26 апреля 2024     

Общество   

Как школа «гробит здоровье детей»

Чем болеют школьники?

О ситуации в Нижневартовске рассказал и.о. директора департамента здравоохранения городской администрации Александр Фучежи: «У нижневартовских детей (подчеркну: детьми считаются и новорожденные, и 17-летние подростки) здоровье постепенно улучшается. Распространенность сколиоза, выявленного в прошлом году при профосмотрах, составила 1,7% от числа осмотренных (в 2005-м таких детей было больше: 2% от числа обследованных). Нарушениями зрения страдают 11,8% ребятишек (в 2005 году таких было 12%). Заболевания нервной системы выявлены у каждого 18-го ребенка из 1000
(в 2003 году — 27), болезни пищеварительной системы у каждого 30-го тоже из 1000 (в 2003-м зафиксировано 32)».

Существует закономерность: чем старше ребенок, тем больше у него болячек. Школьников, у которых не диагностируют хронических заболеваний, очень мало. По данным департамента здравоохранения ХМАО — Югры, обнародованным в первой половине 2009 года, за время обучения в школе в стойкую хроническую патологию переходят 70% функциональных расстройств. К окончанию учебного заведения в 4-5 раз возрастает число детей с заболеваниями органов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза — органов пищеварения, в 2 раза — с нервно-психическими расстройствами.

Рассмотрим состояние дел на примере 32-й нижневартовской школы. Здесь обучаются 804 ребенка. Все они ежегодно проходят медицинские профилактические осмотры, в том числе по системе АКДО. Результаты медицинского тестирования прошлого учебного года показали, что незначительные болячки, которыми страдают ученики начальной школы, к 11-му классу переходят в серьезные патологии здоровья. По словам заместителя директора МОСШ № 32 Нижневартовска Тамары Рябцевой, самое большое число патологий приходится на ортопедию и кардиологию. Причем если основная ортопедическая патология в начальной школе — нарушение осанки, то в старшем звене — уже сколиоз. Если кардиологическая патология в начальном звене носит функциональный характер, то в старших классах это уже вегетососудистая дистония.

Здоровье детей — в руках родителей

Специалисты говорят, что во многом здоровье детей — в руках родителей. Для этого они должны знать о самых распространённых «школьных недугах». С медиками согласна член родительского комитета одной из нижневартовских школ Александра Бородина: «Мы выяснили, что папы и мамы наших школьников (по крайней мере, 85% опрошенных комитетом) не знают, как сберечь здоровье ребёнка и предотвратить развитие хронических заболеваний. Между тем воздействие неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей можно минимизировать. Для этого надо просто задавать вопросы специалистам. Благо, в Нижневартовске медики легко идут на контакт».

Врачи констатируют: школьные годы совпадают с периодом активного роста и развития ребёнка. Именно в этот период жизни организм особенно восприимчив к неблагоприятным воздействиям. Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушение режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики способствуют росту нарушений в состоянии здоровья школьников.

«Наблюдая за измученными детьми, которые сначала грызут гранит наук в классе, затем допоздна учат уроки дома, а в перерывах посещают репетиторов, родители приходят к выводу: именно школа гробит здоровье ребят», — высказала мнение большинства родителей Александра Бородина.

Действительно ли это так? Об этом рассуждал руководитель Нижневартовского филиала окружного Фонда обязательного медицинского страхования Александр Карпов: «Существует несколько факторов, влияющих на здоровье населения. Так, по данным академика РАМН
Ю.П.Лисицына, группировка обуславливающих здоровье людей факторов риска выглядит следующим образом: образ жизни — 49-53%, наследственность — 18-22%, внешняя среда — 17-20%, система здравоохранения — 8-10%. Вдумайтесь: на 50% здоровье наших детей зависит от того образа жизни, который они ведут! Над этим родителям надо задуматься и организовать жизнь своего ребенка, в том числе, и в школе. Грамотно организовать».

От родителей действительно многое зависит. Причем важны не только режим труда и отдыха, а также организация питания. Главное — суметь определить способности ребенка и выбрать школу, соответствующую его возможностям. Не стоит забывать, что в последнее десятилетие существенно изменилось содержание учебного процесса: школьники получают больше знаний, а уроки проходят более интенсивно. Кроме того, не секрет, что многие родители хотят видеть своего ребенка лицеистом или гимназистом, отдают предпочтение профильному обучению.

В погоне за качеством образования они зачастую не думают о том, посильна ли для ребенка такая ноша. Педиатры утверждают: у детей, которые учатся в школах с повышенной нагрузкой, здоровье хуже, болеют они чаще. Кроме того, в последние годы многие малыши идут в школу до того, как им исполнится 7 лет. А поскольку функциональные возможности современных дошколят существенно ниже, чем у их сверстников 1970-1980-х годов, то и утомляются на уроках они больше.

Шкала трудности как ориентир

С такими детьми учителям работать труднее: чтобы смягчить нагрузку, они прибегают к своим хитростям. «Ребенку, — замечает Тамара Рябцева, — очень тяжело, когда первыми в расписании обозначены сложные предметы: физика, математика, химия, поэтому специалисты советуют поставить их вторым или третьим уроками, когда наблюдается пик работоспособности. Затем идет спад: в это время неплохо бы проводить двигательные или менее трудные занятия. Шкала трудности учебных предметов должна стать ориентиром для завуча, который составляет расписание. Мало того, оно должно быть отлажено так, чтобы и нагрузка постепенно — от понедельника к середине недели — повышалась, а потом постепенно снижалась».

Еще один важный фактор, влияющий на здоровье подрастающего поколения, — это малоподвижный образ жизни. Если в советские годы дети после уроков могли свободно бегать во дворах, ходили в спортивные секции, участвовали в различных состязаниях, то теперь они от компьютера не отходят. Сегодня двигательная активность детей катастрофически низка, отсюда — и плохое зрение, и проблемы с осанкой, и нервное перенапряжение. Изменить ситуацию, по мнению врачей-гигиенистов, смогли бы дополнительные уроки физкультуры.

— Дополнительные уроки — это, конечно, хорошо, — парирует Александр Карпов. — Но проблема в том, что не всякая школа может позволить себе такую роскошь: нет залов, не хватает учителей. В настоящее время городские образовательные учреждения укомплектованы спортивными залами на 95%, бассейнами — на 10%.

Впрочем, безвыходных ситуаций не бывает. Во многих школах, например, проводят физкультурные пятиминутки. Кстати, исследования ученых подтверждают: даже такие непродолжительные паузы позволяют ребенку размяться, сделать зрительную гимнастику, снизить утомительность учебного процесса.

Кроме того, оздоровление в учебных учреждениях Нижневартовска, по словам Тамары Рябцевой, идет путем формирования здорового образа жизни учеников через систему тематических классных часов, во время которых проводятся беседы с медицинскими работниками. Школьники активно участвуют в городских соревнованиях «Золотая осень», «Безопасное колесо», «Лыжня для всех», в веселых стартах, губернаторских состязаниях. Помимо этого учителя физкультуры проводят для ребят спортивные праздники, выезды на турбазы, слеты «Дни здоровья», товарищеские встречи по разным видам спорта. Оздоровление не прекращается и после уроков. В той же школе № 32 на протяжении ряда лет работает пять спортивных секций: баскетбол, волейбол, туризм, карате-до, аэробика.

Технологии против патологий

В последние годы в Нижневартовске многое делают для того, чтобы подрастающее поколение росло более здоровым. В школах действуют стоматологические кабинеты, летние пришкольные оздоровительные лагеря, создаются классы компенсирующего типа по различным видам патологии, медики ежегодно проводят профилактические осмотры. С выявленными больными детьми работают, как с диспансерными пациентами.

Для укрепления здоровья ребят специалисты используют и высокие технологии. Очередным шагом муниципалитета в построении эффективной системы немедикаментозной профилактики школьников стало применение в системе образования «БОС-технологий». Преподавание нового предмета основано на биологически обратной связи: школьники учатся управлять своими физиологическими функциями, в частности правильным дыханием. В качестве наставника и помощника в этом случае выступает компьютер.

Для внедрения оздоровительной программы в образовательных учреждениях города приобретены и кабинеты биологической обратной связи различной направленности: «БОС-здоровье», «БОС-коррекции зрения», «БОС-опорно-двигательный», «БОС-логотерапевтический». «Они, — как сказал председатель Думы Нижневартовска Владимир Тихонов, — привлекают своей эффективностью: вкладывая небольшие деньги, мы рассчитываем на то, что в итоге город получит целое поколение здоровых школьников».

Власти Нижневартовска и Югры понимают: управление здоровьем подрастающего поколения — приоритетная задача. Важнейшую роль в этом они отводят профилактической медицине, совершенствованию системы воспитания и образования и формированию у детей мотивации здорового образа жизни. С этой целью в автономном округе планируется разработать программу «Здоровье школьника».

Нравится

Статьи по теме

№168 (4910)
25.09.2009
Андрей Решетов
На здоровье не экономят даже в кризис!
№116 (4858)
02.07.2009
Наталья Осенева
Отдыхайте на здоровье

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"