4 октября 2022     

Общество   

«Зелёный патруль» проверил Мохтикъяун и Аган

Как рассказала руководитель похода Елена Клюшник, восемь ребят из молодежного центра не просто отдыхали на природе. Готовясь к походу и следуя по маршруту, группа преследовала множество целей. «Сам поход был первой категории сложности. Это само по себе непросто, — говорит директор МУ ГПМЦ «Альянс» Елена Клюшник. — Но у ребят была важная миссия. Нам надо было собрать материал для информационного банка водных маршрутов по родному краю».

Кроме того, группа получила несколько краеведческих заданий от Нижневартовского отдела Управления ХМАО по охране окружающей природной среды. Ребятам поручили зафиксировать экологические нарушения по пути следования, отметить места обнаружения промышленных свалок, зафиксировать нефтяные пятна на протяжении маршрута. По поручению Радужнинского лесничества группа должна была произвести учёт муравейников, обозначить на карте горельники прошлых лет и завалы на реке и определить гидрологическое состояние рек Мохтикъяун. «Также нам дал задание эколого-этнографический музей города Радужного. Туристическая группа осмотрела выходы речной террасы к реке на предмет нахождения памятников историко-культурного значения. Дополнительно мы собрали сведения о состоянии археологического памятника селище Мохтикъяун», — рассказала руководитель похода.

В течение семи дней ребята преодолели 150 км по реке и вынуждены были преодолевать четыре сложных завала. Каждый день проводилось обследование леса, изучение следов животных, растений, наблюдения за птицами, поиск муравейников и исторического памятника. «К сожалению, памятник мы так и не нашли, — говорит Елена Клюшник. — По сведениям это было селище железного века. Координаты у нас были точные. Но по этому месту перетаскивали буровую, была проложена грунтовая дорога, исторический памятник, который был, по сведениям, в аварийном состоянии, вообще исчез с лица земли таёжной».

По словам участников туристско-краеведческого водного похода «Зелёный патруль», путешествие было по-настоящему познавательным, интересным и не лишенным приключений. «На берегу Мохтикъяуна новички учились разбираться среди большого количества деталей от байдарок: стрингеров, шплинтов, фальшбортов, — рассказала участник похода Пери Лачинова. — При переходе завалов помучились изрядно. Приходилось возвращаться по 2-3 раза, тащить на себе и байдарки, и рюкзаки. Рюкзаки тяжёлые, килограммов по 20 на каждого. Река очень извилистая, постоянно крутые повороты».

Владимир Шкира, еще один участник похода, говорит: «Одной из ночей к лагерю приходил медведь. Потом по следам мы поняли, что ему было 3-4 года. Он подошёл к лагерю метров на 15, постоял, наверное, понюхал воздух, содрал лапами мох, оставил следы и ушёл. Мы потом сфотографировали следы и нору, которую он разрыл, — видимо, доставал запасы бурундука. На протяжении пути отмечали появление птиц. Видели чирков, гусей, лебедей, крохаля, гоголя, свиязь, рябчика».

Путешествие на байдарках имеет много преимуществ. Не надо тратить все силы на преодоление дороги, когда то и дело смотришь себе под ноги. Вода, небо, берега медленно проплывали мимо — любуйся, наблюдай, фотографируй. Но это не значит, что водный поход так легок. И с течением надо бороться, и с ветром. А солнце может быть и не таким добрым, носы обгорают до крови. А чтобы готовить пищу три раза в день на костре, дрова нужно заготовить, рыбы наловить, почистить, уху сварить на костре. Это вам не плиту включить. Физической нагрузки предостаточно.

Ребята подчеркивают: на каждом привале туристы старались костёр разводить на старом кострище, чтобы лишний раз не вредить лесу. А перед отправлением мусор сжигали, металлические банки обжигали, чтобы уничтожить защитный слой, — тогда они скорее покроются ржавчиной и сгниют. Все это заведено издавна. Переходит от старших к младшим, от опытных к новичкам, и давно стало законом.

Туристы дошли до слияния Агана с Мохтикъяуном. Аган — более широкая и быстрая река. Здесь и людей больше, и следов цивилизации. Именно здесь участники похода нашли следы небольшой, но все равно экологической катастрофы — загрязнение нефтью почвы. Отметили место на карте, сфотографировали. Потом специалисты выяснят, какая нефтяная компания ответит за разливы.

Нравится

Статьи по теме

№112 (4854)
26.06.2009
Ася Топоркова
Ратники с озера Сингуль
№103 (4845)
11.06.2009
Наталья Осенева
С полуострова Ямал — в горы и к морю

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"