3 мая 2024     

Общество   

Плоды просвещения

Плоды просвещения горьки. Недаром предки говорили: многие знания — многие печали... И все же степень горечи зависит от садовника. Его мудрости и мастерства.
Уроки воспитания
С приходом лета — «урожайной» поры, аттестующей на зрелость не только учеников, но и их учителей, школьные коридоры пустеют, а дворы наполняются беззаботной громкоголосой детворой, у которой выпускные экзамены еще впереди.
На пришкольных задворках тоже начинается своя жизнь. Чего только не отыщешь в это время у мусорных баков! В утиль, за ненадобностью, списываются ребячьи сочинения — откровения души. Обстоятельные, но чаще всего сдутые с Интернета рефераты и доклады. «Неходовые» книги. Не только тома Ленина, но и Белинского, Герцена, Чернышевского... Страницы перечеркиваются ножом, крест-накрест, и аккуратненько, стопочкой, «немодная» классика выставляется у помойки.
В этих же местах, точнее на задах 19-й тюменской школы, недавно пришлось лицезреть картину, повергшую в немоту.
...Он лежал на земле. Истерзанный булыжником, валявшимся рядом. Подойдя поближе, среди осколков стекла и истыканного картона сумели распознать знакомые черты. Всемирно известного открывателя периодической системы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева.
Нашему земляку, можно сказать, еще повезло. Его коллеге Александру Николаевичу Несмеянову, химику-органику, основателю научной школы по химии элементоорганических соединений, академику, с 1951 по 1961 годы возглавлявшему Академию наук СССР, досталось больше. Лик его был обезображен до неузнаваемости. Уцелела лишь подпись под былым изображением ученого в скромной, несовременной раме...
Невольно представилась сцена: пацаны, подбадриваемые друзьями, под покровом ночи с остервенением перехватывают друг у друга кусок бетона и бросают его «в мишень». Пытаясь попасть в самое яблочко.
Откуда в детях такая агрессия, в чем ее истоки? Может, своими «отчаянными» действиями школьники хотели выместить зло на нелюбимом предмете? Или так они отпраздновали торжество по случаю окончания учебного года? Долгожданную свободу... Как бы там ни было, но, взяв в руки «орудие пролетариата» и целясь им прямо в лицо человека, пусть не живого, а нарисованного, они поступили жестоко, гадко... Ведали ли они, что творили? Взволновало ли это детское «самовыражение» взрослых? Или они равнодушно прошли мимо?
Впрочем, кто как не сами взрослые провоцируют подобные ситуации? Интересно, что сказал ученикам их учитель, давая задание вынести на хоздвор из ремонтируемого кабинета ненужный хлам, среди которого оказалась отечественная гордость? Вот вам «урок воспитания», который преподан, конечно же, без злого умысла. Но, боюсь, будет усвоен «на отлично».
И все же... остается надежда. На просвещение. Именно оно, если верить Канту, дает человеку выход из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине.
Классное дело!
Будни переживаем, праздниками живем... Как это справедливо по отношению к нашему бытию, в том числе — школьному.
В череде дней финишировавшего учебного года было много событий. Лично нам запомнилось одно. Оно поразило своей единственностью и, возможно, неповторимостью. Хотя устроители надеялись на «тиражирование» их опыта. По крайней мере, щедро делились им с другими — участниками семинара руководителей образовательных учреждений Тюмени «Школа сотворчества как территория здоровья».
Приветствуя гостей «праздника творческого общения», который любят дарить друг другу в тюменской школе №70, ее хозяйка Лидия Русакова сказала, пожалуй, о самом важном. О том, что учебное заведение, помимо того, чтобы давать качественное образование, должно стать для учеников территорией духовно-нравственного, психического и физического здоровья. Самосовершенствования их личности. Путь к этому основан на принципе сотворчества. С самим собой, с окружающим миром...
Пять лет работы в этом инновационном проекте показали, откровенно заметила Лидия Николаевна, что сотворчество с природой и внешкольным культурным пространством идет плодотворнее, чем с собой и со школьным сообществом. Поэтому и был задуман еще один проект под названием «Наше классное дело», который охватил жизнь школы в полном объеме. Начиная с первых и заканчивая одиннадцатыми классами. Вовлек в процесс всех без исключения педагогов, сотрудников — штатных и внештатных, не говоря уже о детях, их папах и мамах, бабушках и дедушках.
Развязка этого мощного действа, разворачивавшегося в недрах 70-й школы три месяца, и была представлена участникам семинара. Причем каждый был волен выбирать маршрут своего движения. Участвовать в презентации какого-то одного «мини-проекта» или совершить экскурсию, получив представление обо всех. Мы выбрали второй вариант.
Это, как говорится, надо видеть!.. Вначале в четырех рекреационных залах второго этажа собралась вся начальная школа. Ученики первых классов представляли итоги своей работы по теме «Наша классная библиотека». Второклашки рассказывали о придуманной и созданной ими классной игротеке. Впечатлила презентация учащимися третьих классов собственных экскурсионных бюро — с фирменной эмблемой, книгой жалоб, перечнем услуг. Так, бюро «Глобус» 3-го класса «г» предложило на выбор несколько экскурсий. Например, «Первый раз в первый класс» (для будущих первоклашек школы), «Развитие авиации в Тюмени», «Город, в котором ты живешь», «Подвиги защитников Отечества»...
Волнение, сопровождавшее ребят во время публичной защиты своего проекта, не помешало им ответить на вопросы взыскательной экспертной комиссии, в составе которой были и педагоги, и родители, и старшеклассники, и члены зрительского жюри. Например, третьеклашка практически с ходу дал ответ на вопрос: «Кто такая Валерия Гнаровская, именем которой названа улица Тюмени, расположенная неподалеку от школы?» Подозреваю, не всякий взрослый горожанин знает эту героическую девушку, санинструктора, Героя Советского Союза, ради спасения раненых бросившуюся со связкой гранат под гусеницы танка. В 1941 году вместе с семьей она эвакуировалась в наши края, трудилась на почте в Новозаимке, а в июле 1942-го ушла добровольцем на фронт.
...Не менее поразили и четвероклашки. Своими классными музеями, посвященными письменности и книге, профессиям родителей, достояниям культуры разных стран, привезенных «из дальних странствий».
—Но мы познаем нашу малую родину, Россию, другие государства и не выезжая за пределы школы, — говорит ученик 4 «а» Костя Опольский. — Путешествуя по страницам книг, участвуя в школьном театральном фестивале. Так мы побывали в Америке... ставя пьесу Даниила Хармса «Как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил»...
На классной выставке семейных реликвий внимание не мог не привлечь пожелтевший от времени, поистершийся от долгого хранения листочек бумаги. «Служебная характеристика на сержанта Мольгавко Федора Пантелеевича. Год рождения 1915. В РККА — с 1941 г. С 1943 по 1945 год работал шофером-механиком. В боях с японскими захватчиками показал себя смелым, выносливым, решительным. За что был награжден правительственной наградой. Пользовался большим авторитетом среди личного состава и уважением командования».
— Это мой прадедушка, — произнесла, заметив наш интерес, Саша Шевелева из 4 «г».
— Кто же сохранил эту бесценность?
— Мама...
Через час эстафету небывалого школьного марафона приняли старшеклассники. Ученики пятых классов демонстрировали свои плоды — классные агентства по организации массовых зрелищ и праздников. Удивили своими находками шестиклассники, презентовавшие свои классные арт-галереи. Ученики седьмых классов, предложившие всеобщему вниманию проекты центров деловых инициатив и помощи людям, восьмиклассники — собственные рекламные агентства, девятиклассники — классные клубы.
Поразили классные дизайн-студии. Проект 10 «б», несомненно, станет прообразом будущего школьного технопарка, посвященного крупнейшим научным открытиям XX-XXI столетий. Перехватило дух от другой разработки, придуманной «ашками». Она превратит глухой лестничный пролет, используемый сегодня как место для поцелуев и «осушения слез», в коридор странствий. Что-то наподобие «булгаковского подъезда», что был в свое время в тюменской школе №4, откуда родом Лидия Николаевна и ее ученики, ныне — уже коллеги-учителя. Идею, существующую пока на бумаге, но выполненную профессионалом в масштабе 1:15, воплощать в реальность будут сами ученики.
— Проект, придуманный администрацией нашей школы, — убеждена председатель одной из экспертных комиссий, преподаватель музыки Клавдия Зуева, — работает на перспективу. Не исключено, что он поможет ребенку в выборе профессии.
Трудясь над проектом, дети побывали в разных фирмах и учреждениях, увидели, чем они занимаются. Разрабатывали и защищали устав собственной «классной организации». Ставили перед собой задачи и добивались их выполнения, при этом соревнуясь, набирая очки, зарабатывая бонусы. Практиковались не только на подготовке презентационных материалов, но и на умении подать их зрителю. Примеряли на себя разные статусы и должности — от рядового сотрудника до директора фирмы.
Словом, ребята, вроде бы играючи, приобретали бесценный социальный опыт. Но что важнее, они действительно учились общаться с миром. С педагогами, родителями, одноклассниками. Лучше узнавая друг друга. Но прежде — себя.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"