26 апреля 2024     

Общество   

Тюмень - Сургут: пионерная магистраль

Так уж получилось, что вся сознательная жизнь Героя Социалистического Труда Дмитрия Ивановича Коротчаева соизмерялась с километрами проложенных дорог. Он был на работе сутками. Всегда там, где труднее всего. На объектах, разбросанных по всей трассе. И поэтому весь огромный коллектив стройки знал и уважал Дмитрия Ивановича. Коротчаев первым нарушил традиции Минтрансстроя — строить и жить на колесах или в инвентарных щитовых домах. Повсюду по его инициативе были ликвидированы временные жилые поселки, людей переселяли в постоянное жилье. Вот у такого удивительного руководителя я проработал в одном управлении 23 года.

История нашего знакомства началась в 1958 году, когда мы — группа выпускников Московского института инженеров железнодорожного транспорта — прямиком с ХIII съезда комсомола отправились на ударную стройку Абакан — Тайшет. Кадровик управления «Абаканстройпуть» сразу же познакомил нас с главным инженером В.И.Кличко и начальником строительства
Д.И.Коротчаевым.

— Не соглашайтесь с ходу на инженерные должности, ребята, — сказал нам тогда Дмитрий Иванович. — Поработайте сначала рабочими, бригадирами...

Наверное, это было правильно: в институте нам дали чисто теоретические знания, а практических навыков и умения руководить людьми у нас, конечно же, не было.

Нас четверых: меня, Гену Притупа, Раю Козлову и Люсю Файницкую — направили на станцию Минусинск в СМП-237. Так мы попали на легендарную стройку «Трасса Абакан — Тайшет»: 647 километров дороги, 700 искусственных сооружений, 9 тоннелей общей протяженностью более 10 километров, 3 виадука, один из которых, Козинский, впечатляет уникальностью по своему инженерному замыслу. Это была Всесоюзная комсомольская стройка — первая, которую с самого начала вели люди, приехавшие на объект по путевкам и собственному почину.

С чего начал на этой стройке Коротчаев? С обучения людей, прибывших по оргнабору. Дмитрий Иванович поставил задачу сделать всех кадровыми строителями, а для этого людей нужно было обучить разным профессиям. Будущего Героя Социалистического Труда Виктора Молозина в Саянах назначили бригадиром лесорубов.

— Какой из меня лесоруб? — отнекивался он, — Я топор и пилу никогда в руках не держал!

— Тут не специалист нужен, — ответил ему Коротчаев, — здесь хозяин требуется.

И через полгода бригада Молозина вышла в число передовых.

Укладке рельсов через Козинский перевал предшествовал колоссальный по тем временам взрыв породы. А рубежом был Крольский перевал в Саянах, за которым и должна была произойти стыковка с центральным участком. Уложить и забалластировать 900 метров пути было поручено трем поездам: СМП-269, СМП-241, СМП-237.

Эта работа была выполнена на полтора месяца раньше срока, и 30 января 1965 года столица Хакасии отправляла в Тайшет первый поезд. Госкомиссия приняла линию в постоянную эксплуатацию с оценкой «хорошо». За строительство железнодорожной линии Абакан — Тайшет Дмитрий Иванович Коротчаев получил золотую звезду Героя Социалистического Труда.

В октябре того же года на строительство дороги Тюмень — Сургут из Абакана, оставив обжитые квартиры, прибыли первые строители. Мы понимали, что приехали в Тюмень навсегда, что работы хватит не на одно поколение. Понимал это и Дмитрий Иванович. Он, лично убеждая министра И.Соснова в том, что транспортные строители заслуживают того, чтобы жить в хороших условиях, добился разрешения на строительство многоквартирных домов на улицах Герцена, Грибоедова, Первомайской и на проектирование постоянного жилья в поселке Парфеново. Такие же шаги были предприняты им впоследствии на станциях Тобольск, Сургут, Ноябрьск.

Первый костыль железнодорожной линии Тюмень — Тобольск был забит 27 декабря 1966 года. На тобольском направлении развернули работы широким фронтом механизированные колонны «Уралстроймеханизации», мостостроительные отряды и военная бригада железнодорожных строителей под руководством Ивана Матвейкова. Перед военными строителями была поставлена задача проложить стальную магистраль до станции Усть-Тавда и возвести два моста через реки Тура и Тавда. Труднейший участок от станции Усть-Тавда до станции Сетово был поручен коллективам строительно-монтажного поезда №269 и СУ-489 под началом Виктора Горченка и Евгения Жукова.

Железная дорога Тюмень — Сургут стала пионерной по разработке новых принципов проектирования и строительства железнодорожной линии в специфических условиях Тюменского Севера. Книга «Железные дороги в таежно-болотистой местности», соавтором которой был Дмитрий Иванович Коротчаев, стала настольной у каждого инженера. А коллективный труд «Разработка и внедрение прогрессивных технических решений, обеспечивающих ускоренное строительство железных дорог в нефтегазовых районах Тюменской области» был удостоен Государственной премии СССР. Лауреатом этой премии Д.И.Коротчаев стал посмертно.

Богатый опыт транспортного строителя, а опыт этот огромный — 52 года, свои глубокие, непрерывно пополняемые знания Дмитрий Иванович охотно передавал молодежи. Он был требовательным руководителем и очень добрым по натуре человеком. У него было обостренное чувство ответственности, он всегда беспокоился о сроках, о качестве. Он превосходно знал людей. Конечно, всех 10-15 тысяч подчиненных Дмитрий Иванович знать не мог, но передовиков, и особенно ветеранов, помнил даже по имени-отчеству.

Он был одержим в работе. С восьми утра до позднего вечера и все выходные — таков был график его работы. Он не знал отпусков и не очень привечал руководителей, которые приносили ему заявления на собственный отпуск.

Он мечтал увидеть железную дорогу у берегов... Ледовитого океана. Он всегда смотрел далеко вперед. Только-только мы пробивались к Тобольску, а Дмитрий Иванович уже в мыслях был на берегах Оби; рельсы подходят к Сургуту, а он уже думает, как лучше подобраться к Уренгою.

Он мог мгновенно ответить на любой каверзный вопрос. Вспоминаю такой эпизод. В Уренгое идет большое совещание с участием председателя Госплана Байбакова, руководящих работников обкома партии, и начальник Свердловской железной дороги Скворцов решает подначить Коротчаева:

— Вот примем у вас дорогу на Ямбург, вы же без работы останетесь!

Дмитрий Иванович задумывается — и вдруг на полном серьезе говорит:

— Вы, Виктор Михайлович, только не обижайтесь, но у нас на стадии техпроекта находится тоннель.

— Какой, куда? — удивляется Скворцов.

— На Сан-Франциско. Только доходим до берега — и прямиком в Америку! Поэтому мы готовы вам хоть сегодня сдать дорогу на Ямбург!..

Все, конечно, посмеялись. Коротчаев мог пошутить, а мог и сразу ответить серьезно. В этом весь Дмитрий Иванович, которого лично я считаю вторым отцом.

Справка об авторе: Бороданов Михаил Матвеевич, 1935 года рождения, свою трудовую деятельность начал в 1958 году после окончания Московского института железнодорожного транспорта по специальности «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Работал на строительстве железных дорог Абакан — Тайшет, Тюмень — Сургут — Нижневартовск, Сургут — Уренгой — Надым — Ямбург, прошел путь от строительного мастера до начальника объединения «Тюменьстройпуть». Лауреат Государственной премии и премии Ленинского комсомола, «Заслуженный строитель Российской Федерации», «Почетный транспортный строитель», «Почетный работник газовой промышленности», награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, бронзовой медалью ВДНХ за проектирование и строительство железнодорожной линии Тобольск — Сургут, другими правительственными наградами.

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"