2 мая 2024     

Общество   

Книжный рынок Тюмени: Гарри Поттер побеждает?

Канули в Лету те времена, когда люди спали в подъездах домов, расположенных рядом с книжным магазином. Зачем они там спали, спросите вы, избалованные изобилием книжных развалов. Чтобы еще до открытия успеть занять очередь. Ах, облегченно вздохнете вы. Из-за срока давности эта информация не актуальна. Но она создает любопытнейший фон для оценки современного книжного рынка Тюмени. А оценивать есть что!
Одним из крупных игроков этого рынка является национальное книготорговое предприятие «ТОП-Книга». Приход на тюменский рынок «ТОП-Книги» в 2000 году спровоцировал кардинальные изменения рынка, вплоть до закрытия магазинов местных книготорговцев. Сеть насчитывает 7 магазинов: несколько под названием «Книгомир» и единственная в своем роде «Книжная столица». Два супермаркета типа cash and carry «Литера» тоже принадлежат этой сети. Основной упор в их деятельности приходится на оптово-розничную продажу. Значительную долю их ассортимента составляют канцелярские товары, поэтому рассматривать их как сугубо книжные не будем.
Об особенностях магазина этой сети рассказала Светлана Копылова, директор локальной розничной сети тюменского филиала ООО «ТОП-Книга»: «Так как мы работаем более чем с 10 издательствами, то и выбор книг у нас большой. Мы проводим акции. Например, 13 октября мы начали продавать книгу «Гарри Поттера» в двенадцать ночи, самые первые в городе. Началу продажи предшествовало театрализованное представление. Мы устраиваем распродажи, на которых стоимость книг снижена на 20-50 процентов. Если вы не нашли книгу в магазине, то у нас ее можно заказать. У нас открылось еще два интернет-магазина. Широко представлены издания VIP-уровня».
Для справки: в книжном мире этот уровень определяется стоимостью книги свыше 5 тысяч. Обычно это произведения полиграфического искусства на потрясающей по тактильным ощущениям бумаге с радующими глаз иллюстрациями. Подобные книги зачастую воспринимаются исключительно как подарки. Настоящие же книгочеи с любовным трепетом относятся к ним не только из-за оформления. Эти позиции хорошо представлены и в магазине «Знание». На книги-шедевры можно полюбоваться в специальных стеклянных витринах, позволяющих показать их крупноформатное великолепие.
Несмотря на то, что магазин не является частью какой-либо сети, он вполне конкурентоспособен. Он старожил тюменского рынка: в 1961 году открылся под названием «Книготорг». За прошедшие десятилетия магазин успел сменить форму собственности, неоднократно поменять владельца, три раза переименоваться и один раз переехать. Приоритетной областью книготорговли является учебная и художественная литература. Соответственно, основным сегментом покупателей — студенты и учащиеся. В связи с тем, что школьные библиотеки плохо укомплектованы и родители учащихся сами докупают учебники, магазин начал работать с коллективными заявками.
Такое узкое позиционирование не ограничивает ассортимент товаров: в магазине легко найти и другую литературу. Подтверждение этому дает Елена Лямзина, директор магазина «Знание», которая выделила основные тенденции книжного рынка нашего города: «Сегодня техническая и медицинская книга мало поддерживается. Слишком специфическая область. Детективы и женские романчики мы относим к «дачной литературе». Она пользуется стабильным спросом у взрослых в летнее время. Приятно, что молодежь выбирает больше классическую художественную литературу. Она практически не покупает так называемое чтиво. Как ни странно, очень популярны и книги по философии. У нас есть отдел краеведческой литературы, в котором представлены местные издания, начиная от календарей и заканчивая энциклопедиями. Книги по географии, истории нашего края покупают не только специалисты в этой области, но и гости города. Мы отслеживаем общероссийские тенденции книжного рынка с помощью рейтингов. Например, сайт «Московский книжный мир» обновляется еженедельно и предоставляет достаточно объективную картину. Тенденции волной докатываются и до нас».
С этим мнением не согласен Виталий Таратунин, директор сети магазинов «Друг»: «На рейтинги, тем более столичные, мы не ориентируемся, потому что читательские предпочтения зачастую не совпадают. То, что на ура продается в центре, у нас может лежать никому не нужным. Поэтому подбор книг идет скорее на интуитивном уровне». Сеть существует 14 лет и включает в себя 5 магазинов. По объему продаж это третий игрок на книжном рынке, который очень обеспокоен появлением еще одного сильного конкурента — сети фирменных магазинов издательства АСТ «Буква». По словам Виталия Таратунина, АСТ, вне сомнений, перетянет часть книжного рынка на себя, но процесс стабилизируется. Возможны ответные акции других книжных сетей и магазинов, что тоже сыграет свою роль».
Сегодня АСТ — издательство, переросшее границы РФ и завоевывающее рынки стран СНГ. В Тюмени магазины «Буква» появились в 2006 году. Они расположены в крупных торговых центрах с большой проходимостью и удобной транспортной развязкой. Несомненными плюсами является, во-первых, то, что они просторные, есть даже место посидеть и пролистать понравившуюся книжку. Во-вторых, цены на книги издательства АСТ ниже, чем в любом магазине города. Русская и зарубежная классика, книги по искусству, справочники, энциклопедии, остросюжетная литература, издания для досуга, научно-популярные издания, подарочные альбомы, сентиментальная проза, фэнтези, атласы и карты — вот неполный список позиций, издаваемых в АСТ. Директор сети магазинов «Буква» в Тюмени Наталья Колмакова сообщила, что в уже открывшихся трех магазинах представлена вся продукция издательства и в будущем будут приятные сюрпризы и различные акции. Будем ждать...
Вы дочитали до этих строк? Значит, вы внимательно следите за производимой вивисекцией книжного рынка Тюмени в этой статье. Тогда вопрос на засыпку: может ли монополия быть убыточной? Рефлекторно многие из вас скажут «нет». Но на книжном рынке Тюмени есть такой монополист! Он занимает и полностью удовлетворяет сегмент рынка, который можно назвать букинистическим.
Виталий Романов, замдиректора ООО «Вита и Ко», владеющий букинистическим магазином «Русич», так прокомментировал уникальность своего магазина: «Букинистический магазин в провинциальной Тюмени — это одни убытки. Было несколько попыток открывать подобные магазины, но предприниматели сталкивались с рынком и прогорали. Мы занимаемся этим для души, а не для прибыли. Тюмень — сборный город молодежи. Пиетета перед старыми и старинными книгами у нее нет. Молодые предпочитают покупать новые книги. Мы — ископаемые, потому что книга является для нас источником удовольствия. Мы получили читательскую закалку в советское время. К тому же сегодня есть люди, которые покупают, коллекционируют книги для интерьера. Они выбирают книги по цвету корешков или дорогому оформлению. Не буду спорить, такие были и в советское время. Эти люди также не являются нашими покупателями».
Теперь вы вспоминаете из курса экономической теории, что монополия бывает связана не только со сверхприбылями, но и убыточным сегментом рынка. Конечно, чаще всего такую монополию занимает государство, поддерживающее социальную сферу. Виталий Романов особо не акцентировал на этом внимание, но из схем продажи книг следует, что в основном покупателями магазина являются люди с достатком ниже среднего, в частности пенсионеры.
Вот несколько схем продажи книг. Первая: скупаются прочитанные книги в хорошем состоянии. На них устанавливается цена вполовину меньше, чем стоит такая же новая книга. Например, книги современных прозаиков можно легко найти в этом магазине спустя несколько месяцев после выхода в свет. Вторая: покупатель приносит книги и меняет их на аналогичные по жанру или серии. Тогда он доплачивает незначительную сумму за прочтение, а потом может опять поменять ее. Эта схема распространяется на детективы, романы в мягких переплетах. Третья: самые высокие цены устанавливаются на собрания сочинений и редкие издания. Эти книги в отличном состоянии, и их цена ниже, чем в любом магазине города. Самым перспективным направлением можно назвать скупку раритетных книг. Но Виталий Романов сетует на то, что пока нет специалиста, способного установить историческую и рыночную ценность этих книг. Поэтому они и не выставляются на продажу.
В анализ не вошли магазины, которые трудно назвать активными игроками книжного рынка, а также магазины, специализирующиеся на иноязычной литературе. Тем не менее общая картина вырисовывается четко. Китайская поговорка гласит, что предсказывать чрезвычайно трудно — особенно по отношению к будущему. Но — попытаемся спрогнозировать. Вероятнее всего, возможны изменения, связанные с появлением новой сети. Кому-то придется подвинуться. Начнутся ценовые игры, выгодные нам, потребителям. Возможно, мы станем восприниматься не только как столица деревень, но и как книжная столица Сибири. Почему бы и нет?
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"