2 мая 2024     

Общество   

Владимир Владимиров: «Мы недовольны результатами своей работы»

Прокурор пришел вместе с начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Руфатом Биктимеровым. Но так получилось, что всю пресс-конференцию он провел самостоятельно. И когда журналисты задавали вопросы — тоже отвечал без подсказки, лишь изредка уточнял у своего помощника отдельные цифры и даты. Разговор получился следующим.

О законодательном обеспечении

— Как известно, в конце 2008 года на федеральном уровне был принят целый блок антикоррупционных законов, в числе которых и Федеральный закон «О противодействии коррупции». Тюменская область не осталась в стороне от законодательного обеспечения противодействия коррупции, и, в частности, по нашей инициативе в феврале этого года был принят Закон «О противодействии коррупции в Тюменской области», который установил систему мер по борьбе с коррупцией, а также по выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В ближайшее время мы проведем мониторинг применения областного закона, посмотрим, как реализуется на практике заложенный в законе антикоррупционный потенциал.

Об экспертизе нормативных правовых актов

— Одна из мер профилактики коррупции — антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Принятый в июле 2009 года Госдумой закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на федеральном уровне закрепил право прокурора на проведение таких экспертиз.

Работа, направленная на исключение из правовых актов коррупциогенных факторов, проводилась нами и ранее. Еще в июне 2007-го по инициативе надзорного ведомства областной Думой были приняты изменения в Закон Тюменской области «О порядке подготовки, принятия и действия нормативных правовых актов Тюменской области», предусматривающие проведение антикоррупционной экспертизы проектов областных законов, иных нормативных и правовых актов Тюменской области. После принятия указанных поправок значительно улучшилось качество законов и правовых актов органов власти Тюменской области. В текущем году мы не выявили в региональном законодательстве норм, способствующих коррупционным проявлениям.

Вместе с тем качество правовых актов органов местного самоуправления все еще оставляет желать лучшего. С начала года принятыми мерами прокурорского реагирования коррупциогенные факторы исключены уже из 95 актов органов местного самоуправления.

Приведу конкретный пример. Администрацией города Ишима было утверждено Положение о конкурсном отборе на право осуществления перевозок пассажиров коммерческим транспортом по регулярным маршрутам города и критерии оценки для определения его победителей. Согласно указанным документам одним из критериев оценки для определения победителей конкурса являлось отсутствие у предпринимателей нарушений условий и требований лицензирования в течение отчетного периода, предшествующего дате проведения конкурса. Между тем в правовом акте не было определено, что считать отчетным периодом — год, два, три… Это могло привести к произвольному применению данной нормы и создать основу для коррупционных проявлений. Ишимский межрайонный прокурор опротестовал данный незаконный правовой акт. Администрация города Ишима удовлетворила протест, устранив в документе правовую неопределенность. Согласно внесенным поправкам отчетный период, в течение которого у конкурсантов не должно быть нарушений лицензионных условий, равен трем годам.

В настоящее время усилия прокуратуры направлены на то, чтобы исключать нормы, провоцирующие коррупцию, уже на стадии разработки правовых актов, чтобы они не смогли никому причинить вреда. Это очень важная работа, имеющая глубокий профилактический эффект.

О нарушениях в сфере государственной и муниципальной службы

— Одним из важных факторов противодействия коррупции является федеральное законодательство о государственной и муниципальной службе, которое содержит механизмы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников. С начала 2009 года тюменскими прокурорами в данной сфере выявлено 361 нарушение. Для их устранения внесено 96 протестов и 221 представление. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 266 лиц, 75 чиновников официально предостережены о недопустимости нарушений закона. В суды направлено 8 заявлений.

В числе наиболее распространенных нарушений закона можно назвать несоблюдение чиновниками установленных законом ограничений, связанных с государственной и муниципальной службой, предоставление недостоверных сведений о принадлежащем им имуществе. Всем известно: закон запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также состоять членом управления коммерческой организации. Между тем прокуроры ежегодно выявляют чиновников, которые не прочь совместить службу с коммерцией.

К примеру, прокуратура области установила, что в департаменте лесного комплекса Тюменской области начальник одного из отделов являлся учредителем двух коммерческих фирм, одну из которых возглавлял его сын, а другую — брат. Основным видом деятельности указанных фирм являлась лесопереработка. Все это могло повлечь конфликт интересов. Между тем данный факт госслужащий скрыл от своего руководства. Прокуратура области в адрес директора департамента лесного комплекса внесла представление об устранении нарушений закона. После этого трудовые отношения с предприимчивым начальником отдела были прекращены.

В Тюменской областной Думе один из помощников депутата, находясь на госслужбе, получал доход еще от четырех коммерческих фирм. Кроме того, он вместо выполнения своих обязанностей по государственной службе в рабочее время представлял в суде интересы одной из коммерческих организаций. В настоящее время Дума прекратила трудовые отношения с недобросовестным чиновником.

В соответствии с законом служащие обязаны ежегодно представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а кадровые службы проверять достоверность представленных сведений. Как показали прокурорские проверки, данное требование закона повсеместно нарушается. К примеру, в Северо-Уральском управлении Ростехнадзора 26 чиновников представили недостоверные сведения о своем имуществе, а начальник отдела кадров и спецработы поданные сведения не проверила. Нарушения были выявлены прокуратурой области в ходе проверки. По представлению прокуратуры все 26 недобросовестных чиновников и начальник отдела кадров были привлечены к дисциплинарной ответственности.

Хочу отметить, что представление недостоверных сведений о доходах и имуществе не столь уж безобидное нарушение. За его совершение служащего могут предупредить о неполном должностном соответствии и даже уволить с государственной службы. Так поступил начальник межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 81. Он уволил с госслужбы старшего государственного налогового инспектора отдела выездных проверок, которая в 2008 году при представлении сведений о своих доходах скрыла полученный ею дополнительный доход от одной из коммерческих организаций. Налоговый инспектор обратилась в суд с иском о восстановлении на работе, но Ялуторовский городской суд, на основании заключения прокурора, отказал в иске о восстановлении на работе. Напомню, что с 1 января 2010 года служащие обязаны будут декларировать не только свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера, но и членов своей семьи, включая несовершеннолетних детей. Представление заведомо ложных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи может являться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения его от должности.

О защите прав субъектов малого и среднего бизнеса

— Большой антикоррупционный потенциал заложен в существующем ныне порядке проведения проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Как вам известно, c 1 мая 2009 года органы прокуратуры, на основании федерального закона, приступили к выполнению новой функции — согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Уже первые результаты применения закона свидетельствуют об его эффективности. За полгода органы прокуратуры Тюменской области предотвратили более 100 необоснованных проверок предпринимателей.

Прокурорами были установлены случаи, когда контролирующие органы дублировали друг друга и дважды пытались проверить одно и то же юридическое лицо. Например, Заводоуковский межрайонный прокурор отказал органам Роспотребнадзора по Тюменской области в проведении в ЗАО «Флагман» внеплановой проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с ядохимикатами и пестицидами, поскольку такая проверка в этом году уже была проведена органами Россельхознадзора и нарушений закона не выявила.

Федеральное законодательство запрещает проводить проверки субъектов малого и среднего бизнеса по обращениям лиц, установить которых невозможно. Между тем контролирующие органы инициировали проверочные мероприятия по таким обращениям. К примеру, Ишимский межрайонный прокурор не согласовал территориальному органу управления Роспотребнадзора внеплановую проверку деятельности индивидуального предпринимателя, поскольку поводом к ее проведению явилось анонимное письмо.

Эффективным антикоррупционным инструментом является и работа прокуратуры по формированию ежегодного сводного плана проведения органами контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Надо отметить, что это абсолютно новое направление в деятельности органов прокуратуры. Прокуратура области направила в Генеральную прокуратуру РФ проект сводного плана проверок по Тюменской области на 2010 год, который был сформирован на основании предложений, поступивших из контролирующих органов. По инициативе прокуратуры общее количество проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и предпринимателей на 2010 год было сокращено почти на пять тысяч!

Сводный план проведения плановых проверок года будет размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Часть этого плана, касающегося проверок тюменских предпринимателей, будет также размещена на официальном сайте прокуратуры Тюменской области. Это станет фактором получения достоверной информации в сфере законности и правопорядка, в том числе учета реализуемых государственными органами контрольно-надзорных функций, обеспечит открытость и доступность его для предпринимателей.

О государственных и муниципальных закупках

— Рынок заказов для государственных и муниципальных нужд является одним из наиболее коррупционноемких, поэтому органами прокуратуры Тюменской области на системной основе проводятся проверки соблюдения законов при размещении государственных и муниципальных заказов. С начала года в этой сфере вскрыто 250 нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую. Для их устранения внесено 146 протестов и представлений, 342 должностных лица официально предостережены о недопустимости нарушений закона, в суды направлено 18 заявлений.

Например, прокуратурой в УФСИН России по Тюменской области был установлен факт выполнения в 2007 году одной строительной фирмой работ на сумму свыше 22 миллионов рублей в отсутствие заключенного контракта. Допущенное нарушение закона привело к тому, что организация до сих пор не может получить с УФСИН оплату за свою работу.
В отношении начальника отдела капитального строительства и ремонта УФСИН возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ, ведется следствие.

Нарушения закона прокуратура области выявила и в Главном управлении МЧС России по Тюменской области. Управление в один день заключило со строительной фирмой три контракта на проведение ремонтных работ. По первому контракту организация должна была произвести в кабинетах ремонт пола, по второму — стен, по третьему — потолка. При этом стоимость каждого не превышала 100000 рублей. Для чего это было сделано? А для того, чтобы избежать торгов. По данному факту прокуратура области внесла представление, в котором потребовала привлечь виновных лиц к ответственности.

О коррупционных преступлениях

— Проводимые прокуратурой области мероприятия по координации деятельности органов правоохраны позволили пресечь в текущем году 2103 преступления коррупционной направленности, что практически на четверть больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Зарегистрировано свыше 160 злоупотреблений и превышений должностных полномочий. Выявлено более 240 фактов взяточничества. В Тюменской области имеются примеры успешных спецопераций по изобличению коррумпированных чиновников.

В настоящее время под следствием находится начальник отдела организации дознания и административной практики управления федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, который за взятку в сумме один миллион рублей хотел прекратить уголовное дело о злостном неисполнении судебного решения руководителем коммерческой фирмы. Перед судом предстанет бывший ведущий инженер муниципального учреждения «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции», который требовал миллионную взятку с бизнесмена за содействие в увеличении объема выполняемых работ, а также за подписание актов приемки работ.

Верховный суд РФ к пяти годам заключения приговорил бывшего заместителя председателя Ленинского районного суда Тюмени, которая за взятки вынесла 19 неправосудных решений. Продолжается расследование уголовного дела в отношении заместителя главы администрации Андреевского муниципального образовании Тюменского района, который от жителя областного центра требовал денежное вознаграждение за решение земельного вопроса. Чиновника задержали при получении взятки в сумме 200000 рублей. По решению суда он заключен под стражу. В производстве есть и другие громкие уголовные дела.

Хочу заметить, что, несмотря на значительное число выявленных преступлений коррупционной направленности, мы не считаем это успехом в борьбе с коррупцией. Это не реальное отражение действительности. К уголовной ответственности привлекаются чиновники небольшого ранга, мелкие взяточники. Я по-прежнему утверждаю, что правоохранительная система, как бы все ее ни ругали, самая активная в плане очищения своих рядов от нечистоплотных товарищей. Поэтому у нас больше всех привлечено к уголовной ответственности сотрудников милиции, судебных приставов, налоговиков.

Но мы за цифрами не гонимся, нам этого не нужно. Главное для нас — это профилактическая и предупредительная работа, а не хватание за руку, когда преступление уже совершено. Предотвращение коррупционного поля деятельности! Коррупционные преступления — одни из самых латентных, и правоохранительным органам есть над чем работать.

О гласности

— Реализация национального плана противодействия коррупции невозможна без деятельного участия средств массовой информации, ведь именно с помощью вас предполагается сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции. Надо отметить, что тема коррупции постоянно присутствует в СМИ, с начала года — свыше тысячи таких публикаций. Областная прокуратура тоже не осталась в стороне. Через свой официальный сайт мы оперативно информировали общественность о деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, если на это направлены все силы власти и общества.

В этом году прокуратура области совместно с региональным департаментом информационной политики проводила конкурс «СМИ против коррупции». Итоги подведены, специальные награды будут вручены в новом году на одном из мероприятий, посвященных Дню российской прессы. Но, несколько опережая события, могу сказать, что в числе победителей есть газеты «Тюменские известия», «Тюменская область сегодня», «Призыв» Юргинского района, ГТРК «Регион-Тюмень» и информационное агентство «Тюменская линия».

Прокуратура оперативно реагирует на все негативные сигналы, которые проходят через СМИ. Информация нами тщательно проверяется, при условии, что это не намеки и предположения, а конкретные факты.

О нагрузках и качестве работы

— Нагрузка на сотрудников прокуратуры увеличивается буквально каждый день, но мы в этом отношении люди стойкие. Но ничего, работали и будем работать, и некачественно работать нам просто никто не даст, ни население, ни Генеральная прокуратура. Стиль работы прокуратуры: сегодня президент сказал, обозначил проблему, завтра у нас на столах лежат телефонограммы с конкретными указаниями о проведении соответствующих проверок.

Мы действительно очень много делаем. Не всегда эта работа заметна и не всегда ее можно публично показать, но мы работаем. У нас в резерве стоят более сотни человек, люди хотят работать в прокуратуре, хотя бывают случаи, что кто-то не выдерживает нагрузок и увольняется через месяц…

И снова о коррупции, преступлениях и наказаниях

— Когда-то нужно было начинать эту работу. Кампании по борьбе с коррупцией были и раньше, но они носили больше декларативный характер. А сейчас это кампания на государственном уровне, она носит конкретный, предметный характер. Начинать надо! И не важно с кого. Пусть пока в сети попадает, образно говоря, мелкая рыбешка, но эта работа принесет свои результаты.

По санкциям статей УК РФ, наказание предусмотрено суровое, вплоть до максимальных сроков лишения свободы. Другое дело, что мы имеем на практике. Здесь, к сожалению, мы имеем приговор, который вызывает у общества вопросы. Но, в частности, приговор в отношении заместителя председателя суда — это нормальный, реальный приговор, очень неожиданный для всего судебного сообщества. Увы, к сожалению, иногда позиция суда расходится с позицией государственного обвинителя.

Национальный план по борьбе с коррупцией очень четко расставил ориентиры, озадачил по всем направлениям деятельности, причем не только правоохранительные органы. В этом процессе задействованы все, в том числе и на СМИ правительство возлагает определенные задачи. На мой взгляд, мы не совсем «раскачали» органы власти, в первую очередь на местах. Потому что те нарушения, причем массовые, которые выявляет прокуратура, должны выявляться самими чиновниками, руководителями кадровых служб… Вот когда мы ситуацию переломим, когда настанет время, что прокуратура пришла и ничего не нашла, — вот тогда будет все хорошо. А пока «ура» мы не кричим, в ладоши не хлопаем, и пока мы недовольны результатами своей работы.

Нравится

Комментарии к статье

Николай Викторович: 25.12.2009 11:44
Когда прокуратура возьмется за наше областное бюро судебно-медицинской экспертизы, про которую давно уже по г. Тюмени и области ходят легенды? Я полгода обращаюсь в прокуратуру за помощью, указывая конкретный факт коррупции (проплаченная виновной стороной подготовка ";липового"; заключения о нанесении вреда здоровью), чтобы избежать уголовной ответственности и лишения прав. Дважды УВД г. Тюмени в постановлених об отказе в возбуждении уголовного дела пишет откровенную ложь, ссылаясь на эти ";липовые"; заключения, а прокуратура на это закрывает глаза! Вот вам и ";оперативное реагирование на негативные сигналы";!
Справедливый: 25.12.2009 14:17
Видимо судмедэкспертиза относится у нас к касте неприкасаемых. Они ведь с ними выезжают на места тяжких преступлений. Как после этого сажать того же судмедэксперта? В такой стране живем... Зато пишем про борьбу с коррупцией красиво!
Георгич.: 25.12.2009 16:20
Интересная мысль, Николай Викторович. Получается так: судмедэксперт пишет ";липовые"; заключения по просьбам друзей, знакомых, родственников и других ходотаев, которые просят ";помочь"; избежать ответственности своим друзьям, знакомым, родственникам и т.д., спокойно складывает ";заработанные"; таким образом денюжки в карман, заранее зная, что за это им не будет абсолютно ничего. Да это же такая ";золотая жила";! Имея такую работу им и зарплату не надо получать!!! Да, имея с прокуратурой теплые, дружеские отношения по работе, можно чувствовать себя в таких делах абсолютно спокойно. М-да...

Статьи по теме

№138 (4880)
06.08.2009
Елена Мельникова
Кто, если не прокуратура?
№43 (4785)
13.03.2009
Алла ГОРЕЛОВА
Борьба с преступностью: нужны не позитивные тенденции, а конкретный результат

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"