3 мая 2024     

Культура   

На орбите ямальского искусства

Он настоящий волчок. Вероятно, энергия Земли здорово крутанула его при рождении, да так, что он до сих пор вертится, создавая вокруг себя немыслимые завихрения и притягивая на свою орбиту множество потрясающе талантливых людей. Его голова полна созидательных идей, а жизнелюбие просто бьет через край. Даже не верится, что в юности, оказавшись на развилке двух дорог, Сергей Лугинин повернул не туда. Но, если человека в макушку поцеловал Бог, от судьбы не уйдешь...

— Сергей Александрович, быть художником — ваше призвание. С этим вряд ли кто-то поспорит. Но вы окончили Тюменский сельхозинститут. Неужели мечтали стать агрономом?

— Искусством я занимался, сколько себя помню, всегда. После школы, естественно, думал: что буду делать дальше? Узнал про Строгановку. Но, чтобы поступить туда, нужно было выдержать огромный конкурс. На одно место претендовали многие, и все с подготовкой. В то время как раз вернулся из армии мой друг Стас Рыгин, сейчас, кстати, член Союза художников России, поэт, спортсмен. Он смог убедить меня в том, что у сельского хозяйства на Руси очень светлое будущее. И мы поехали подавать документы в Тюменский сельхоз. Я поступил, только не на агронома, а на зоотехника. Это, естественно, не входило в мои мечты, зато родители успокоились.

— Интересно, как выпускник сельхозвуза получил место преподавателя изо и черчения в школе?

— После окончания института я работал в оленеводческой бригаде совхоза «Россия», затем прямо на нартах поехал в армию. Вернувшись домой, устроился художником-оформителем в культурно-молодежный центр. В сельском хозяйстве желания работать больше не было. Через некоторое время меня позвали в школу № 1, которую я окончил в 1980 году и в которой до той поры изо и черчение преподавал прекрасный человек — мой учитель Виталий Владимирович Эпов. Сначала мне было нелегко, но благодаря участию многих людей я стал учителем. Отработал 11 лет.

— Уйдя из школы, вы возглавили Дом ремесел. Довольно крутой жизненный поворот...

— Окружной Дом ремесел был открыт в Салехарде в 1999 году. Его директором стал Сергей Гришин. В то же время в нашей школе успешно действовала студия детского рисунка, и мы часто сотрудничали с «ремесленниками» в плане выставочной деятельности. Однажды мне было предложено стать заместителем Сергея Ефимовича, а затем, когда он перешел руководителем в Музейно-выставочный комплекс имени И.С.Шемановского, занять директорское кресло.

— Давайте вспомним, каким был Дом ремесел, когда вас назначили директором? Каким он стал сейчас?

— Это была небольшая избушка на отшибе, в которой трудились около тридцати человек. На первом этаже люди ходили в валенках, а на втором от жары вяли цветы, но уже тогда сначала Гришиным, а потом и нами были заложены основы будущего успеха. Работал небольшой сувенирный салон, мастерские, методический отдел. Шаг за шагом, открывая выставки, работая на семинарах, мы набирались опыта. Сегодня в штате — 68 человек. В 2008 году мы открыли артцентр, где проводим городские выставки, встречи с художниками. В этом же центре расположены шесть наших мастерских (керамики, резьбы по дереву, кости, художественная мастерская, мастерская по работе с традиционными материалами, багетная).

— Сергей Александрович, вы увлеченный человек. Занимаетесь живописью и графикой, таксидермией и резьбой по кости. В каком из этих видов искусства ярче и полнее вы можете выразить свои мысли и чувства?

— Свои мысли и чувства я одинаково хорошо выражаю во всех перечисленных направлениях. Кроме того, сюда можно добавить музыку, кулинарию, охоту и рыбалку. Хотя теперь я больше времени все-таки уделяю резной кости. На сегодняшний день собрал хорошую коллекцию своих изделий, что дает мне возможность участвовать в выставках самого разного уровня. И в Союз художников меня приняли тоже как костореза.

— Резьба по кости — наиболее позднее ваше увлечение. Что заставило вас обратиться к этому материалу?

— Кость — удивительно пластичный, теплый, красивый и весьма капризный материал. Некоторым кускам мамонтового бивня, с которыми приходится иметь дело, по 100 тысяч лет! Работать с костью необычайно интересно и... престижно. Самый главный учитель для меня в этом направлении декоративно-прикладного искусства — Минсалим Тимергазеев.

— В прессе вы как-то сказали, что необходимо возрождать ямальскую школу косторезного искусства? Каковы успехи в этом благородном деле?

— Мы с коллегами делаем для этого все возможное. Однажды нам удалось зазвать в гости тюменского искусствоведа Веру Субботину — прекрасного специалиста, хорошо разбирающегося в резьбе по кости. Она проанализировала современное состояние косторезного искусства на Ямале — и вот какое заключение сделала: «Школы пока нет, но есть прекрасные мастера, материал и все предпосылки для ее существования». На сегодняшний день в округе работает около десяти серьезных художников — резчиков по кости, шестеро из них состоят в Ямало-Ненецком региональном отделении Союза художников России. Десять лет назад, когда многие косторезные регионы «спали», Тюмень и мы начали активную работу по популяризации этого искусства в России. Выставка «Душа Севера», которая раз в два года проходит в Салехарде, собирает большое количество достойных внимания произведений талантливых художников из Ломоносово, Москвы, Казани, Ижевска, Тюмени, Тобольска, Якутска и с Чукотки. Разве это не показатель?

— Чем же отличается ямальская резная кость от других — тобольской, чукотской, якутской?

— Изделия наших мастеров очень правдивые. Многие художники, являясь коренными жителями округа, выполняют свои работы с большой этнографической точностью из собственного ямальского «материала». Этим мы похожи на чукчей и якутов. Что касается Тобольска, то он раньше был перевалочной базой. Купцы везли через город много бивня, и это поспособствовало развитию косторезной школы. Она тоже абсолютно уникальна, прежде всего своими великими мастерами. Но, к сожалению, сегодня в Тобольске производят слишком много изделий из цевки. Резчики, изображающие оленей и оленеводов, в глаза их не видели. Отсюда большое количество неверностей.

— Известно, что училище имени Лапцуя в Салехарде готовит косторезов. Все ли выпускники потом находят себе применение?

— Да, это действительно так. С ребятами работают два педагога — Радион Бекшенев и Сергей Корольков. Увы, многие студенты из числа коренных жителей Ямала после окончания училища не находят себе работы по профессии. Причиной тому отсутствие жилья, маленькие зарплаты, недостаточное количество рабочих мест. Некоторые выпускники возвращаются в поселки, становятся оленеводами, рыбаками.

— В настоящее время Ямал привлекает к себе много туристов, в том числе и зарубежных. Каждый путешественник наверняка хочет увезти с собой с Севера какой-то сувенир. Изделия из кости пользуются спросом у туристов?

— Да, туристы всегда останавливаются у витрин с костью, но делают покупки крайне редко. Работы дорогие. Говорить о развитом сувенирном промысле не приходится: во-первых, туристический бизнес пока слаб, во-вторых, система окружных домов ремесел развивается пока медленно. На сегодняшний день кроме нашего учреждения в округе существует еще три дома ремесел. Для примера, в Удмуртии их больше двадцати!

— Сергей Александрович, в своей жизни вы многого достигли. Скажите, какими достижениями гордитесь?

— Горжусь своим учреждением, тем, что не растерял людей, многие из которых связывают с работой в Доме ремесел свою жизнь. Они выросли на глазах, став большими художниками.

Нравится

Статьи по теме

№201 (4943)
13.11.2009
Ирина Тарабаева
Старое и новое на сцене ноября
№198 (4940)
10.11.2009
Ирина Тарабаева
Ямальский Дед Мороз созывает гостей

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"