29 апреля 2024     

Общество   

Любовный треугольник, одна из сторон которого — медицина

Поводом для встречи с Михаилом Владимировичем Малишевским — доктором медицинских наук, профессором, заведующим кафедрой факультетской терапии Тюменской Государственной медицинской академии, послужил разговор женщин, случайно подслушанный в утреннем автобусе. Одна из них пожаловалась на головную боль, другая тут же “поставила ей диагноз”: “Так это у тебя гипертония!” Задремавшие пассажиры пробудились — начали советовать проверенные на себе таблетки. В конце концов, разговор свелся к следующему: “нынешним медикам доверять свое здоровье страшно, потому что они за деньги учатся”.
Михаил Малишевский в медицинских кругах человек не случайный: его детство прошло в мединституте, в областной больнице и в доме, где располагалась библиотека альма-матер будущих врачей. В доме этом он жил с родителями. А родители... Мама — Нелли Игнатьевна в 1964-м, через год после открытия Тюменского медицинского института, была приглашена в наш областной центр в качестве преподавателя кафедры биохимии. Вместе с Нелли Викторовной в Тюмень приехал ее муж — Владимир, студент мединститута. Служба в морфлоте заставила его перенести получение диплома на пять долгих лет. Но здесь, в Тюмени, студент В.Малишевский, староста группы, успешно закончил мединститут — вошел в число первого выпуска этого вуза. Вскоре его стали называть Владимиром Михайловичем. И не только потому, что так — по имени-отчеству — принято обращаться к врачу. “Секрет” уважения: он оказался очень хорошим, внимательным специалистом — терапевтом, занимающимся вопросами болезней легких.
Он был практикующим врачом и одновременно преподавал на кафедре. И при этом сам всю жизнь учился, “потому что медицина не стоит на месте”.
Теперь понятно, почему сын кандидата биохимических наук Н.Малишевской и известного терапевта В.Малишевского свое детство провел в мединституте, больнице и библиотеке? Его выбор будущей профессии был осознанным: Михаил знал, куда он идет. Примером того, каким должен быть врач, служили для него родители.
Взаимоотношения его родителей легко выстраиваются в форме “любовного треугольника”: где одна сторона — он, другая — она, а третья — медицина. Так получилось, что жизнь Михаила выстроилась “по этому образцу и подобию”.
Жена Татьяна Николаевна — его однокурсница по Тюменскому мединституту. Сейчас она — заведующая отделением глаукомы областного офтальмологического диспансера. Лично мне доводилось бывать у нее на приеме. Что могу сказать? Красивая женщина и очень внимательный доктор! Так вот однажды размечталась Татьяна Николаевна: шубу, мол, хочу, да такую, чтоб была, как у моих пациентов... Михаил Владимирович нашел выход из известного в медицинских кругах финансового “тупика”. Он предложил жене: “А давай лучше о кандидатской диссертации помечтаем!” Сам-то он в ту пору (в 28 лет!) уже защитил докторскую диссертацию. Мечта обрела зримые очертания: сейчас Татьяна Николаевна Малишевская — кандидат медицинских наук.
Старший из их троих детей — сын Владимир — студент Тюменской медицинской академии. Пока рано говорить о том, каким он будет доктором, но уже сейчас можно сказать, что свою будущую профессию этот парень выбирал не с закрытыми глазами. Он точно знает, какая работа ждет его впереди.
Вот теперь, после такого знакомства с династией врачей Малишевских, мы вправе рассчитывать на то, что волнующий нас вопрос о том, много ли в медицине случайных людей, получит авторитетный ответ. Отвечать будет Михаил Владимирович. Он сейчас передает свои знания и опыт будущим врачам.
— В нашей стране принято равняться на зарубежные аналоги, образцы, достижения. Я же уверен: подготовка медицинских кадров за рубежом может осуществляться с оглядкой на Россию. Там, за границей, медиков готовят к работе с помощью... манекенов. Их пальпируют, их прослушивают, на них тренируются. Исконно русская медицина базируется на том, что студента-медика готовят у постели больного. Начиная с третьего курса наши студенты имеют возможность под руководством своего преподавателя выслушать и записать жалобы больного, историю его болезни, поговорить с ним по-человечески, послушать. Это очень важный момент!
Кафедра факультетской терапии, которой я заведую, расположена на базе Тюменской больницы Западно-Сибирского медицинского центра Росздрава, известной многим под названием “больница водников”.
И был случай, когда студенты четвертого курса “пересмотрели” диагноз больного. “Скорая помощь” доставила его в больницу с пневмонией. И признаки этой болезни были очевидны. Но в анамнезе (истории болезни) этого молодого человека была вирусная инфекция, после которой произошел срыв сердечного ритма. В последующий месяц он испытывал слабость, его мучили одышка и кашель, когда он находился в горизонтальном положении. Эти симптомы усилились появлением отеков на ногах. Студенты “разобрались” и предположили другой диагноз: инфекционно-аллергический миокардит. Опытные врачи с ними согласились.
Вот такое обучение, которое проходит не поодаль от койки больного, закладывает основы клинического мышления. А это и есть одна из главных задач, которую ставит перед собой каждый преподаватель медакадемии.
Да, мы находимся не на своей территории. В частности, мою кафедру приютил главный врач больницы водников Николай Павлович Рыбалко. За это — за возможность учить студентов непосредственно в клинике — я ему очень благодарен. При этом смею надеяться, что наша кафедра, в свою очередь, способствует повышению престижа данного лечебного учреждения. Все сложные случаи мы разбираем с врачами, что называется, по косточкам. Наше вооружение — новинки медицины. Ведь в мире медицины все течет, все изменяется, образование врачей проходит красной нитью через всю их жизнь. Другая задача кафедры при лечебном учреждении — повышение уровня образования уже действующих врачей.
— Однако там, за рубежом, врачи — “штучный товар”. Наши вузы ежегодно выпускают в свет тысячи специалистов. У вас есть уверенность в том, что каждый из них станет врачом с большой буквы?
— Да, сегодня имеет смысл задуматься не о количестве, а о качестве подготовки выпускников. Качество образования зависит от многих компонентов. Преподаватель, который подает пример — “делай, как я”, должен быть всегда рядом со своим учеником. Но как добиться этой близости, если в группе — 15 человек? Многовато! Трудно дойти до каждого из студентов, до каждого индивидуума... “Дистанция огромного размера” от того, как ты прочитал, к примеру, “Войну и мир”, до того, как ты пересказал этот роман. Между этими двумя “пунктами” — свое осмысление, свое видение, свой анализ. В нашем случае все это называется клиническим мышлением. От него зависит здоровье человека. Это большая ответственность.
— Михаил Владимирович, не секрет, что среди студентов мед- академии есть группа лиц, которые обучаются профмастерству без должного прилежания...
— Трудно выращивать из помидоров огурцы. В данном случае в качестве “помидоров” выступают не только те студенты, что обучаются в нашем вузе на платной основе, но и те, что еще себя не нашли, — кем они станут в дальнейшем: акушерами-гинекологами или терапевтами, педиатрами, хирургами? Выявить-определить их наклонности может помочь психологическое тестирование. Результаты его подскажут: будет ли будущий врач профессионалом или его душу будет разъедать несоответствие воображаемого с реальностью. Несоответствие... Потому что он пошел не туда... Сейчас на четвертом курсе у нас целая группа, которая учится повторно: не смогли “с первого раза” справиться с программой. И мы их “тянем”. И опять возвращаемся к проблеме излишней наполняемости группы. К вопросу: штамповать кадры массово или их пестовать? В идеале, конечно, надо бы пестовать. Ведь на карте-то стоит самое дорогое, что есть у человека.
— А на практике?
— А на практике должны быть созданы “элитные” группы. Основу их могут составить не- обязательно те студенты-отличники, которые вызубрили заданный материал и... А те, что знают, почему они выбрали именно эту профессию, чего они хотят достигнуть, которые не устанут быть милосердными и сострадательными — “костьми лягут” за здоровье больного.
— Это фантазии?
— Это фрагменты реальности. Но самое реальное (обидно!) то, что отличные выпускники нашего вуза нередко вынуждены реализовывать себя в качестве представителей всевозможных импортных фирм, которые не вложили в их образование ни рубля, но которые гарантируют им карьерный рост, высокую зарплату, достойный социальный пакет.
— Все мы понимаем, что прием студентов для обучения на платной основе, — мера вынужденная: вузам нужно развивать свою материальную базу, строить общежития, повышать зарплату преподавателям... Иного решения этих проблем нет?
— Варианты решения есть. Мне известно, что у каждого заведующего кафедрой есть парочка идей насчет того, как можно заработать на своем интеллекте. Например, профессор Валерий Иванович Долгинцев предлагает инновационный проект — создание “Института региональных проблем здоровья человека”. Его цель — устойчивое развитие системы здравоохранения, повышение профессионального уровня руководящих кадров и развитие вузовской науки. Девиз проекта: “Здоровые люди строят здоровую экономику”.
А есть еще варианты — создание межуниверситетского центра довузовской подготовки. Или, скажем, гранты различных уровней. Это могут быть научные гранты, образовательные гранты. Зарабатывать можно и за счет дополнительных образовательных услуг населению. Например, организовать курсы по доврачебной медицинской помощи сотрудникам спецслужб, лекции населению о здоровом образе жизни.
Прежде чем реализовать эти задумки, нужно разработать концепцию развития вуза, установить более тесный контакт с правительством нашей области, которое уделяет серьезное внимание реализации национального проекта “Здоровье”.
Нравится

Комментарии к статье

Айдамирова Амина Алескеровна: 15.09.2010 22:02
Я хочу поблагодарить Михаила Владимировича за то,что он так искусно и грамотно,привлекает студентов к изучению терапии.Он сначала года поставил нам четкую цель-сдать терапию с первого раза.Михаил Владимирович прекрасно знает свое дело,с первого дня он наладил дисциплину.Признаюсь честно,я еще никогда так не учила,как учу сейчас терапию,а все почему,потому,что нас убедительно мотивировали и смогли так не принужденно заинтересовать-это беспроигрышный подход,который очень продуктивно отражается в учебе,и нам в пользу,и деканат спокоен.Поверьте мне,не каждый профессор,умеет так искусно читать лекции за столь ограниченный отрезок времени,успевая при этом активно общаться с аудиторией,поводить сравнительную характеристику с Европой,проводить профилактические мероприятия о вреде курения и многое другое.Я очень рада ,что имею возможность слушать лекции М.В Малишевского.С уважением студентка 4 курса,лечебный факультет.

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"