29 марта 2024     

Культура   

«Куплю чернил, засучу рукава...»

Под пером нашего земляка родились сборники северных рассказов, в том числе «Зоя из Уренгоя», «Невесомость любви», «Большая охота», «В тундре, близ Ямбурга», «Зегзица». Б.М.Касаев является редактором и составителем литературных альманахов «Светло от северных сияний» и «Струною звонкою звенит Полярный круг», выпущенных под эгидой предприятия «Газпром добыча Ямбург» в 2004-м и 2009 годах; постоянным автором «Литературного факела», выходящего в Москве, и «Обской радуги», выпускающейся в окружной столице, парламентской газеты «Тюменские известия».

Накануне наш корреспондент побеседовал с членом Союза писателей, заслуженным работником культуры России Борисом Касаевым.

— Поздравляем с наградой! Писательская медаль — чем для вас она ценна?

— Наверное, тем, что маститые мастера русской литературы посчитали возможным отметить мое участие в творческом процессе. Им виднее, им спасибо, мне приятно. Хочется купить ведро чернил, кило железных перьев, еще выше засучить рукава и — вновь за работу!

— В вашем последнем рассказе «Ганнибал и Патефон», опубликованном в журнале «Литературный факел», изложена необычная история: собака становится вожаком волчьей стаи. Это придумка или факт из жизни?

— Герои, конечно, вымышленные, но собачьи «оборотни» бывают, верю охотоведам. О таком именно случае мне, в частности, сообщил в семидесятые годы известный салехардский следопыт Тит Неонилович Мартышин — жили по соседству. Он был одним из лучших охотников нашего края. Когда поголовье волков в тундре приближалось к «критической массе» и хищники начинали наносить урон оленьим стадам — приглашали Тита Мартышина с товарищами. На счету у каждого из них было по доброй сотне этих «санитаров леса».

Фоном в рассказе служит тема любви ко всему живому. И хотя Патефон погибает от руки своего хозяина, Ганнибала, нетрудно догадаться, какую горечь и какие сомнения испытал этот человек, лишая жизни своего лохматого любимца, ставшего врагом.

— Практически все ваши произведения — о людях Ямала, то есть о северянах. Но один из них как бы выпадает из общего ряда. Имею в виду рассказ «У Кумы, на хуторе» — про инвалидов, бомбивших немецкий танк.

— Он во многом биографический, потому действие развёрнуто на берегу речки Кумы, что на Ставрополье. После войны все мои уцелевшие родичи, в том числе и отец, вернулись искалеченные. В сущности это были двадцатилетние мальчишки, но за плечами у них уже высился огромный боевой опыт: уходили-то они добровольцами, нещадно добавляя себе года. Списанные с войны, они растерялись, не зная, что страшнее для них, калек, — ад сражений или тяготы мирной жизни длиною в жизнь?

— В рассказе «Случай в тайге» «деятельность» браконьеров может привести читателя в шок. В самом деле, творились такие безобразия?

— Так было и так есть. У меня там сведения тридцатилетней давности. О нравах нынешних красноречиво свидетельствуют телевизионные сюжеты, газетные статьи об охотничьих похождениях некоторых представителей «сильных мира сего». И не только их. Остановить «безумие с ружьем» может лишь суровый закон. Но пока его нет или он не действует. А когда заработает, то, возможно, уже некоторые виды фауны и флоры исчезнут с лица земли. Давайте так: или у нас цивилизованный мир, или каменный век.

— Ямалу можно гордиться своей литературой?

— Безусловно. Это в первую очередь выдающиеся произведения Анны Неркаги, Леонида Лапцуя, Романа Ругина, Ивана Истомина, Прокопия Салтыкова, Юрия Афанасьева. Это замечательные литературные вещи таких авторов, как Юрий Басков, Людмила Ефремова, Юрий Кукевич, Николай Данилов, Юрий Ленцов, Махмуд Габдулин, Анатолий Алексеев, Нина Ядне и другие. У нас есть журнал «Обская радуга» — такой редко встретишь где еще в России. Поистине это литературное достояние Ямала! Основал его при поддержке администрации округа Юрий Афанасьев. Позднее издание редактировала Нина Афанасьева. Ныне журнал возглавляет опытнейший литератор и редактор Владимир Волошин. Новый Уренгой может гордиться именами Игоря Владина, Анатолия Веремьева, Николая Усатенко, Виктора Мурзина, Михаила Гуменюка, Натальи Серебренниковой, Полины Росошик. Много лет в городе успешно работает литературная гостиная «Горенка», её руководителем и творческим вдохновителем является Ольга Скрипник.

— Что скажете о происходящих новациях в русском языке?

— На мой взгляд, «кофейные» страсти, разгоревшиеся на страницах некоторых периодических изданий, — буря в стакане воды. Обществу тут и обсуждать нечего. Многим ведь известно, что в России слово «кофе» (вместе с напитком) получило распространение в XVIII веке. Было оно среднего рода. В XIX столетии произошла трансформация в «кофий». Язык не повернулся назвать его «оно». Только «он». В двадцатом случился возврат к старой форме, а род остался мужским — сумел как-то закрепиться. Хотя логики в этом не было. Теперь новый зигзаг, к ужасу интеллектуалов-словесников. Но, по-моему, абсолютно оправданный.

— А с «парашутом» согласимся?

— Кому-то выгодно упрощать слова. Видно, работа такая. Это нужно обществу? Не думаю. Но «процесс», несомненно, продолжится. Лишь бы не докатиться до того «светлого» дня, когда вместо слова «велосипед» надо будет говорить узаконенное существительное «лисапет», а вместо «оладий» простецкое «ладик».

Впрочем, не это самое печальное. Вопрос в том, не светит ли нам деградация языковой культуры? О симптомах назревающей угрозы впору серьезно задуматься на государственном уровне. Я говорю о «языковой чуме» — мате. Масштаб несчастья может принять поистине вселенский размах: болезнь уже начинает подтачивать все слои общества, даже детский. Вот какой проблемой надо заняться! А не надуманным «кофейным вопросом». Впору, как говорится, бить в колокола. Гибель языка начинается именно с обвального укоренения нецензурщины. Мат в России, понятно, тлеет давно. Но раньше он применялся в особых, уместных случаях. Или как ритуальное действо. Сегодня ситуация достигла опасной черты: мат становится нормой. Он буквально «размножается», как гриппозный микроб. Когда мат пронзит все поры общества — нормальному русскому языку может прийти конец.

— Не сгущаете ли красок?

— Слов нет, эпидемия нецензурщины может затрагивать и высоконравственное общество, но это будет как слону дробина. Если же страна больна пьянством, наркоманией, мздоимством, если герои кино — бандиты и проститутки, а на улицах тысячи беспризорников, «зерна» мата находят себе благодатную среду. Вспомним, отчего умер латинский язык. Он выродился — в силу деградации общества, говорившего к закату «вечной империи» уже не на языке Цицерона, а на латинском мате. Вслед за языком исчез и народ. Древний мир сбежался поглазеть — а латинского народа-то нет!

— Какой же выход?

— Пусть думают и чешут «репу» специалисты, политики. В конечном счете — государство. На мой взгляд, начинать надо хоть с элементарного запрета на мат — на улице, на экране, на сцене, в общественных местах. Но одной этой мерой и разовыми кампаниями проблему не решить. Нужен комплексный подход. Процесс оздоровления наверняка будет затяжным. Но нам ли отчаиваться, нам ли бояться врага? Его мы знаем как облупленного.

А хорошо знать врага — это уже половина победы!

Нравится

Статьи по теме

№182 (4924)
15.10.2009
Юрий Мандрика
Сколько стоит уценённый Строгальщиков?
№131 (4873)
24.07.2009
Ирина Тарабаева
Писатель Мальцев и его ушастый талисман

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"