24 мая 2025     

Культура   

Много дней позади, много дел...

Этого человека, жизнь и деятельность которого я взялась изучать, лично знаю давно, лет двадцать, наверное. Но когда стала перебирать бумаги и документы, то открыла для себя его заново. Я говорю о Романе Ругине, поэте, прозаике, публицисте, общественном деятеле.
Соками свежих сил
Ласковый твой простор
Нежно меня поил,
Ханты-Питлярский сор.
На земле есть много мест, которые воздействуют на человека особенно сильно. Им присуща какая-то удивительная энергетика, заставляющая по-особому чувствовать и мыслить. Ханты-Питляр, где довелось появиться на свет Роману, и есть такое заповедное место. По легенде Торум — Бог Высокого Неба когда-то давным-давно решил спустить на землю Ялань Ики — лесного великана. Да что-то там не сладилось, и угодил исполин ногами в огромное болото, провалившись в него почти до самых колен. Тут и ветер сильный подоспел, не удержался великан на ногах и упал, подминая всё своим немалым весом. Вспыхнул пожар и поглотил бездыханного гиганта, а на месте падения осталась глубокая впадина, быстро наполнившаяся водами Оби. Так образовался Ханты-Питлярский сор, на который если сверху посмотреть, то и впрямь можно разглядеть очертания распластавшегося на земле человека. А само название так и переводится на русский язык — «человек, упавший с неба».
Роман с детства слышал сказки, легенды, мифы, предания, которые во множестве знал его отец. С наступлением полярной ночи спать ложились рано. Электричества не было, радио только в конторе, керосин стоил очень дорого, свечи тем более, а при деревянной лучине долго не насидишь. Вот такими долгими зимними вечерами, чтобы дети не шумели и быстрее засыпали, отец рассказывал свои необычные истории. Бывало, что одну и ту же сказку он заводил не по одному разу, а чтобы было интереснее, импровизировал, что-то добавлял, изменял какие-то детали. Во всяком случае, они западали в душу и запомнились на всю жизнь. Как шутит Роман Прокопьевич, это как таблица умножения, которую, вызубрив в школе, уже никогда не забудешь. Сказочник Прокопий Кириллович, отец Романа, был замечательный. Он великолепно знал образный и сочный язык древнего фольклора, который веками создавался и оттачивался поколениями народа ханты. Мать и бабушка знали много песен и часто напевали их детям. Вот с чего начинался будущий поэт и писатель. Сам Роман Прокопьевич уверен, что «основа творческого успеха заложена в мудрости и своеобразной культуре его народа, в богатстве фольклорного языка».
Родился Роман Прокопьевич в многодетной семье 31 января 1939-го, что по-своему тоже примечательно, так как нечётное число ассоциируется у ханты с талантом человека, с его способностями. Когда ребёнок рождался в такие дни, родители, да и все родственники, очень радовались, значит, появился на свет ещё один незаурядный человек. Дед по отцовской линии был по тогдашним меркам относительно богат. У него было стадо оленей, которое ему позволяло кочевать на большие расстояния. Зимой перебираться в леса, летом подниматься в горы Урала. Но пришла советская власть, началась коллективизация. Разрешалось оставлять не больше 30 оленей, а остальных просто-напросто отбирали и передавали в колхозы. Когда эта весть дошла до оленеводов, дед, как и многие другие, не долго думая, раздал своих оленей братьям, сыновьям и другим родственникам, а сам перешёл на оседлость. В Ханты-Питляре у Ругиных был свой зимний и летний дом. Кстати, примерно четвёртая часть жителей посёлка была из рода Ругиных.
Трудиться приходилось много. Как вспоминает Роман Прокопьевич, когда он ещё был в люльке, отец с матерью вынуждены были брать его на рыбалку: «Я очень хорошо помню, как мы плыли на лодке, как отец поднимал сетку. Мать тоже рыбачила, и дети им помогали. Чуть подрос, и меня приспособили к работе, так что я с детства приучен к труду». Но кочевать Роману Прокопьевичу пришлось уже позже, когда он был директором Восяховской школы и работал в партийных органах. В те годы педагоги и работники культуры часто прикреплялись к красным чумам, которые кочевали вместе со стадами по тундре. Занятия проводились непосредственно в стойбищах. Вот тогда-то Ругин и узнал близко повседневную жизнь оленеводов, познакомился глубже с традициями и обычаями.
Но сначала была учёба в школе, педагогическом училище, служба в ракетных войсках. После армии Роман Ругин получил назначение в Ямгортскую начальную школу, где его ждал директорский пост. Он уже укладывал вещи и собирался отбыть на работу, когда заведующий окружным отделом народного образования попросил его срочно приехать в Салехард, чтобы сдать экзамены ленинградской комиссии для поступления в педагогический институт имени А.И.Герцена. За два дня Ругин сдал четыре экзамена. Не заезжая домой, сел в поезд на Ленинград. Город на Неве поразил Романа Прокопьевича и оставил неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Сколько друзей он приобрёл здесь! Одновременно с ним на разных курсах учились манси Юван Шесталов, ненец Василий Ледков, нивх Владимир Санги, ханты Прокопий Салтыков, которые впоследствии стали знаменитыми писателями и поэтами. Познакомился он и с чукотским писателем Юрием Рытхэу, который однажды спросил Романа: «А ты пишешь стихи?» — «Конечно, пишу. Вот у меня есть кое-что на русском языке». — «Неплохо. Что-то в этом есть». Но тут вмешался Юван Шесталов: «А на ханты языке есть?» Когда Ругин закончил читать, взял Юван Романа за руку и сказал такие слова: «Знаешь, дорогой мой, с сегодняшнего дня ты будешь писать только на своём языке. Тогда пойдешь вперед. Я найду тебе талантливого переводчика».
Быстро прошли студенческие годы. Молодой педагог, начинающий поэт и писатель прибыл в Салехард. В окружном отделе народного образования его направили в распоряжение Шурышкарского района. Здесь Ругин стал завучем Восяховской восьмилетней школы. А через полгода уже был утверждён директором. Три года он занимал эту должность. Несколько раз предлагали ему перейти на работу вторым секретарём райкома комсомола, потом первым, убеждали занять пост второго секретаря райкома партии, он не соглашался: «Дайте поработать в школе, закрепить знания, набраться опыта». Но его не оставили в покое. Три года Роман Прокопьевич отработал в отделе пропаганды окружкома партии. Затем был секретарём Тарко-Салинского райкома партии. Вернувшись в Салехард, преподавал в педагогическом училище, где вёл историю и хантыйский язык. Какое-то время был инженером в отделе окружающей среды в объединении «Ямалнефтегазгеология», читал лекции по международному положению, будучи штатным лектором окружкома партии.
Занимаясь общественной работой, Роман Прокопьевич не забывал и про творчество. Если талант есть, то он всё равно потребует выхода. На осуществление творческих задумок у него были бессонные ночи, выходные дни и отпуска. С легкой руки патриарха северной литературы Ивана Истомина произведения Ругина стали регулярно появляться в журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Москва», «Аврора», «Нева», «Сибирские огни», «Урал», «Север». О его творчестве писали в центральной прессе. В 1962 году на языке ханты вышла первая книга Романа Прокопьевича «Живая вода». В 1975-м произведения писателя были включены в престижную «Антологию литератур уральских народов», которая вышла в Будапеште в издательстве «Европа». В соавторстве с Прокопием Салтыковым Ругин издал в 1983 году в Ленинграде книгу для внеклассного чтения «Золотой огонёк», своеобразную школьную хрестоматию, куда помещены фольклор и мифология родного народа, произведения профессиональных литераторов на языке шурышкарских ханты.
В 1989 году народ округа доверил поэту представлять себя в Верховном Совете СССР. Это было очень насыщенное время. Сколько же поступило в адрес народного депутата СССР Романа Ругина просьб со всего округа! Сколько было отправлено запросов в адрес различных министерств и ведомств, в Госплан, Председателю Совета Министров от имени самого депутата! И многие проблемы удалось решить, многим людям — помочь. А ведь ещё была напряжённая работа в составе Комиссии Совета Национальностей Верховного Совета СССР по вопросам развития культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия.
Последняя должность Романа Ругина — главный редактор историко-культурного научно-популярного журнала «Ямальский меридиан». Издание это в 1992 году родилось с подачи Сергея Харючи, который тогда был заместителем главы администрации округа по национальной политике. Новый журнал сразу нашёл свою тематику. На его страницах широко печатались и печатаются ныне материалы по истории округа, культуре, этнографии, экологии, объективно освещались традиции и обычаи малочисленных народов Севера. Должное место нашли здесь проза и поэзия литераторов Ямала. Многие материалы, опирающиеся на строго исторические факты и лишь недавно рассекреченные, впервые широко, научно и фундаментально были отражены именно на страницах «Ямальского меридиана».
Что предопределено судьбой, от этого не убежишь, не скроешься. И нужно всегда помнить, что ты человек, который является представителем своего народа и должен быть достойным его корней.
Много дней позади,
много дел:
От хороших —
душой молодел,
От ошибок —
старел и седел,
Но беды —
никому не хотел...
...Говорю, как рыбак:
Ну так что ж!
Рыбы выпущенной —
не вернёшь...
Пусть мой путь не был радужным сплошь,
Был он честен —
и, значит, хорош!
Анатолий Марласов, заслуженный работник культуры РФ, заместитель председателя Тюменского отделения Союза российских писателей:
— Роман — изумительно скромный человек. Когда-то мы жили с ним в одном городе Салехарде... Он взялся редактировать мою книжку стихов, а в это время к нему приехали два известных московских поэта. Один из них прочитал мое стихотворение:
А вы видали
северное небо?
Оно собой
напоминает невод.
Водой переливается
в нем воздух
И рыбьей чешуей сверкают звезды.
О невод чешут
белые бока
Диковинные
рыбы-облака...
«Старик, это лучшее, что я читал о северном небе», — похвалил Ругина поэт. Другой бы промолчал, но Роман стал оправдываться: «Не мои это стихи. У нас «министр» культуры пишет. Я взялся подготовить его книгу к печати».
Анатолий Омельчук, заслуженный работник культуры РФ, президент ГТРК «Регион-Тюмень»:
— Трудно говорить о живом современнике — основоположнике литературы. Роман Ругин, хочешь не хочешь, — основоположник хантыйской литературы.
Очень естественный талант. Его дом, его кабинет, его мастерская — окнами на Обь. Он просыпается с Обью и засыпает на волнах родной реки.
Как-то мы с ним и его земляком и другом, талантливым мастером Геннадием Хартагановым заплыли на их родину — исчезнувшую деревеньку Ханты-Питляр. В былые времена одна сторона улицы — Ругины, другая — Хартагановы. Сегодня — пустой угор. У них на двоих одна мечта — создать на родном месте национальный музей-заповедник традиционного хантыйского быта.
К тому же он, как прилежный ученик, стал собирать легенды и сказки родного народа, пословицы, присловья, песни, сказания и истории. Если появится долгожданный хантыйский эпос — героическое сказание небольшого героического народа — это главная золотая строка Романа Ругина.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"