23 апреля 2024     

Культура   

Новая жизнь древнего мифа

Разумовская — одна из самых востребованных современных авторов. Ее пьесы («Дорогая Елена Сергеевна», «Ваша сестра и пленница», «Майя», «Сон старого дома» и другие) есть в репертуаре не только российских, но и зарубежных театров — Германии, Польши, Франции, США…

Главный режиссер Тюменской «драмы» выбрал для постановки «Медею», определив жанр спектакля как «парафраз на темы древнегреческого мифа». В пересказанной «своими словами» истории размыты временные и пространственные границы. Зрителю несложно прочесть подсказку: «Медея» — это просто спектакль о вечных человеческих ценностях, любви, верности… В стиле сегодняшнего дня выполнены костюмы героев, да и волнуют их вполне современные проблемы. «Народ коринфский, как и везде, судачит об одном: жизнь дорожает, пьют мужья, с детьми ж нет никакого сладу… Правителей бранят, войны боятся. Все, как всегда…» — замечает афинский царь Эгей. Его играет заслуженный артист России Сергей Оленберг.

В пьесе Разумовской, как и в спектакле, он вы-глядит коварным интриганом, способным воспользоваться чужим горем, чтобы получить свою выгоду. С одной стороны, Эгей готов бросить к ногам любимой женщины — Медеи — целый мир, спасти ее от нищеты и преследований. С другой — за доброту и ласку он требует слишком высокую плату. Драматург милостиво (по сравнению с мифами) обходится с царем Афин. Эгей теряет всякую надежду на взаимную любовь.

Вообще, наказаны в спектакле все. Каждый получает по заслугам. Когда-то Медея, помогая Ясону добыть золотое руно, убила брата, предала отца. Спустя годы ее тоже предает родной человек — тот самый герой Эллады, ради которого была готова на многое. Ясон (заслуженный артист РСФСР Геннадий Баширов), уставший слоняться по разным углам, решается бросить семью. Он продает себя недешево, получив за измену молодую жену и царство в придачу. Аргонавт, обманувший Медею, остается ни с чем. Казнена соперница, сожжено царство, убиты дети… Жестоко.

Во всех тонкостях сюжетного подтекста несложно разобраться, зная мифы Древней Греции. Впрочем, если не ошибаюсь, их проходят даже по школьной программе. Так что, смею предположить, история, рассказанная в спектакле, знакома многим.

Существует предание, будто сыновей Медеи и Ясона убили коринфяне, в отместку за гибель юной царевны. Однако коринфянам не хотелось мириться с недоброй славой детоубийц. Поэтому они убедили Еврипида показать в трагедии, что в гибели Ясоновых детей повинна Медея.

Постановка Цодикова — трагедия с положенным по жанру развитием действия. Режиссер строго следует за драматургом, не пытаясь удивить публику новомодными приемами. Спектакль держит только актерская игра — искренняя, с надрывом… В сценографии использован минимум декораций: напоминающее парус светлое полотно, изображающее берег моря пространство, остов рыбацкой лодки…

Внимание концентрируется на темной фигуре на берегу. Это Медея ждет своего Ясона. Из сильной красивой женщины, покорявшей сердца мужчин, она превратилась в тень… В целом мире не осталось человека, способного понять, защитить ее. Невольно сочувствуешь, сопереживаешь героине Татьяны Пахомеевой. Ценители сценического искусства могут помнить актрису по спектаклю «Мастер и Маргарита» (ставил его тоже Александр Цодиков, в 80-е).

Казалось бы, откуда сочувствие жестокой колдунье? Наверное, в глубине души любой женщины живет Медея. Кто-то способен держать взаперти воинствующую мстительницу. Кто-то иногда поддается сладкому желанию наказать обидчика, не задумываясь о последствиях. Но месть, как известно, плохая утешительница, никудышный советчик…

В спектакле есть еще одна женщина — старуха-кормилица. Ее играет актриса Галина Домникова. Когда-то ей довелось пережить измену мужа. Любимого удержала, пригрозив… убить его ребенка. Конечно, дальше угроз дело не пошло. Кормилица смирилась со своей участью, это же она советует колхидской царевне: молчи, терпи, живи ради детей. Но это не в характере бунтарки Медеи.

По одному из мифов, убив детей, она унеслась на колеснице, запряженной драконами. У Разумовской главная героиня — обычная женщина, и высшие силы ей не помощники. Медея сама делает свой выбор: смерть успокаивает мятущуюся душу…

 

Нравится

Статьи по теме

№170 (4912)
29.09.2009
Любовь Киселёва
Отвоёванное счастье
№142 (4884)
14.08.2009
Любовь Киселёва
В Тюменской «драме» поселились музы

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"