26 апреля 2024     

Блоги   

Наталья Кузнецова

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Написал 20:54 29.04.2012

«А вокруг тишина, взятая за основу…»

У меня нет музыкального слуха. Я не играю ни на одном музыкальном инструменте, не пою прилюдно и не пишу музыку. Правда, иногда могу уловить, если кто-то явно фальшивит. А еще я, как правило, замечаю, когда в неофициальной речи неожиданно всплывает неуместное слово или выражение из книжных стилей. Официально-делового там, научного… Замечаю – и недоумеваю.
Правда, если речь поэтическая (или претендует на таковую), думаешь: а вдруг это художественный прием, примененный автором сознательно? Вдруг я просто не могу постичь всей глубины замысла? И тем не менее как-то странно слышать в популярной песне, скажем, такое: «А вокруг тишина, взятая за основу». Сочетание «брать (взять) за основу» означает, по словарю Ожегова, «использовать в качестве главного, основного». Оно употребляется тогда, когда речь идет о целенаправленных интеллектуальных действиях человека – о создании документов, теорий, художественных произведений, сложных механизмов, например (из Национального корпуса русского языка):
Interpol ― нью-йоркская группа, которая взяла за основу не синти-поп, а мрачный пост-панк [«Известия», 2002.09.24];
Предложения бассейновых научно-промысловых советов были взяты за основу при подготовке проекта распоряжения Правительства РФ по составу промышленных квот приморских субъектов РФ на 2003 г. [«Рыбак Приморья», 2003.01.09];
Главный конструктор завода Александр Кочмарский взял за основу серийный сухогруз «Манифест Липковы» [«Техника ― молодежи», 1975].
Видимо, в песне подразумевалось, что тишина – это главное в некий лирический момент (когда «снова стою одна, снова курю, мама, снова»). Но не могу себе представить, при создании какого документа, теории, сложного механизма можно использовать тишину… Вообще-то сочетание «взять за основу» не самое книжное, и оно было бы, может, уместно в лирическом стихотворении, если бы не нарушалась его сочетаемость.

Ну а вот еще лирика. Герой песни, которую часто заказывают на некоторых радиостанциях в концертах по заявкам, обращается к любимой: «Будь счастлива, со мною засыпая, а также просыпаясь поутру». Книжный соединительный союз «а также» звучит здесь ну очень нелепо! Его законное место – примеры типа: «В этом случае становятся доступны сетевые печать и сканирование, а также управление и администрирование через Web-интерфейс» [«Computerworld», 2004] Тогда уж текст песни можно оформить и так (тональность не изменится):
Будь счастлива, со мною:
1) засыпая;
2) просыпаясь поутру.
Чуткие носители русского языка давно отмечали неуместное употребление книжных слов и выражений, а то и махровых канцеляризмов, в художественных текстах. Об этом писала, например, Нора Галь в своей книге «Слово живое и мертвое»:
«Люди всех возрастов и профессий, ораторы и педагоги, авторы и переводчики не только научных трудов, но – увы! – и очерков, романов, подчас даже детских книжек словно оглохли и ослепли. И вот уже (…) даже признанные корифеи пишут – и притом в переводе художественном: «В течение бесконечно долгих недель (героя романа) мучили мысли, порожденные состоянием разлуки»! А не проще ли, не лучше ли хотя бы: «Нескончаемо долгие недели (много долгих недель) его мучили мысли, рожденные разлукой (мучила тоска)?»
Конечно, проще и лучше, но канцеляризмы сами собой появлялись и появляются: раньше – из-под пера, а сейчас – из-под пальцев, стучащих по компьютерной клавиатуре. Мало того – сами слетали и слетают с языка, даже в неофициальном общении:
«Молодой отец строго выговаривает четырехлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
- Пожалуйста, - вполне серьезно говорит он крохе, - можешь гулять, но поставь в известность меня или маму»
Это пример из той же книги Норы Галь. Любой, кто немного прислушивался к речи окружающих (а может, и к собственной), приведет подобные. Вот, скажем, мама комментирует сыну лет пяти рисунок: «Это листочки, а это, соответственно, лепестки». Откуда это «соответственно»? Зачем оно здесь? Разве без него непонятно? Видимо, вирусом канцелярита многие люди заражаются в детстве, и дальше заболевание только прогрессирует…

Назад к списку записей

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"