8 апреля 2020     

Культура   

Саяка и Ю — гордость Японии

Саяку Шоджи называют не иначе как «феномен». Невысокого роста, с фигурой девочки-подростка, Саяка является обладательницей крошечных ладошек. По закону физиологии она не должна бы так виртуозно исполнять концерты Паганини. Как известно, итальянский композитор весьма любил колористические и технические эффекты, но при этом держал скрипку в крепких мужских руках. Музыканты во всем мире с большой опаской берутся за произведения великого скрипача. А маленькая японка с детскими ладонями нисколько не боится исполнять трудные, но прекрасные опусы итальянца. В 1999-м она даже взяла первую премию на конкурсе им.Паганини в Генуе. Кстати, играет Шоджи на скрипке работы другого знаменитого уроженца Италии — Антонио Страдивари.
У Саяки уникальный инструмент «Рекамье», предоставленный ей спонсорами. Когда-то эта скрипка принадлежала самому Наполеону Бонапарту, потом знаменитой французской красавице мадам Рекамье. В начале XX века на инструменте играл великий скрипач Миша Эльман. Теперь скрипка слушается только Саяку Шоджи.
— Я сразу почувствовала, что мы с этой скрипкой очень подходим друг другу, — призналась исполнительница на пресс-конференции. — На инструментах Страдивари не всегда легко играть. Скрипки очень разные. И у каждой свой характер. Но я в первое же мгновение, когда коснулась струн «Рекамье», поняла, что мы сможем стать друзьями.
— Саяка, почему вы выбрали скрипку?
— Сначала я занималась на фортепиано. Но у меня не было уверенности, что смогу полностью освоить этот инструмент. Со скрипкой вышло все по-другому. Я услышала, что она может петь человеческим голосом. И сделала свой выбор.
— Вас не тяготит высокое звание «гордость Японии»?
— Я не придаю этому большого значения. Просто люблю музыку. И делаю то, что могу.
— Саяка, вы сотрудничали с известными российскими дирижерами: Спиваковым, Башметом, Темиркановым, Горинштейном…
— Да, это прекрасный опыт. Но я хочу особо выделить маэстро Темирканова. Сотрудничество с ним мне помогло очень многое понять. А главное, он подарил мне большой заряд вдохновения.
— Это правда, что вы учились в России?
— Нет, но у меня был русский педагог. Знаете, я хотела поехать учиться в Москву. Но мне не позволили это сделать трудности с получением визы. И тогда я отправилась к русскому учителю в Германию. Признаться, я чувствую какую-то удивительную близость с Россией. Особенно мне нравится приезжать в Сибирь. Вообще, мечтаю проехать по Транссибирской магистрали. Есть ощущение, что меня что-то связывает с этими местами. Может быть, оно пришло из прошлой жизни?
Ю Косуге очень популярна в Японии. Однажды билеты на ее сольный концерт были распроданы в мгновение ока, и пианистке пришлось на той же не- деле выступить второй раз. Интересный факт: Косуге — одна из немногих музыкантов в мире, которые добились успеха у публики без побед на конкурсах. В 2005-м Ю играла в Карнеги-холл и добилась высоких оценок музыкальных критиков. Американские газеты писали: «Ее руки настолько нежно касаются клавиш, что кажется — ангел своим крылом дотрагивается до вашей щеки».
— Мы с Ю сразу понравились друг другу, — говорит Саяка Шоджи. — Я очень уважаю Косуге как музыканта. Она прекрасный партнер. В нашем дуэте инструменты органично сочетаются. Почему-то люди считают, что либо фортепиано аккомпанирует скрипке, либо скрипка сопровождает фортепиано. На самом деле эти инструменты могут звучать на равных.
— Какие у вас музыкальные предпочтения? Совпадают ли ваши вкусы?
С.Ш.: Мы два разных человека, и у нас, конечно, разные вкусы. Но обе мы любим романтическую музыку.
— А как вы находите общий язык?
С.Ш.: Мы просто играем, часто даже не говоря никаких слов. Находим понимание в музыке.
— Вы полагаете, что сможете достичь большего как дуэт?
С.Ш.: Хотелось бы. Однако мы продолжаем выступать и с сольными концертами. К сожалению, трудно найти время, чтобы тренироваться вместе. Но играть в партнерстве чрезвычайно интересно.
— Каждый артист ставит перед собой определенную планку, которой бы ему хотелось достичь. К каким высотам стремятся наши гостьи из Японии?
С.Ш.: Я каждый раз ставлю перед собой какую-то цель. В музыке ты всегда чего-то ищешь…
Ю.К.: Каждый раз, когда я играю какое-то произведение, мне в голову приходят новые мысли, особенно если рядом такой чудесный музыкант, как Саяка. С ней можно делиться всеми своими соображениями. И это всегда приводит к совершенствованию мастерства.
— Ю, вы не можете, как Саяка, возить с собой инструмент. И вам приходится играть на разных роялях…
Ю.К.: Иногда мне хочется, чтобы мой инструмент всегда был со мной. Но приходится всякий раз приноравливаться к новому. Мне нужно примерно четыре часа, чтобы установить контакт с роялем. А также поговорить с настройщиком, чтобы получить тот звук, который мне нужен. У меня нет каких-то особых предпочтений. Но если вам интересно, дома у меня стоит «Стенвей».
— Как известно, большие успехи достигаются большим трудом. А на личную жизнь время остается?
С.Ш. и Ю.К.: Да, мы находим время и для себя. Понимаем, как это важно. Ведь все те впечатления, которые мы получаем от жизни, потом находят отражение в музыке, которую мы исполняем.
— Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети занимались музыкой?
С.Ш. и Ю.К.: Пусть наши будущие дети сами решают, чем они хотят заниматься. Если пожелают, то будут музыкантами.
Нравится

Статьи по теме

№218 (4960)
08.12.2009
Лариса Ромашова
Японский дуэт и скрипка Страдивари

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"