2 мая 2024     

Общество   

О сараях, велосипедах, квашеной капусте и... театре

30 ноября на кафедре режиссуры и актерского мастерства Тюменской академии культуры и искусства состоялась премьера учебного спектакля «Жизнь и приключения Сарая Nо XII» по рассказу Виктора Пелевина.
В детстве каждый из нас верит в чудеса, кажется, что какая-то неведомая сила, сам Господь, вкладывает в наши души все самое светлое, чистое, доброе... А потом с течением времени это ощущение пропадает, растворяясь в обыденности, серой скупости дней. И вот мы уже ни во что не верим, считая свои мечты пустой тратой времени и вспоминая о них с усмешкой. И лишь немногие решаются что-то изменить, вырваться за пределы, вновь поверить в то самое светлое, доброе... Спектакль, созданный студентами-третьекурсниками и заведующей кафедрой режиссуры и актерского мастерства Мариной Жабровец, рассказывает нам о том, что бороться стоит несмотря ни на что, ведь единственное противоядие от цинизма — это вера.
Главный герой рассказа и спектакля «Сарай №XII» (Никита Бетехтин) живет в окружении других сараев и гаражей. Отличается он только тем, что внутри него хранят не квашеную капусту и прочие солености, а два велосипеда, которые становятся его душой. В жизни Сарая происходит много приключений, а главная задача для него — сохранить себя и свою мечту. Особого внимания заслуживает исполнитель главной роли: живые глаза актера совершенно особым образом общаются с залом — кажется, что он говорит с каждым в отдельности. Зритель понимает: это не просто слова — Никита рассказывает о чем-то по-настоящему важном для него, самом сокровенном. И эта искренность обезоруживает, заставляя нас заглянуть в самих себя.
Пересказывать сюжет рассказа Пелевина не имеет смысла, во-первых, для того, чтобы дать зрителю, не знакомому с творчеством писателя, в полной мере насладиться финалом спектакля, а, во-вторых, потому, что текст доработан, в него добавлены вставки из стихов и песен современных авторов, а также классиков. Ребята замечательно владеют словом, в чем главная заслуга педагога по сценической речи Э.В.Парфеновой. Спектакль пронизан духом поиска и эксперимента, в этом и есть суть студенческого искусства — в попытке открыть новые подходы к прочтению автора, найти свои решения.
Нас с самого начала настраивают на то, что катарсису быть, на то, что очищение произойдет как для героев, так и для нас, зрителей. Помогает в этом потрясающая лирическая композиция группы ДДТ «Дождь», звучащая контрапунктом в течение всего спектакля: «И душа... превратившись в пар, с ветром полетела к неизведанным мирам». Эти строки выражают основную мысль и повышенную тональность спектакля. Хочется отметить работу режиссера, звуко- и светооператоров — за точную подборку световой и музыкальной партитур.
Сценографическое решение спектакля условно. В начале черный квадрат учебной аудитории представляет собой пустое пространство, на котором в трех точках на веревках висят рубашка, ведро и сетка с банкой огурцов. В течение спектакля вид сцены изменяется по мере использования предметов. После того как спускается ведро с водой, оно становится одним из главных атрибутов. Оцинкованное ведро одновременно и конкретный реквизит, и способ выразить мысли или атмосферу графически: персонажи пишут на черных стенах слова мокрыми тряпками из обрывков рубашки. Возникают ассоциации на две абсолютно разные темы: то ли это нецензурные выражения на тех самых гаражах, то ли какие-то религиозные символы, призывающие высшие силы... Хотя это всего лишь вода и черные стены. И вот она, поблескивая при свете софитов, медленно испаряется со стен для того, чтобы в следующей сцене на них можно было опять что-то написать.
Но самый удачный, самый остроумный и вместе с тем самый тоскливый эпизод — тот, в котором задействована вполне обыденная банка с огурцами. Главным испытанием для №XII становится его продажа новым хозяевам и превращение в подсобное помещение. И он постепенно начинает смиряться со своей участью, «заражаясь» от этой банки «с трупными огурцами» безысходностью и бессмысленностью существования, забывая о своих воображаемых путешествиях к неоткрытым мирам. Тупой иронии мира в этой сцене Сарай №XII учат остальные сараи и гараж в исполнении Александра Малькова (он же ассистент режиссера), Александра Малышкина и Ильи Матусевича. Здесь стоит отметить хороший актерский ансамбль, слаженность игры ребят, их профессионализм — хотя это всего лишь студенты III курса. Все четверо разные, у каждого свой образ, при том, что эти образы абсолютно органичны. Спектаклю еще не хватает стабильности, легкости в игре, возможно, в какие-то моменты ребята «пережимают», хотя это не принципиально. Ведь в учебном спектакле важны темперамент ребят, их юмор, живость, юношеская наивность, искренность, любовь к профессии, что естественно складывается в какое-то «чистое» обаяние и вызывает с первых минут любовь зала. Живая энергия молодости выплескивается в эффектном постановочном приеме: прыжках персонажей на стену во время самых кульминационных сцен, с разбегу, на какую-то недосягаемую для человека в обычном состоянии высоту. Как последняя попытка прорваться за круг очерченных судьбой обстоятельств, изменить действительность, достучаться до самого сердца самих себя и зрителей. Ведь проблема социальной апатии и цинизма как среди молодежи, так и у людей старшего поколения, стоит сегодня достаточно остро. Студенческий спектакль — всего лишь маленький шаг на пути решения этой проблемы, но, как говорил М.Горький: «Отправляясь на поиски истины, ты уже обрел ее».
История жизни Сарая возвращает нас в атмосферу детства и настоящего театра. Театра — «фабрики душ», а не театра-шоу — в этом его главная ценность. Сарай №XII — вечный ребенок-ангел, который должен всегда оставаться в душе, следя за тем, чтобы наша мечта и человеческое призвание не растворились в серости дней.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"