3 мая 2024     

Общество   

Шесть веков и один день села Чикча

Суетная февральская слякоть Тюмени осталась позади. Мы въезжаем на мост над железнодорожным переездом, взору открываются снежные просторы полей, сине-голубая кромка дальних лесов. Хочется выйти из машины, вдохнуть поглубже чистой свежести и... не торопиться. Никуда не торопиться. В городе зима — время смены одежды и авторезины. А в каких-то километрах тридцати живет своей жизнью и по законам природы ВРЕМЯ года...
Погнали наших городские
Дорога к селу Чикча, куда мы держим путь, занимает меньше часа. Проезжаем деревни и села, сплошь застроенные коттеджами, живут в которых отнюдь не механизаторы и доярки. Субботино, Мальково, Ошкуково... Ленинский постулат о сращении города и деревни, похоже, воплощается в подобной и вряд ли ожидаемой вождем форме. Среди кирпичной роскоши деревянные избы чувствуют себя замарашками и еще больше пригибаются к земле. К своей земле...
Конечно, было бы неправильным рассусолиться причитаниями о всеобщем притеснении жителей села ушлыми горожанами. Селяне тоже строят, и вовсе не лачуги. И все же их жилье, даже кирпичное, в Есаулово и Чикче уступает загородным виллам в архитектурном и купеческом размахе. В этих селах испокон веков живут татары. Возводя даже двухэтажные коттеджи, потомки земледельцев в первую очередь заботятся о добротности и функциональности, чтобы места всем хватило. Соревноваться, кто кого переплюнет, для деревенских несвойственно — потому что нескромно. Таков менталитет татар. Но о нем позже. А пока сельчане “держат оборону”: строят дома, разводят скотину и еще рожают детей. Есть поговорка, мудрая: “Если Бог дал детей — даст и на детей”. А еще даст земля, если ее уважать и возделывать.
“Травы Сибири”
Встреча с главой Чикчинского муниципального образования Хамзой Колчаковичем Биктимировым задерживалась. В этот день он принимал гостей: главу Тюменского района Андрея Линника и его заместителя, Сергея Джанбровского, возглавляющего АПК района. Чиновники приехали посмотреть, как идут дела со строительством важного объекта — комплекса “Травы Сибири”, который займется производством, очисткой и переработкой семян многолетних трав.
(фото2)С роли предприятия в жизни села и началась наша беседа с Хамзой Колчаковичем.
— После ликвидации ООО “Совхоз ”Туринский" в начале 2000-х впервые на нашей территории строится предприятие, которое даст не менее шестидесяти рабочих мест для жителей Чикчи и окрестных деревень. “Травы Сибири” — первое в России предприятие высокотехнологичной обработки семян многолетних трав. В последние годы хозяйства области закупают много племенного скота из Франции, Германии, других стран. Его разводят в Каскаре и Боровом. Заморские буренки способны давать в год по шесть тысяч тонн молока. Но для высоких надоев необходима хорошая кормовая база, а в Тюменской области она традиционно слабая. У нас привыкли использовать сено, имеющее низкий уровень кормовой единицы. Для развития производительности молока необходимы пастбища и сенокосы. Они в наших угодьях обширные. Предполагается засеять их многолетними травами, а семена обрабатывать и продавать совхозам, животноводческим комплексам, фермерам юга Тюменской области. Это один из аспектов нацпроекта “Развитие АПК”.
Уточним: в компетенцию главы администрации не входит строительство и участие в производстве “Трав России”, Хамза Колчакович в силу должностных обязанностей будет лишь способствовать работе предприятия на своей территории.
А вот в Чикчу в рамках нац- проекта из района была передана в безвозмездное пользование сельскохозяйственная техника на сумму в 1 миллион 203 тысячи рублей. Хамза Колчакович не нарадуется: “Будем сено заготавливать, огороды вспахивать, картошку убирать. Зимой помогаем пенсионерам, малоимущим сено привезти. Трактор мощный: стог сена привезет с поля меньше чем за час. Сенокосы у нас огромные, коси да коси. А мы поможем спрессовать и на тележке привезем во двор к хозяину к стайке, а там сено не сгниет, как в поле под открытым небом”.
От выживания — к достойной жизни
После развала совхоза “Туринский” более четырехсот человек остались без работы. Народ не пустился во все тяжкие — как в депрессивные 90-е, мужчины подались в город, женщины взялись за привычные бидоны с молоком и ведра с картошкой. И туда же — торговать.
Но вот года три как возобновил работу моторный завод, открылся “Автоград”, вновь появилась работа для деревенских, и жизнь стала налаживаться. Для людей с низким прожиточным уровнем в Тюменской области была запущена программа самообеспечения, позволяющая обрести постоянный источник дохода и выйти из нищеты. В 2007 году четыре семьи Чикчинского МО из числа малообеспеченных получили материальную помощь в размере 160 тысяч рублей на покупку племенных коров.
Желание областных властей помочь сельским жителям обрести твердую почву под ногами некоторые восприняли как способ решить текущие проблемы. Вот и посыпались заявления. Позиция главы однозначна: “Я был против, чтобы раздавать по двадцать-тридцать тысяч рублей каждому желающему. Деньги не принесли бы пользы на будущее, а были растрачены на покупку корма для скота, одежду для детей, да мало ли у людей дыр, которые нужно залатать. Потому решили выделять деньги на приобретение коров — надежный в селе источник дохода, а также на постройку стайки для скота. В деревне Есаулово, например, Гульфия Абдуллина воспользовалась программой, сегодня молоко сдает в геронтологический центр ”Красная гвоздика" в Криводаново, где она работает. И никто ее малоимущей уже не назовет".
Программа сама по себе толковая. Человеку дают возможность встать на ноги; единственное, что от него требуется, работать и ежегодно отчитываться: сколько молока, мяса сдал, сколько денег ушло на развитие личного хозяйства.
Случаев нецелевого использования денег еще не было, говорит Хамза Биктимиров. Своих сельчан он хорошо знает: в деревне каждый на виду. Потому случаев падежа купленного скота, хуже того, продажи “налево” не было и не может быть.
Когда изба красна углами
Дом Диляфруз и Вильдана Хайруллиных находится на краю улицы, носящей имя татарского поэта Мусы Джалиля, Героя Советского Союза, погибшего в фашистских застенках. Дом старый, но в нем тепло — в селе у всех газовое отопление, есть вода в доме. Для них и двухлетней дочки места более чем достаточно. Раньше жили большой семьей, но с недавних пор родители Вильдана перебрались в новый дом, оставив прежнее жилье молодым. Маленькой Ренате с трудом удается выловить кота Пушка в трех комнатах да просторной кухне — для игр нужен товарищ. Несмотря на отопление, малышка одета тепло: из щелей в полу и окнах все же тянет холодом. В скором будущем хозяева надеются построить свой дом. Диляфруз после окончания Тюменского госуниверситета работает в администрации, Вильдан — в пожарной части в Тюмени. Их совокупный доход по общепринятым нормам невелик, потому программа “Молодая семья” пришлась как нельзя кстати. Их участок на околице Чикчи, там, где в недалеком будущем появится новая улица, возможно, ее так и назовут — “Молодежная”. В 2007 году семь молодых семей Чикчинского муниципального образования из федерального и областного бюджетов на строительство получили субсидии в общей сумме чуть более трех с половиной миллионов рублей, да займы были выделены почти на два с половиной миллиона. В этом году участниками программы станут 11 молодых семей. А всего за два года в программу вошли тридцать пять семей.
По словам Хамзы Биктимирова, за последние три года в селах МО рождаемость превышает смертность. Надо отметить, Указ о материнском капитале не повлиял на улучшение демографии — у татар семьи всегда были большими. Вот и сегодня одной из проблем в селе Якуши местные жители называют нехватку мест в детском садике. И еще жалуются, что учреждение работает до трех-четырех часов дня. Чтобы ребенок был под присмотром часов хотя бы до шести, пока мама приедет из города домой, надо платить отдельную плату. Говорят, в месяц набегает тысяча с лишком...
Муниципальное образование вошло в программу “Чистая вода”, в Чикче запустили блочный очиститель, установят их и в других селах, пробурено три новые скважины. В октябре прошлого года в дома жителей деревни Есаулово провели воду. Чуть напряженней складывалась ситуация с водой и теплом в Криводаново. Село отдаленное, потому блага цивилизации доходят сюда позже. Но доходят-таки. В предвыборной программе депутат Тюменской областной Думы Усольцев, как говорит Хамза Колчакович, обещал жителям помочь с газификацией села и слово свое сдержал. За короткие, поистине стахановские сроки — три месяца — газ был проведен в сто домов. Если учесть отдаленность Криводаново от райцентра в 50 километров, поиски надежных подрядчиков, дело это было непростое. Раньше котельная здесь работала на дизельном топливе. Транспортные расходы по его перевозке ложились бременем на жителей, заставляя платить немалые деньги. Сюда же нужно приплюсовать расход топлива, оно сжигалось в больших объемах при малой теплоотдаче. Газификация села решила проблемы селян. На сегодняшний день газ не проведен лишь в старое Криводаново, где центрального отопления не было сроду, а значит, предстоит проложить трубы, прежде чем запустить газ. На эти цели в 2008 году запланировано освоить 2 миллиона 207 тысяч рублей.
О роли транскрипции и ментальности
Название главной усадьбы муниципального образования “Чикча” звучит весело, как-то игрушечно, по-воробьиному: “чика”, “чик-чирик”. Но оказывается, название это имеет исторические корни. Село основано на рубеже XV — XVI веков, и раньше звалось на татарский лад — “Шейхча” от слова “шейх”, так называли себя проповедники ислама, пришедшие на сибирскую землю в XVI веке. Со временем название претерпело диалектные изменения, и уже при советской власти русская транскрипция татарского слова вошла в официальные документы, закрепившись навеки.
К слову, в отчестве главы администрации — Колчакович! — тоже явственно проглядывают исторические корни. Во время гражданской войны Сибирь стала территорией боев красноармейцев с белогвардейскими частями армии Колчака. А вдруг, грешным делом?..
— Меня часто спрашивают, не являюсь ли я внебрачным потомком Верховного правителя России, — смеется наш собеседник. Порой приходится отмахиваться, дескать, не нравится — называйте “Деникинович”.
Хамза Колчакович утверждает, что его отчество в вольном переводе звучит как “тот, который должен остаться”. Когда-то его бабушка, отчаявшись от ранней смерти детей, еще не рожденному ребенку дала имя “Колыцак”, как заклинание Аллаху. Всевышний внял ее мольбам, так на свет появился отец Хамзы Биктимирова. Ну а дальше вновь вмешалась русская транскрипция, и отчество приобрело новый оттенок.
Род Биктимировых в Чикче относится к самым первым переселенцам, к так называемой бухарской линии татар, заселившихся на сибирской земле в XIV — XV веках. Землепашцами были его предки по отцовской линии, купцами — по материнской. Двадцать лет Хамза Биктимиров проработал по своей специальности агрономом. Все в его жизни складывалось ровно, в доме всегда был достаток, можно было продолжать работать в Тюмени на хорошей должности до самой пенсии, если бы не предложение возглавить Чикчинское МО. Хамза Колчакович для себя административную работу отклонил сразу, но решил посоветоваться с братом Мансуром, он живет в соседнем Есаулово. Самый близкий человек, авторитет во всем, родная кровь не стал ни уговаривать, ни расспрашивать. Выслушал брата и сказал: “Пока силы есть, работай для людей. Хватит на себя работать”.
Мансур Колчакович, по словам его брата, болезненно переживает все процессы, происходящие в деревне. Нет, он не строчит гневные жалобы во все инстанции, не заламывает руки: что за молодежь пошла, и куда мы идем. Совестливый и трудолюбивый, он живет праведной жизнью — скромно и достойно. Так, как жили все Биктимировы-предки. Вот и для Хамзы Колчаковича мнение брата, как всегда, позволяло отделить главное от наносного.
А вот выразителем общественного мнения стал Совет старейшин села, единственный, надо отметить, в Тюменском районе, а может, и во всей области. Идея его создания принадлежит Хамзе Колчаковичу. И здесь не только дань уважения к старшим, что испокон веков свойственно мусульманам. По мнению главы администрации, старшее поколение способно сохранить и передать как традиционный уклад жизни татар, так и нравственные устои, заложенные в Коране.
— Я не религиозный человек, но значение их понимаю хорошо. Религия, ее каноны держат человека в рамках нравственности. Авторитет старших должен быть непоколебим у татар так, как это было принято во все времена. Традиционно старейшины села, а это пятьдесят человек, собираются в местном клубе на чаепития. Представители администрации выслушивают их проблемы и пожелания, в свою очередь, информируют о новостях, то есть получается самый что ни на есть круглый стол.
В планах главы администрации построить часовни в каждой русской деревне муниципального образования. Понятное дело, храмы бюджет не потянет, да и на пожертвования рассчитывать не придется — в деревнях богатых спонсоров нет, пенсий старикам самим не хватает на самое насущное. Возвести маленькую уютную часовенку — было бы самое то. “Нельзя ущемлять религиозные чувства людей”, — убежден Биктимиров.
Спрашиваю об особенностях менталитета татар и русских, проживающих на территории образования. Хамза Колчакович — прекрасный собеседник, и здесь не обходится без юмора.
(фото3)— У татар уникальная способность вмиг распространять небылицы: кто-то что-то сказал ненароком, а по селу уже пошла молва, обрастая в каждом доме душераздирающими подробностями. Пока суть да дело — село лихорадит от слухов.
Другая свойственная нам черта заключается в том, что если сто раз сделаешь человеку добро — может забыть, а если один раз не угодил — запомнит навеки. Вот провели в Есаулово осенью воду в дома. Стон стоит несусветный: давление в трубах слабое. А когда за полтора километра ходили к колодцу за водой — никто никуда не жаловался. Еще вода, говорят, в трубах грязная, а с чего ей быть на первых порах чистой? До запуска воды в деревню полиэтиленовые трубы пролежали пять или шесть лет в земле, засорились. Нужна прогонка, а у сельских жителей расход воды значительно ниже, чем у городских. Вот если бы летом запустили воду, люди использовали ее для полива, тогда прогонка...
Поголовное пьянство в деревнях с некоторых пор принято относить к российской ментальности. Пили и здесь, особенно в 90-е. Хамза Колчакович вспоминает:
— Тогда пили от безысходности многие. Я предупреждал: умрете, ребята. Так и вышло, мор шел аж до 2000-го, умирали не от самого пьянства, а от суррогата, который развозили по деревням дельцы-коммерсанты. Грустно вспоминать: бывало и такое, что вызывали на комиссию и решали вопрос о лишении родительских прав. До сих пор перед глазами картина: рядом с матерью и отцом стоят их малые дети. Они еще не понимают, что решается их судьба, сиротство. Стоят смирненько, конфеты сосут, головенками вертят. А у нас сердце кровью обливается...
Сегодня горьких пьяниц можно по пальцам пересчитать. Пьют сегодня и в татарских деревнях, но как-то мирно и социально. Забулдыг возле магазина не встретишь, а уж пьяная женщина, шатающаяся в поисках опохмелки, — явление крайне редкое. Татарки в силу опять же национального менталитета сор не выносят из избы. Ни в прямом, ни в переносном значении. У татар возле дома или во дворе помойку не увидишь. Так же и пьют, тихо, скрытно и в одиночку. Кто — от безнадеги и безденежья, а кто — от безлюбья... Впрочем, от этого пьют женщины не только у нас в России...
Не стоит село без праведника
О людях деревни можно рассказывать бесконечно, в каждом селе или маленькой деревушке найдутся свои знаменитости, таланты, да и просто достойные люди. В день, когда мы приехали с фотокором “ТИ”, в тесном коридорчике администрации сидели две маленькие старенькие бабушки. Про себя прозвала их “бабушонками”, уж очень трогательно по-девчоночьи они засмущались, когда их попросили сфотографироваться для газеты. А потом, смущаясь, благодарили фотографа за внимание — это ж из города приехали. Такие вот они, деревенские...
За одну поездку объять необъятное невозможно, так же, как и передать наполняющие душу впечатления. Надеюсь, еще представится возможность снова побывать в Чикче, и тогда я обязательно расскажу о музее, который создал один человек — Хамдия Кызылбаева. Таких, как она, называют подвижниками. За семь лет ею были собраны и систематизированы тысячи документов и сотни уникальных экспонатов. Рассказ о ней и музее заслуживает отдельного повествования.
Хотелось бы еще рассказать о том, что чикчинцам нет равных на сабантуях, о фольклорном ансамбле села, о спортивных успехах. Но об одном моменте все же упомяну. Сания апа и Ризван абый Зинатуллины скоро отпразднуют золотую свадьбу. Уникальна судьба каждого из них — можно написать целую книгу. Уникален рецепт их счастливого супружества и доброго здоровья в немолодые годы: все делить поровну — и труд, и радость, не желать зла ни в мыслях, ни в словах. “Кто светел, тот и свят” — поется в песне. А песни складывает сама жизнь. Вот и с Зинатуллиными рядом светло.
Последнее, о чем не могу не рассказать, так это об особенности деревенских бабушек и дедушек. Подвижные, не обремененные лишним весом от домашних забот, они до преклонных лет легки на подъем, а стремительности их походки могут позавидовать молодые. Физический труд на свежем воздухе, ум, незамутненный обидами и злобой, открытость в общении, улыбчивость — лучше всякой дорогой косметики позволяют деревенским женщинам выглядеть моложе городских сверстниц. В свои восемьдесят иные и по сей день держат если не скотину, то хотя бы гусей, ловко управляются с уборкой и стиркой, не дожидаясь приезда детей из города на выходные. Топят баню, зимой расчищают двор от снега, а летом запросто бегают с лукошком в лес. Здесь не принято ходить к соседям лишь затем, чтобы пожаловаться на болячки да недуги. Это в деревне считается неприличным, будто без штанов зашел. А еще в деревне принято здороваться даже с незнакомыми, а уж со знакомыми хоть пять раз на дню, как это делает глава администрации.
Хамза Колчакович пока еще не дедушка, дочь учится в вузе. У него все впереди, но, несмотря на зрелый возраст, по-прежнему держит спортивную форму. Кандидат в мастера спорта по боксу, лыжник, легкоатлет — приверженец здорового образа жизни. А также здорового и здравого подхода к людям, к своим обязанностям: будь примером, прежде чем требовать, сначала помоги человеку, а уж потом суди. Вроде все куда как просто, на первый взгляд. Но это всего лишь со стороны просто...
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"