30 мая 2024     

Культура   

Юрий Самойлов: «Правду я нашел только в театре»...

Новокузнецкий «Сказ», где Юрий Самойлов с 1994 года работает главным режиссером, и Тюменский театр кукол связывает давняя дружба. Гости из Кузбасса — постоянные участники фестиваля «Золотой конек». Кроме того, в 1999-м новокузнецкий театр создал особое товарищество — объединение кукольников Сибирского региона. Несколько лет назад к нему присоединились и тюменцы. Известный в нашем городе художник Владимир Осколков подготовил сценографию к спектаклям Самойлова, которые идут на сцене «Сказа», — «Золотой осел», «Нос», «Демон», «Каштанка». Инсценировки произведений классиков сделал Юрий Алексеевич.

Писать он начал лет семнадцать назад. «Не от хорошей жизни или для самоутверждения, — уверяет. — Не мог найти подходящую пьесу для театра кукол, попробовал сделать инсценировку — получилось... И пошло-поехало. Я не считаю себя драматургом и никогда не стремился к тому, чтобы мои пьесы ставили. Но если их берут в работу другие театры — почему бы нет?!»

— Как о ваших пьесах узнают в других театрах?

— По-разному. Чаще всего на фестивалях. «Сказ» часто принимает участие во всевозможных конкурсах, выезжает на гастроли. А это не только возможность показать спектакли, но и пообщаться с коллегами, поделиться идеями... Сейчас трудно найти необтрепанную пьесу. Когда привозишь на конкурс что-то новое, это сразу замечают, интересуются, кто автор.

— Юрий Алексеевич, вы заслуженный деятель искусств Крыма. Как режиссер из Кузбасса умудрился получить это звание?

— В 2001 году наш театр побывал на Международном фестивале театров кукол, который проходил в Симферополе, со спектаклем «Охотник до сказок» (тоже моя пьеса). Постановка имела большой успех. На закрытии фестиваля председатель Верховной Рады Республики Крым Леонид Грач вручил театру диплом, специальный приз, а мне — звание заслуженного деятеля искусств Крыма. Чуть позже пришло признание и на Родине: отметили званием «Заслуженный артист России». Для меня особо ценны те награды, которые получены театром. Недавно узнал, что «Сказ» выиграл президентский грант на постановку «Премьеры, которую играем вместе». В спектакле заняты только два профессиональных актера, 9 участников приглашаются из зрительного зала. Из пяти предложенных тем они выбирают одну — и начинается рождение спектакля. Всякий раз он будет новым. Такая вот инновационная штука.

— Ваш театр славится сценическими экспериментами, неожиданными проектами. Не боитесь рисковать?

— Нет. Если не рисковать, скучно жить в профессии. Театр — это не завод, где изо дня в день вытачивают детали по утвержденным чертежам и схемам. Здесь нужны эмоции, чувства, постоянный поиск. Режиссеру не обойтись без умения читать известные произведения между строк. Тогда и вариантов находится множество. Преподаватели в театральном институте учили нас, студентов, раскрывать пьесу, а не иллюстрировать ее. Если режиссеру нечего добавить в произведение, лучше вообще его не ставить. Уже все сказано. А повторяться — незачем. Знаете, всю жизнь мечтаю посмотреть «Сказку о рыбаке и рыбке». Обычно режиссеры показывают такую бабку-террористку, которая старику житья не дает. Но старуха — не главный герой. Их Пушкин определил в названии.

— Вы много лет живете в Новокузнецке. А откуда родом?

— Родился в Парголово, это местечко в Ленинградской области. Когда мне было три года, родители погибли. Так сложилось, что я попал в Акбулакский детский дом в Оренбургской области. Там оттрубил 8 лет. Убегал несколько раз. Свободы хотелось! Иногда возвращала милиция, иногда приходил сам. Дом — казенный, но там кормили. Мое детство — это отдельная история, в нескольких фразах всего не опишешь. Те фильмы, которые рассказывают о жизни в детском доме, — вранье. Там никакой романтики. Детдом — как джунгли, где самое сложное — выжить. Из нашего отряда (в нем числился 31 человек) выйти в люди удалось мне одному. То, что сейчас есть в моей жизни, получил благодаря своим рукам и голове.

— Как вы попали в театр?

— Я много лет искал правду — в детдоме, на улице, в армии... Нашел ее именно в театре. На сцене справедливость всегда торжествует. Даже если у автора нет хеппи-энда, его можно домыслить... В театр кукол я пришел не сразу. Поступал в Киевский институт театра и кино, на кинорежиссуру. Проучился там... два дня. Бросил учебу, выяснив, что отделение, на которое попал, готовит режиссеров научно-популярного кино. С другом поехал в Питер, чтобы поддержать при поступлении. За день до экзаменов попали на итальянскую оперу, все арии в ней исполняли куклы. Тогда понял: вот то, чем хочу заниматься! Я влюбился в театр кукол. Большинство людей считает, что это так, развлечение для детишек. Но театр кукол — древнейший вид искусства. В средневековье тех, кто им занимался, преследовала инквизиция... На экзамен в ЛГИТМиК (ныне — Санкт-Петербургская академия театрального искусства) пошел уже не для того, чтобы поддержать друга, а поступать самому. Причем на факультет «Актер театра кукол».

— Почему ушли из актеров?

— Один из педагогов заметил: ты не актерски мыслишь, надо заниматься режиссурой. Я прислушался к совету. Но актером все-таки поработал, да с такими мэтрами, как Валерий Ольховский, Михаил Хусид. Сейчас у меня есть роль музыканта в спектакле «Приключения Петра Ивановича Уксусова». Просто никто из актеров не может пока освоить балалайку и двухрядку.

— А где вы осваивали эти инструменты?

— Многому научился в детдоме, да и в институте времени зря не терял. Профессия актера подразумевает умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

— Вы только балалайкой и двухрядкой владеете?

— Нет. Еще блок-флейтой, гитарой, трубой, фортепиано. Меня с детства привлекали творчество, самодеятельность. В детдоме часто выступал в различных сценках. Кто-то из учителей посоветовал даже поступать в культпросветучилище.

— Почему не воспользовались подсказкой?

— Нас никто не спрашивал, куда бы хотели пойти учиться. Селу нужны были трактористы — и нескольких ребят отправили в поселок Чебеньки, в СПТУ. Тут уж не заартачишься: документов на руки не давали. Выучился на тракториста. И поработать по этой специальности пришлось: хлеб сеял, убирал. Вообще у меня семь профессий: тракторист-машинист широкого профиля, комбайнер, слесарь, плотник... Эти навыки очень пригодились в жизни. Знаете, в студенческие годы был богачом, зарабатывал около 700 рублей. Серьезные деньги по тем временам. Чтобы их получить, работал медбратом, дворником, сторожем. Крутился как мог — мне не на кого было надеяться.

— Есть какой-то секрет успеха?

— Только один, и очень простой. Главное — жить по принципу: не мне надо (получить престижную профессию, написать пьесу, картину и т.д.), а я хочу... Нет ничего невозможного. Сужу по себе. В жизни есть разные пути, нужно выбрать такой, чтобы никто не страдал от твоего успеха, не идти по головам.

— В свои 46 лет вы сделали завидную карьеру. Не боитесь звездной болезни?

— Чего звездиться? Звания, награды, похвалы, аплодисменты для человека театра — это все временное, сегодняшнее. За этот спектакль, эту роль. А дальше... Никогда не знаешь, каким будет следующий спектакль или роль.

Более 60 спектаклей поставил в российских театрах Юрий Самойлов, 38 из них — в новокузнецком«Сказе».

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"