24 апреля 2024     

Общество   

Школа должна учить здоровью!

Социологи сегодня в один голос твердят об опасной тенденции, утверждая: России грозит существенный и системный упадок населения. За 1992-2007 гг. количество умерших превысило в стране количество родившихся на 12 миллионов.
В январе-марте 2008 г. численность населения в Российской Федерации сократилось на 80,9 тысячи человек и составляет теперь 141,9 млн. человек, так сообщает Росстат.
Компенсируются численные потери населения практически за счет миграционного прироста — 41,9 процента. Русские на Дальнем Востоке — в районах, граничащих с Китаем, — опасаются превратиться в нацменьшинство. Такой традиционный сектор экономики, как сельское хозяйство, испытывает сегодня острый дефицит в трудовых ресурсах. Мы, имеющие огромные и богатейшие природные ресурсы, завозим сегодня 75 процентов чужих продуктов. Не говорит ли уже это одно об упадке отечественной экономики? К тому же в нашей постоянной рубрике «Школа выживания» мы не раз объясняли, насколько пагубно продуктовый экспорт отзывается на нашем здоровье. В 1580 году Иван Грозный, озаботившись в первую очередь не конкуренцией на рынке продовольствия, а здоровьем россиян, говорил: «Хочешь завоевать страну, завози туда чужой продукт. Люди будут болеть, а больными рабами легче управлять».
Особенно тревожит меня в этом отношении Ямало-Ненецкий автономный округ. В Салехарде на рынке почти нет морошки, голубики, клюквы, брусники, зато есть апельсины из Марокко, мандарины из Испании, бананы и ананасы из Турции... Не собираемся утверждать, что все это не стоит завозить в Россию. Надо завозить, и в России испокон веков экзотические фрукты всегда имелись на прилавках... Но не стоит забывать и
о том, что фрукты и овощи, выращенные в родном человеку климатическом поясе, всегда принесут ему больше здоровья, пользы и не ответят организму аллергической реакцией. Когда же мы опомнимся и поймем, что нарушаем основной закон жизни — экологической совместимости: питаться тем, что растет под ногами?! Так, как делают все живые существа на земле.
Вы посмотрите, какие у нас сегодня строятся кафе: китайские, узбекские, японские, грузинские. А русские где? Где наша здоровая сибирская пища?.. Почему для нас «чужое только свято»? Повторим: экзотика — хорошо, но здоровая традиция — лучше!
И вот здесь еще и еще раз зададимся вопросом: куда смотрят наши специалисты в сфере образования? Куда смотрят педагоги и почему они не бьют тревогу, когда публично звучат страшные цифры: 80-90 процентов детей имеют сегодня ту или иную патологию. Здоровые ребятишки практически не рождаются!
Почему до сих пор в большинстве школ нет уроков валеологии — науки о здоровье, здоровом образе жизни? Почему ребят на уроках ОБЖ, ботаники не учат искусству быть здоровыми? Почему ни в наших местных краеведческих музеях, ни в кабинетах ботаники мы не видим на стенах полноценных, информационно насыщенных гербариев местных дикорастущих растений — лечебных, пищевых, ядовитых? Разве не интересно было бы детям знать о том, к примеру, что растения тундры содержат в десятки раз больше витаминов, чем южные? Что повсеместно растущий иван-чай (кипрей) в 20 раз витаминнее лимона и не заменит никакую купленную мамой в аптеке аскорбинку?
Школа о б я з а н а дать ребенку эти знания! Она должна не только рассказать о том, когда собрать, как приготовить лекарственные растения, но и познакомить с ними живьем — на экскурсиях в лесу, на лугу, да просто на даче! Каждый ученик должен иметь свой личный справочный гербарий полезных для здоровья растений. И в этом просветительская миссия школы может стать поистине неоценимой.
Вспомним нашего великого ученого-земляка Дмитрия Менделеева. На первое место в системе обучения он ставил ботанику, травознание. А наша школа даже не упоминает полезность многих растений, таких, например, как папоротник, который закупают у нас японцы (только один Токио съедает за год 300 тонн папоротника!), причем закупают за валюту. А шикшу (водянику) называют в Салехарде волчьей ягодой, боятся ее положить в рот! Между тем этот «северный женьшень» (для тех, кто не знает!) снимает умственную и физическую усталость. Недаром ее ненцы называют «дорогая трава», «хранительница души». Ну-ка, кто из ямальских школьников знает о целебных свойствах шикши? Вот вам цена нашего образования! А оно, образование, по Менделееву, должно быть «жизненным и реальным».
Главная проверка школьного образования — сама жизнь. К ней надо готовить учащихся. «Голая» теория вряд ли поможет им стать сильными и предприимчивыми, в то время как школа представляет собой громадную силу, определяющую и быт, и судьбу людей и государств. Поэтому особое внимание искусству выживания в современном мире надо уделять начальным классам, когда у детей еще восприимчив мозг и есть интерес ко всему полезному и любопытному. Именно так это делают в Японии.
По своему опыту проведения экскурсий с детьми 7-8-10 лет знаю: это самые любознательные, восприимчивые слушатели. Меня мой папа Сурин Нестор Владимирович, ученый-лесовод, приучал к знанию растений с пяти лет, гуляя со мной в парках Омска. В пять лет я уже знала не только названия всех деревьев, которые росли рядом, но и многих трав. Обучать разговорному немецкому языку он начал с четырех лет. И я до сих пор помню выученные в детстве фразы, а из того, что дал институт, многое прочно забыто.
Папа знал греческий, латинский, немецкий, а многие нынешние школьники и русский толком не знают. Менделеев и Ушинский считали, что высшее или специальное образование не может достигать высшей стадии без правильного прохождения среднего образования, главная задача которого — в развитии личности, в росте сознательного отношения к окружающему, в развитии наблюдательности, трудолюбия, внимания, обсуждения, приобщения учащихся к творчеству.
Мой отец считал, что экзамены в школе не нужны. Их вполне могут заменить годовые отметки. Учитель лучше знает своих учеников. Но учебный план должен быть дополнен дисциплинами реальными, дающими полезные знания о жизни, о природе. До революции в гимназиях изучался «Практический курс ботаники», в моем книжном шкафу есть «Курс ботаники для врача» (перевод с немецкого), «Лечение целебными силами природы без помощи лекарств» XIX века издания. Работу над своей диссертацией я начинала с книги «Лечебник для священников и сельских знахарей» XVI века (1580 г.). В любые годы моего преподавания в школе, университете, пединституте, мединституте я всегда говорила о полезности растений, хотя программа этого не требовала. И особенно хорошо это воспринимали заочники, у которых уже был опыт жизни.
Особо хочется сказать о физкультуре. В средней школе, в годы войны, я училась в Ишиме, с 1938 по 1948 гг. 9-10 классы закончила в Омске. С благодарностью вспоминаю Василия Алексеевича Порфирьева — заслуженного мастера спорта, который вел уроки физкультуры, убеждая нас, что движения, усиливая кровоток, помогают мыслить, дают силу и энергию жизни.
Утренняя гимнастика была обязательна. Если кто-то из нас опаздывал, то до других уроков его не допускали. Я убеждена: именно физкультура развивала в нас обязательность, сосредоточенность, стабилизировала внимание, даже развивала чувство локтя, объединяя детей, стремление к достижениям.
Наше физическое развитие благотворно влияло на усвоение гуманитарных предметов. А сколько мы катались на лыжах, коньках, санках, скакали в классики, играли в мяч! Может ли все это заменить бесконечные сидения за компьютерными «стрелялками»? И стоит ли удивляться бесконечным очередям в детских поликлиниках?
Удивительно: все пили воду из одного бочка и из одной кружки — и не болели! Работали на пришкольном участке: выдернем морковку, оботрем — и в рот! А теперь? В 10-12 лет уже сколиоз, частые простуды и многое другое. Синтетическими витаминами и бесконечными сникерсами мы не травились — жевали смолу хвойных, поэтому и не простывали и желудками не мучались. Сосновые почки жевали, ели клевер. А теперь? Жуть! Какую только пакость дети не едят!.. А мы же лечились природой.
Так и хочется вспомнить Авиценну:
«Подвижный,
быстрый человек
Гордится стройным станом.
Сидящий сиднем
целый век
Подвержен всем
изъянам.
С гимнастикой дружи,
Всегда веселым будь!
И проживешь лет 100,
А может быть, и боле.
Микстуры и таблетки
К здоровью
ложный путь.
Природою лечись —
В саду, в лесу и в поле...»
А в заключение хотелось бы сказать: никакие нефтедоллары не спасут страну, в которой власть не заботится о здоровье населения. Не спасти Россию от упадка, если не вложить эти деньги в здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культуру.
Хочется высказать слова благодарности тем областным депутатам, кто заботится о здоровье населения региона. Например, большое спасибо нашему земляку Владимиру Федоровичу Крамскому, который оказывает существенную материальную помощь нашим детским домам, вкладывает средства в развитие спорта, в восстановление духовности. Много делает для развития здорового образа жизни Геннадий Семенович Корепанов, другие депутаты. Спасибо им!
И еще вот чему надо обязательно учить наших детей — доброте, взаимопомощи. Мы живем в очень жестокую, порой бесчеловечную эпоху. Немало помогает всеобщей агрессии и телевизор. Чему он учит, что преподносит с экрана? Убийства, жестокость, силу кулака, силу денег. Добро редко побеждает на ТВ-экране, а жаль! Отучайте детей от ругани и жестокости! Окликните их, оторвите от телевизора. Поговорите о жизни, о близких, о слабых. Научите их жалеть и чувствовать! Ведь без духовного здоровья не бывает здоровья физического!..
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"