Время — категория относительная: то оно стремительно несется, то как будто замедляет свое течение. Что такое, к примеру, 35 лет? С точки зрения вечности, наверное, ничто. А с точки зрения человека? Конечно, не юбилей, но, согласитесь, совсем немало. Итоги как будто подводить рано, но оглянуться назад и вспомнить то, что было, пожалуй, стоит. Это же относится и к 35-летию тюменской школы искусства и дизайна, послужившему поводом для трех выставок и традиционного фестиваля.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.1314EUR98.7079
Погода на завтра | ||
---|---|---|
Тюмень | +17...+19 °C | |
Ханты-Мансийск | +6...+8 °C | |
Салехард | 0...-2 °C |
Культура
Парад бенефисов
Несмотря на прошедшие годы, слова «тюменская школа искусства и дизайна» и связанные с ними «новое искусство Тюмени» воспринимаются у нас по меньшей мере неоднозначно. При отсутствии критики и тонкости слоя профессионалов это совсем не удивительно, да и, как водится, в своем Отечестве пророка нет. В них отсутствует оценочность, но есть большее — констатация факта.
О тюменской школе искусства и дизайна и новом искусстве Тюмени заговорили благодаря творчеству молодых художников и дизайнеров В.Сизова, О.Трофимовой, А.Ердякова, Т.Вершининой, С.Перепелкина, И.Сашневой, А.Матусиной, Н.Пискулина, А.Прудникова, Т.Изосимовой и других, а также деятельности ее организатора и лидера, в настоящее время директора Тюменского института дизайна и вице-президента Союза дизайнеров России Г.Вершинина. Первая выставка работ состоялась в 1982 году. С тех пор прошло 89 выставок, их география впечатляет: юг и север Тюменской области, соседние Курган и Екатеринбург, Москва и немецкий Леер. В 1990-е гг. сложился ежегодный фестиваль архитектуры, дизайна, искусства, ставший всероссийским.
Для России тюменскую школу искусства и дизайна открыл президент Союза дизайнеров, член-корреспондент Академии художеств, профессор Ю.Назаров. Побывав в ее стенах, он был поражен тем, что увидел. Впоследствии в журнале «Дизайн-ревю» появилась его статья об «уникальной тюменской художественной школе». С тех пор Ю.Назаров не оставляет ее своим вниманием и постоянно посещает Тюмень, возглавляет жюри фестиваля и т.д.
В 1996 году состоялось примечательное событие — тюменцев пригласили в Нижнюю Саксонию. По установившейся традиции они выставлялись вместе — учителя и ученики. Работы живописцев, дизайнеров, графиков высоко оценил художественный критик Х.Йорн. На обсуждении он сказал: «Вы показали нам завтрашний день европейского искусства. В ваших работах чувствуется глубокая культура, знание классики и свобода от нее. Я ощущаю также ваше знание современного искусства… Вы синтезируете разные смысловые пласты и формальные средства, ваши работы семантически наполненны, метафоричны, образны. Они зрелищны и многоплановы, эмоционально открыты и искренни. Если европейское искусство сможет выйти из тупика, оно пойдет именно таким путем».
Мне запомнилась встреча с редактором журнала «Проект — Россия» и архитектором Б.Голдхоорном в рамках I Всероссийской конференции «Архитектура. Дизайн. Искусство». Она была проведена в Тюмени в 2001 г. На мои вопросы о том, «нашел» ли он у нас именно школу искусства и дизайна, есть ли она на самом деле, Б.Голдхоорн уверенно ответил: «Да, есть, несомненно». Речь шла о стилистических особенностях работ молодых тюменских художников и дизайнеров. Новое искусство Тюмени, с одной стороны, образное, метафоричное, с другой — проектное, выстроенное. На самом деле это сложилось исторически и является следствием открытия летом 1974 г. в Тюменском училище искусств художественно-оформительского отделения. Именно с этой даты и ведется отсчет тюменской школы искусства и дизайна.
Сегодня это отделение дизайна Тюменского колледжа искусств Тюменской академии культуры и искусства и Тюменский институт дизайна, филиал Уральской архитектурно-художественной академии.
С 1974 по 2009 гг. школа подготовила 682 дизайнера. Многие выпускники хорошо известны и в регионе, и за его пределами, являются лауреатами престижных национальных и международных конкурсов, членами творческих союзов. Один из них — Н.Пискулин, чье имя и творчество хорошо известны всем, кто тем или иным образом связан с типографикой, издает книги, журналы, газеты, буклеты... По мнению Г.Вершинина, его имя «ассоциируется с понятием «тюменский дизайн». В 1990-х гг. он был назван в списке 500 лучших дизайнеров-графиков.
Именно Н.Пискулину в 1996 г. Г.Вершинин доверил дизайн-макет альбома «Новое искусство Тюмени». Он должен был стать своеобразным манифестом этого явления — и стал им. Шрифты, верстка, развороты, вообще вся организация пространства бумажного листа «работали» на яркое представление творчества молодых тюменских художников и дизайнеров. Хорошо помню, что уровень макетирования поразил видавшего виды главного художника Средне-Уральского книжного издательства. Здесь, в этом флагмане отечественного книгоиздания, так еще не работали. На очередном всероссийском конкурсе искусства книги Н.Пискулин за работу над «Новым искусством Тюмени» получил звание лауреата I степени. Высокое признание впервые пришло в издательский мир Тюменской области. Черные начинают и …выигрывают!
Н.Пискулин находился среди первых выпускников тюменской школы искусства и дизайна и никогда сильно не отрывался от нее. И сегодня он преподает в ней, да еще на кафедре издательского дела госуниверситета. Ему удается собирать вокруг себя молодежь, так же преданную типографике, как и он сам. Можно вспомнить десятки его учеников, работающих в редакциях наших журналов, газет, издательств. Самый именитый из них — Е.Мелентьев. Его дипломный проект под названием «Хрестоматия по дизайну», которым руководил Н.Пискулин, собрал в год своего выхода в свет все престижные национальные награды за книжное искусство. Более титулованной книги в нашем регионе просто нет.
Рабочие дни, а иногда, и даже часто, ночи Н.Пискулина заполнены рядовой компьютерной работой. Его все знают, к нему обращаются. Несколько удачных проектов выполнены им по заказу Тюменского госуниверситета. Он придумал лицо научного журнала, макет трехтомной энциклопедии «Ямал», двух альбомов — «На Подаруевской» и «Тюмень университетская». Сейчас ломает голову над книгой об охотоведе, преподавателе и просто творческом человеке В.Азарове. Вместе с искусствоведом Н.Сезевой выпустил в свет художественные альбомы «Тюмень глазами художника…», «Митинский», «Н.Распопов», «И.Калганов».
Кроме всего этого у него еще есть серия концептуальных плакатов. Живописец М.Гардубей признался, что ценит их больше всего, хотя оба буклета, посвященных его творчеству, в свое время сделал тоже Н.Пискулин. На открытии выставки он сказал во всеуслышание: «Коля, ты лучший!» Конечно, это был такой эмоциональный порыв, да и атмосфера как бы провоцировала, но позднее в интервью М.Гардубей аргументировал свое заявление. Во-первых, Н.Пискулин — профессионал до мозга костей, во-вторых, опыт у него уже большой. «Два «у» делают Пискулина Пискулиным: упрямство и упорство», — считает М.Гардубей. — Еще, конечно, сомнение, без которого нет настоящего художника. В любом своем дизайнерском произведении он стремится к искусству».
В прошлом году альбом «Архитектурное наследие Тюменской области» Е.Козловой-Афанасьевой, дизайн Н.Пискулина, на региональном конкурсе «Книга года» победил в главной номинации. Кроме того, Н.Пискулин стал обладателем титула «Дизайнер года» за профессиональные достижения и вклад в развитие культуры книгоиздания. В том же году был награжден литературно-художественный и публицистический журнал «Проталина» — один из новейших проектов, созданных Н.Пискулиным. В последнем его номере опубликована переписка главного редактора с писателем Ю.Алешковским. Он давно стал американцем, но по сути своей был и остается нашим земляком, неравнодушным, откликающимся на культурные события. Юз в одном из писем признался, что «действительно с интересом прочитал весь номер от корки до корки», — и далее: «Журнал отлично сверстан».
На выставке, получившей необычное название «50/50», представляющей кроме творчества Н.Пискулина также творчество его одноклассницы модельера Н.Морозовой (куратор В.Субботина), можно увидеть то, с чего начинался в Тюмени графический дизайн. Сохранились совершенно уникальные работы Н.Пискулина, сделанные вручную: плакаты, коллажи, шрифты. По ним хорошо прослеживается, как складывался почерк дизайнера. Нынешние студенты, которых было много в залах выставки, конечно, работают с компьютером, осваивают современные технологии. Но именно о них в первую очередь думала В.Субботина, когда собирала «архаику». Пусть поразмышляют о месте и роли техники и технологий, задумаются над смыслами и ценностями.
Будущее молодых графических дизайнеров в Тюмени совсем не безоблачно, считает Н.Пискулин. «Проблема в том, — говорил он, — что в Тюмени трудно пробиться профи: мало понимающих людей». На вопрос о том, что бы он все-таки посоветовал им, Н.Пискулин убежденно ответил: «Честности, честности в работе. Ничего, кроме дела, у нас нет».
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.