28 апреля 2024     

Общество   

Папа ставит двойку учителю?

Маленький Костя поднимает рев, собираясь в школу: боится математику. Лизочка, наоборот, плачет оттого, что из-за простуды ее оставили дома. Миша обожает учительницу химии и готов возиться с колбами и пробирками хоть до утра. Алиса ненавидит уроки труда: суровая преподавательница превратила домоводство для девчонок в настоящий сизифов труд. Родители «счастливчиков» хвастаются друзьям: какая у нас замечательная учительница! Папы-мамы тех, кто менее удачлив, предъявляют жалобы... Как наладить плодотворный контакт с педагогами? Об этом мы рассуждаем с доцентом Института психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета кандидатом медицинских наук Натальей МАЛЯРЧУК.
— Возникающие проблемы с учителем как зеркало отражают уже имеющиеся проблемы в семье, — считает Наталья Николаевна. — Это либо агрессия, либо замкнутость. Ненормальные домашние отношения проецируются на внешний мир. Другая причина — «непродуктивная» позиция родителей, полагающих, что учить ребенка — это чисто прерогатива школы и посему от сего процесса устранившихся. Возьмем элементарный пример. Закончились летние каникулы, а школьник все еще «отдыхает»: ложится спать за полночь, у телевизора просиживает. А надо бы за две недели до начала учебного года постепенно внедрять режим дня, пораньше отправлять чадо в кровать. Доказано: если ребенок привык поздно засыпать, у него может развиться невроз.
— Стоит ли портить детям остаток каникул?
— Это называется безболезненной адаптацией. Я всегда говорю, что школа — это не подготовка к жизни, а сама жизнь. Почему-то родители перекладывают на учителей весь груз ответственности за воспитание собственного дитяти. «Портить каникулы» не хотят, а сами даже забывают привить ребенку культуру питания. Кушать мальчишки и девчонки должны через каждые три часа. Оставляйте на столе какую-нибудь легкую полезную еду: стакан сока, компота, кефира, яблоко. Ребенок обязательно съест, и потребность в жвачке у него не возникнет.
— Есть мнение, что культура хоть и зависит от семьи, но все-таки формируется в школе.
— Какой культуры мы требуем от школы, если сами всячески ей препятствуем? Смотрите, что получается: приходит мама после работы домой, уставшая, кидает белье в стиральную машину-автомат, ужин — в микроволновку и скорее усаживается к телевизору. В лучшем случае, «зависает» на полчаса на сериале, в худшем — на эмоционально и интеллектуально вредных передачах. От школы же требуется «окультурить ребенка» — водить его на экскурсии да в театр. При этом папы-мамы не вспоминают, что чадо они водили только в кукольный театр на елку, а всякие выставки-экскурсии вообще игнорировались. Можно сколько угодно рассуждать о патриотизме и любви к родному городу, но они сами по себе не возникают. А ведь лучше съездить с ребенком в Тобольск, приобщить маленького гражданина к нашей истории. Мы предъявляем претензии к учителям — культуре не научили. А вы посчитайте, сколько книг у вас дома! Часто вместо книжных полок с произведениями классиков дома модная «крутая» мебель стоит.
Но это еще половина проблемы. Куда сложнее учителям «прививать культуру», когда папы и мамы в присутствии детей ругаются и курят. Я знаю девочку-отличницу. Такую скромницу на вид. Но как губки раскроет — нецензурную фразу выпалит — у любого уши завянут. Мама этой девочки — мастерица ругаться. Вывод понятен. О вреде родительского курения разговор отдельный. Если отцы и матери дружат с сигаретой — страдает не только физическое здоровье детей, но и их интеллект. Однажды я ехала в автобусе. По соседству разместилась компания мальчишек с бутылками пива. Речь ребят была уснащена ненормативной лексикой. Я им спокойно объяснила значение ругательств и рассказала, как пиво действует на организм. Так они упрашивали меня с ними лишнюю остановку проехать, на все вопросы ответить. Все интересовались, из какого я ПТУ учительница. Это о чем говорит? Не дети не желают слушать взрослых, наоборот, те не желают их просвещать.
— Но ведь не только родители, но и учителя виноваты, что дети азов не знают!
— Виновато отсутствие контактов между обеими сторонами. Учитель сегодня загружен с ног до головы: он и психолог, и социолог, и писатель статистических отчетов. Профессия учителя давно стала сродни шахтерской. И вместо того, чтобы требовать, не худо бы родителям сделать шаг навстречу. Некогда заглянуть в школу, побеседовать с классным руководителем вашего чада? Да пожертвуйте обеденным перерывом! Придите лишний раз в школу, спросите учителя, чем помочь. Можно подежурить на новогоднем вечере или съездить с ребятами в тот же Екатеринбургский аквапарк на экскурсию. Наконец, ремонт класса своими силами провести. Помните: прежде чем требовать, нужно уметь отдавать.
— Наталья Николаевна, у нас с вами получается, что педагоги уж такие хорошие и ошибок никогда не совершают...
— Сейчас дойдем и до ошибок. Главная из них — иной педагог разговаривает с родителями учеников, словно те еще ребятишки малые. Ведет беседу с высоты собственного положения. Любит вещать менторским тоном: «У вашего сына такие отвратительные оценки!» Это в корне неправильно. Не оценки важны в конечном итоге, а воспитание личности. Надо наладить диалог в форме доброжелательных советов. Например, порекомендуйте родителям хотя бы один раз в месяц выходной посвятить какому-нибудь культурному мероприятию, вроде похода всей семьей в музей. Жалуетесь, что родители двоечников в школу не идут? Чему удивляться — они не хотят слушать, что их дети глупые бездельники. Папа или мама успешны в работе, на руководящем посту или в бизнесе, их уважают, а, придя в школу, они чувствуют себя какими-то несмышленышами. Ни в коем случае нельзя занижать родительскую самооценку. Нельзя громогласно объявлять на весь класс: «Все скажут, какой противный у вас мальчишка!» Намного лучше тихонько сказать: «Давайте останемся после собрания и поговорим о вашем сыне». Разговор — только тет-а-тет. На общих собраниях следует обсуждать не поведение и успеваемость конкретных ребят, а всех касающиеся вопросы, скажем, успехи и трудности класса в целом.
Чтобы был контакт, необходимо общее, всех сплачивающее дело. Узнайте профессии родителей и привлекайте последних к проведению каких-нибудь интересных бесед с учениками. Чей-то папа — художник. Так пусть он о выставке, о своем творчестве расскажет. Пусть каждый родитель немножко расскажет о своей работе. Я сотрудничаю с тюменскими школами — №22, №57, №50, №7 и хочу сказать: там действительно замечательные учителя. В Горноправдинске (Ханты-Мансийский автономный округ) есть школа, где после занятий детишки плачут, не желают домой уходить — такая там прекрасная атмосфера.
— Подобная идиллия царит не везде. Что делать, если педагог просто-напросто невзлюбил ребенка?
— Попробуйте походить вместе с ребенком на уроки. Поговорите с этим учителем. Сегодня есть достаточно мощная система самоуправления. Родитель «заказывает музыку», а не гороно. Знаю случай, когда учительница в сердцах попинала портфель ученика. Дети засняли сей сюжет на мобильные телефоны, дали посмотреть родителям. Те побежали разбираться. На нынешнем августовском педагогическом совещании в Ханты-Мансийске звучало предложение: пусть зарплата учителя зависит от оценки родителей учеников. На мой взгляд, это вполне разумно.
Согласна, примерно десять процентов от общего числа учителей — это те, кого нельзя подпускать к школе и на пушечный выстрел. Но опять же родители должны знать свои права и уметь пользоваться ими. Вообще-то в моей практике серьезных конфликтов не встречалось. Имели место взаимные претензии, но не грубые ссоры. Учитель сам делает просчеты: ранит мальчика или девочку обидным словом, даже не сознавая того. Нельзя «на публике» заявлять девчонке: «Ну чего ты вырядилась как королева, иди смой с губ помаду!» Или во всеуслышание «сочувствовать» пареньку: «Как тебя обкорнали в парикмахерской!» Вот пример. В начальный класс пришли два мальчика. Первый — отличник, сразу стал любимчиком педагога. Но другие дети отзываются о нем нелестно: подставляет подножки, может мелкую пакость сделать. Учитель же не намерен замечать тот факт, что нравственные качества любимца явно отстают от интеллектуальных. Второй мальчик сразу завоевал любовь одноклассников, он всем готов помочь. Но учится слабовато, да еще и уроки вести мешает. Классный руководитель с радостью ставит ему двойки. Здесь педагогическая проблема: неумение рассмотреть личность. Специалисты городского информационно-методического центра управления по образованию администрации Тюмени на базе школ проводят семинары, куда приглашаются родители, педагоги, психологи. Они весьма эффективны, их задача — помочь достичь взаимопонимания. Стоит отметить, что наша область — особенно Тюмень и южные районы — выбраны в качестве «площадки» для модернизации образовательного процесса. Постепенно активизируется воспитательная функция школы, чья цель сегодня — не только напичкать знаниями юного гражданина, но и сформировать в нем моральные качества. Мы воспитываем уже не «винтика системы», а человека культуры.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"