29 марта 2024     

Политика   

Виктор ХАРЛАМОВ: "НЕФТЯНИКОМ Я СТАЛ СЛУЧАЙНО

Вот и не верь после этого в предначертания. Свою дорогу в жизни Виктор Харламов выбрал почти ненароком. И за это до сих пор благодарен судьбе.
— Нефтяником я стал случайно, — рассказывает Виктор Рудольфович, — со школы еще тяготел к физике, математике. А обстоятельства сложились так, что стал нефтяником. Можно сказать, случайно. И не жалею об этом. Я считаю, что судьба нас ведет.
— Удивительно такое слышать... Ведь когда человек пишет заявление для экзаменационной комиссии в институте, он не случайно может выбрать факультет...
— Да не совсем случайно, конечно же, все получилось. Вышло так: был у меня в жизни период, настроение такое — ничего не привлекало. И тогда мне повстречался декан горного факультета Пермского политехнического института. Он предложил поступить к ним — я, как-то особо не думая, согласился. И получил то, что хотел от жизни. Ремесло нефтяника — это мое. В детстве не всегда понимаешь, что именно тебе по душе. Осознание приходит с годами. И я судьбе благодарен за это.
— Чем вам дорога эта профессия?
— Работа нефтяника — это просторы. По сравнению с заводами в больших городах на месторождениях совсем другая обстановка. И многое в этой работе зависит от тебя. А еще — по душе мне те люди, с которыми работаю, в тяжелых условиях. Они какие-то более открытые. Настоящие. Целостные.
— Это Север их такими делает?
— Не только. И на «большой земле» я таких нефтяников встречал. Это своеобразный пласт людей. Мелочные и подленькие в этой профессии не приживаются. Труд-то тяжелый. Физический. В любую погоду находишься на улице. Это людей закаляет. Я таких видел — мужику за шестьдесят, на пенсию пора по паспорту — а он трубы на устье крутит лучше молодого. Его с работы не выгонишь!
— У вас в молодости были высокие устремления?
— Становиться начальником я не собирался.
— И какого уровня хватало?
— Достаточно было ранга мастера. Потому что это наиболее интересная работа, с малым количеством людей вокруг тебя. Это потом я понял, что человек должен меняться, расти. Работа на одном месте приводит к застою.
— Иногда это называют стабильностью...
— Не знаю... Я общался с иностранцами. У них считается, через четыре-пять лет нужно менять или должность, или место работы. Чтоб не расхолаживаться, чтобы появлялся задор.
— Вас судьба вела или вы ее, за уздечку, как жеребца?
— По-разному. Иногда решения сам принимаешь, а иногда руководители решают за тебя. Думаю, что как-то однообразно это и не происходит. И сам стараешься, и судьба подталкивает.
— Какой принцип руководства вам ближе? Демократический, жесткий, или смешанный?
— Лучше смешанный. Потому что, будем говорить так, демократичный принцип руководства почему-то считается слабостью. На Западе он применяется повсеместно, у нас же отчего-то эффективнее срабатывает жесткое управление. Чистую тиранию я тоже не приемлю.
— На вашей работе вам приходится ругаться матом?
— Если выведут из себя.
— И часто это бывает?
— Периодически. Но только не при дамах. Это допустимо в небольшом, мужском коллективе.
— Чем вас можно накалить добела?
— Глупостью и пофигизмом. Если вижу, что человек, неглупый, с головой на плечах, отвечающий за производство, относится к нему равнодушно, и работа из-за этого страдает — такое меня бесит. Как и хамство, впрочем.
— Виктор Рудольфович, сегодняшние запредельные цены на углеводородное сырье — это благо для государства или инъекция, которая еще скажется на экономике страны?
— Если бы нефтедоллары вкладывались в развитие других отраслей, это было бы благом. Но я пока не вижу, чтобы у нас в стране вообще что-то развивалось. Стабилизационный фонд у государства есть. Ну и что с него толку? Чего он лежит где-то? Деньги должны работать! Вспомните Маркса, формулу «деньги — товар — деньги». Нельзя же быть всегда ресурсным придатком. Надо развивать производство.
— Так о том и говорим — с разных трибун.
— Только и говорим. А на деле не заметно. Не надо покупать чужую продукцию — нужно приобретать технологии. И развиваться самим.
— Вот вы — депутат. Можете как-то повлиять на ситуацию? Пусть даже на региональном уровне...
— Как вам сказать... Сейчас бюджеты жесткие. Как изыскивать средства на развитие, если все обязательства расписаны? Большие средства ушли на развитие национальных проектов. Это очень хорошо. Но я считаю, что все нужно делать продуманно. Сначала подготовиться, а потом действовать. Мы же сначала делаем, потом размышляем — чего наворочали.
Тот же национальный проект «Жилище». Хорошая программа. Отличная! Но сначала нужно подготовить условия. Заводы построить по производству материалов. Мы сейчас собираемся улучшить жилищные условия граждан. А из чего строить новое жилье? Ресурсная база осталась прежняя. Те же заводы стоят, что и раньше были. Новых я не вижу. С чего увеличивать объемы производства? Вырастет только цена квадратного метра.
Это подтвердилось, когда начали выделять ипотечные кредиты молодым семьям. Деньги свободные на это появились, а жилой площади, которую можно было бы купить, нет пока. Соответственно, выросли цены на те квадратные метры, что есть. И опять мы все хотели, как лучше, а получилось — как всегда. Незабываемая фраза Виктора Степановича...
Взять ту же монетизацию. Идея — великолепная. Но подход в умах многих людей ее похоронил. Индивидуально надо было подходить, подсчитать все последствия, а потом предлагать механизмы. А не так, чтобы чохом, всех стричь под одну гребенку. Всегда нужно подготовиться к реформам. Тогда они дешевле обойдутся.
Что касается Ямала, то национальный проект «Здравоохранение» свои результаты в округе дал. Проект «Образование» — тоже. Региону удалось что-то построить, оснастить. Появились новые школы. Есть настоящие дворцы! Запаздываем со строительством детских садов. Их в свое время сбрасывали с баланса, передавали кому придется. Теперь спохватились.
— Для чего вы в политику пришли?
— Хочется что-то сделать большее. Чтоб законы были ориентированными на нужды людей. И чтобы они читались однозначно. Помните, как в девяностые годы предприниматели спокойно уходили от уплаты налогов? И все было по закону. Потому что они, законы, это позволяли. Если есть возможность по закону уйти от налогов, ею любой воспользуется.
— Какие отрасли жизни в округе надо укрепить законодательно?
— Не на нашем уровне это, правда, нужно сделать. Скорее на федеральном. Я переживаю за молодежь. Квотирование рабочих мест для нее просто необходимо. А мы никак не можем этого добиться. Много местных ребят на Ямале бездельничают поневоле или работают не по специальности. С дипломами, а устроиться не могут. Стажа нет! Все руководители хотят получить готовых специалистов. Дошло до того, что среди нефтяников на отдельных предприятиях средний возраст кадров сложился очень почтенный. За пятьдесят. Кадровый провал сказывается до сих пор. Как при советской власти было престижно работать буровиком! А сейчас многие буровые предприятия ПРОСТО ПОТЕРЯНЫ.
— Что нужно, чтобы дожать закон о квотировании рабочих мест?
— Не знаю, почему Госдума России к нему как-то вяло относится. Предложения о его принятии поступали не только с Ямала, но и из других субъектов Федерации. Это же закон о будущем страны.
— Из тех законов, что утвердили за полтора года, какие особенно памятны?
— В прошлом году мы долго дискутировали над законом «Об утверждении методики расчета, норматива и объема финансирования, обеспечения прав граждан на обеспечение общедоступного бесплатного образования». О финансировании фактически. Как учебные учреждения будут финансироваться, так они и станут работать. В прошлом году мы, конечно, просто серьезно подошли к вопросу и с департаментом обработали. Все замечания муниципальных образований в основном учли. Толковый получился закон. Вернее, методика. В 2006 году проблем в этой части не было.
— Виктор Рудольфович, почему вы, можно сказать демонстративно, остаетесь вне партий?
— Мне нравится быть независимым. Лучше отвечать за себя. И если будешь в чем-то не прав, то и винить станешь опять же только себя.
— С каким вопросами приходят к вам избиратели?
— Да с бытовыми, честно скажу. Молодежи нужна работа. Там, где могу, — помогаю. Через «Пурнефтегаз», через наше предприятие. Несколько молодых ребят уже устроил на работу. Много жилищных проблем у горожан. Часто люди приходят, чтобы просто выговориться. Есть не совсем здоровые граждане, считающие себя всегда обиженными.
— Вас хоть кто-нибудь благодарил за депутатскую работу?
— Всякое бывало. Кто-то благодарил. Кто-то хулил. Не всякому же можешь помочь. Иногда и закона нет, а человек считает, что если он хочет, то ему обязаны содействовать. Для всех мил не будешь.
— Для чего вы живете?
— Дед всегда говорил: брошу трудиться — помру. В 87 лет перестал на заводе работать — и умер. Работа — это жизнь. Ради будущего.
— Есть у вас невыполненная задача?
— Невыполнимых стараюсь не ставить. Хочу принести свою пользу здесь, в . Чтобы, повторюсь, наверное, законы были понятными, простыми. И чтоб они работали на человека. А не против него. В законотворчестве такой потенциал, что дорабатывать его можно долго. И никогда не достичь идеала.
— Это хорошо или плохо?
— С одной стороны, хорошо. Когда все будет налажено, скучно станет...
— Это раем называется. Или, например, коммунизмом...
— Сказки это все. В жизни всегда есть к чему руки приложить.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"