общества, чтобы поднять педагогов на заслуженный ими пьедестал, ведь именно они, по словам губернатора Вологодчины, являются архитекторами будущего.
Многие представители регионов, болевшие за своих конкурсантов, да и сами участники не желали быть заложниками установленных “правил игры”, когда итоги подводятся механически — простым суммированием баллов, выставленных каждым из пяти членов предметных жюри. Без коллегиального обсуждения. Хотя оно могло помочь избежать многих нестыковок, добиться пусть не абсолютной, так хотя бы относительной объективности.
В результате в суперфинале нынешнего “Учителя года России” не оказалось ни одного историка (среди конкурсантов их значилось 11) и ни одного информатика! И это при том, что темой нынешнего конкурса было заявлено “содействие полноценному функционированию и развитию русского языка в условиях современных информационно- коммуникативных образовательных технологий”.
На старте состязания среди его участников было 7 учителей информатики. В том числе молодой педагог из Лангепаса Ханты-Мансийского автономного округа Николай Яковлев и посланец нашего региона — нынешний лидер областного конкурса Олег Цвырко. Неординарнейшая личность, талантливый учитель, воспитывающий прекрасных учеников, победителей всевозможных конкурсов, с первого захода “берущих” не только тюменские, но и столичные престижные вузы. После визитной карточки, первого конкурсного задания “Учителя года России-2007", Олег Леонидович шел вторым, а после второго вдруг оказался за чертой. Свое дальнейшее присутствие в Череповце в качестве ”статиста", видимо, посчитал нецелесообразным. И досрочно вернулся домой, в Ишим.
Данным обстоятельством была накалена аудитория, когда нашей пишущей братии, федеральной и региональной, было позволено влиться в ряды турнира за три дня до его финала. Это же послужило поводом для коллективного письма представителей субъектов Федерации в адрес прародителей российского “Учителя года”. Не случайно во время церемонии закрытия заместитель главного редактора “Учительской газеты” Ирина Димова, выразив надежду на то, что конкурс поможет нашей школе стать лучше, прибегла к эзоповому языку. Сказав, что детище газеты, как любой ребенок, вступив в пору совершеннолетия, начинает действовать, голосовать и выбирать по-своему.
Нам же остается по этому поводу добавить, что 67 лучших учителей России из 7 федеральных округов, как голливудские знаменитости, по звездной дорожке входили в лучший Дворец культуры города Череповца. Звучали музыка, аплодисменты, названия регионов, где живут и трудятся конкурсанты. В этом перечне, увы, не было Тюменской области, отчего становилось грустно...
Спасибо на каждый день
Сегодня с полным основанием можно утверждать, что “Учитель года России” шагает по стране. Три года назад организаторы конкурса решили проводить его в регионах. В той территории, которая взрастила победителя. В 2005-м учительский турнир свершился в Калининграде, затем в Челябинске, нынче — в Череповце. В современный центр металлургической и химической промышленности, а когда-то просто уездный город, за обилие учебных заведений именовавшийся “северными Афинами” и “русским Оксфордом”, конкурс привез его прошлогодний лидер — преподаватель русского языка и литературы череповецкой средней школы №37 Андрей Успенский. Две его заслуженные награды — большой и малый хрустальные пеликаны — встречают сегодня всех входящих в учебное заведение.
Случайностей в жизни не бывает. На волне перестройки, в 1991-м, в Череповце родилось необычное учебное заведение, созданное по образу и подобию Царскосельского лицея. В частный лицей “АМТЭК” принимали только мальчишек, причем по жесткому конкурсу. Учредителем нового образовательного учреждения стал один из череповецких химических заводов “Аммофос”, давший названию необычной школы первые две буквы, остальные три означают “технико-экономический”.
Тогдашний директор предприятия, известный в городе меценат, посчитал, что грызть гранит точной науки детям лучше подальше от городской суеты. И ребята отправились в сосновый бор, что на берегу реки Мологи. И создали мир, где царила творческая идиллия, подлинный лицейский дух свободы и братства.
Позже лицей стал школой №37, а один из выпускников “АМТЭКа” Андрей Успенский — здешним учителем русского языка и литературы. Недавно учебное заведение получило новое здание, которое за три месяца нынешних летних каникул изменено до неузнаваемости. Не только отремонтировано, но и начинено всей современнейшей техникой — автоматизированными рабочими учительскими местами, интерактивными досками, поливалентным актовым залом, оборудованной плазменными информационными мониторами входной зоной...
Не случайно именно здесь в последний день финала “Учителя года России-2007" была открыта первая в нашей стране цифровая школа XXI века. Свидетельство о запуске этого проекта было принародно подписано самим министром образования, директором школы и губернатором Вологодской области. Вячеслав Позгалев простодушно заметил, что трудно заниматься ”оцифровкой" среднего образования, в то время как в области сегодня треть школ не имеют теплых туалетов, в почти четверти учебных заведений нет водопровода.
“Но эволюционные изменения неизбежны, дороги в прошлое нет”, — с улыбкой парировал Андрей Фурсенко. Сегодня даже в тундре, в кочевой школе используют ноутбук, который питается от солнечной батареи. Культурный шок от этого явления недавно пережил сам министр, совершив поездку в Якутию.
Словом, благодаря стараниям недавно созданного общественного объединения журналистов — лидеров в сфере образования “PRO-образование” корреспонденты получили возможность своими глазами наблюдать за реакцией на происходящее первых лиц города и области. Поэтому можем утверждать: решение проводить конкурс в регионах правильное. Это следует делать хотя бы для того, чтобы повернуть региональную власть, местное бизнес-сообщество лицом к образованию. Помочь им взглянуть на проблему шире и даже... сделать собственные открытия. Красиво и ненавязчиво напомнить, откуда мы родом...
Запоминающейся точкой последнего конкурсного дня стали негромкие, искренние слова министра образования и науки Андрея Фурсенко, обращенные не только к конкурсантам, но и ко всем учителям страны: “Вы демонстрируете класс российского учительства. Мы вас очень любим. Спасибо вам”. После кто-то из мудрых гостей конкурса заметил: “Когда наши педагоги будут слышать подобные слова от своих руководителей каждый день, когда страна по-настоящему полюбит учителей, вот тогда мы действительно добьемся вожделенного качества образования”.
Согласно древней легенде пеликан, чтобы спасти птенцов от голодной смерти, разорвал свою грудь и напоил малышей собственной кровью. С тех пор пеликан считается символом самопожертвования и бескорыстной любви к детям. Именно пеликан был изображен на пуговицах фирменных кителей учителей дореволюционных российских гимназий. Восемнадцать последних лет он является символом всероссийского конкурса “Учитель года России”.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"