27 апреля 2024     

Экономика   

Будем гасить?

Год назад ведущая нефтяная провинция мира собрала на первый форум сотни специалистов из дюжины стран мира. Правительство Ханты-Мансийского округа рассчитывало привлечь внимание профессионалов к использованному далеко не в полной мере потенциалу региона. И не просчиталось. Заинтересованные лица предложили тогда поистине уникальные технологии использования углеводородов для производства удобрений, полимеров и даже тканей.

По данным комитета Государственной Думы России по природным ресурсам, природопользованию и экологии, который до недавних пор возглавляла Наталья Комарова, из 55 млрд кубов попутного газа, ежегодно извлекаемого нашими нефтяниками, на переработку направляют лишь 26%. Почти 47% газа недропользователи используют на нужды промыслов или списывают на технологические потери, а 27% сжигают в факелах. Ежегодно на ветер вылетают десятки миллиардов долларов.

С советских времен партия и правительство делали ставку на глубокую переработку, собирая до 80% попутного газа. Для этого в местах добычи по всей Западной Сибири построили семь газоперерабатывающих заводов, с которых сухой отбензиненный газ отправляли в топки ГРЭС или в газовую магистраль, а снятые сливки — широкую фракцию легких углеводородов — по продуктопроводам доставляли на Тобольский нефтехимкомбинат для последующих переделов. В каучуки, синтетические волокна, полимеры, полистирол и термоэластопласты... На большинстве этих проектов после развала СССР пришлось поставить жирный крест.

Николай Рыжков, ныне сенатор, вспоминал, как, будучи председателем Совета министров СССР, в конце 1980-х намеревался построить в Западной Сибири пять гигантских нефтегазохимических комплексов. «Мы были тогда правы, — убеждает коллег почетный гость югорского форума. — Если бы в Западной Сибири поставили пять комбинатов по глубокой переработке, в том числе и попутного нефтяного газа, то сейчас не о чем было бы и говорить, мы жили бы совсем в другой стране. К сожалению, в то время нашлись силы, которые не хотели, чтобы мы сами производили из этого газа пластмассы и полимеры. Сегодня они вряд ли мучаются угрызениями совести, что торпедировали эти проекты. Страна же оказалась отброшенной на десятилетия назад».

Можно соглашаться или не соглашаться с Николаем Рыжковым. Но наша страна скатилась до уровня Нигерии, соревнуясь с африканскими племенами, кто из нас больше сожжет попутного газа. Впрочем, винить наших нефтяников в вандализме не стоит. Факела горят не из вредности, просто сжигать газ было гораздо выгоднее, чем заниматься его утилизацией. Таковы уж правила игры придумало российское правительство! Попутный газ у добытчиков принимали по фиксированным ценам, которые не покрывали элементарных издержек. Об экономной экономике и речи быть не могло. Меры по так называемой коммерциализации попутного газа начали разрабатывать совсем недавно.

Пока наше правительство грозит собственным нефтяникам высокими штрафами за сжигание попутного газа, в цивилизованных странах его утилизация приближается к 100 процентам. В США, например, переработкой попутного газа занимаются 900 заводов! Семимильными шагами по пути углубления переработки углеводородов идет Китай.

Желая оторваться от коллег из Нигерии и потягаться с Китаем, генеральный директор группы компаний «Метапроцесс» Кирилл Лятс и задумал газохимический форум. По сути, он вырос из отдельной секции ежегодного международного инвестиционного форума в Ханты-Мансийске. Именно там состоялась знаковая встреча с Александром Филипенко. По задумке губернатора Югры, в автономии должны были появиться, как минимум, полсотни малых и средних газохимических предприятий, а также два-три крупных комплекса, которые перерабатывали бы попутный газ в метанол, водород, аммиак, жирные спирты, смолы, пластмассы, минеральные удобрения, моторные топлива... А заодно приносили бы инвесторам стабильную прибыль, те самые десятки миллиардов долларов в год.

— Очевидно, что простые манипуляции с попутным газом, такие, как выработка электроэнергии или закачка в пласт, — рассуждает Кирилл Лятс, — уже доступны практически всем нефтегазовым компаниям. Но серьезная переработка, будь то выделение ШФЛУ, сжижение или каталитическая газохимическая переработка, — это капиталоемкие процессы, требующие серьезных инвестиций и государственной поддержки. Сегодня «Газпром» заявляет о перспективах серьезного повышения цены за природный газ — до 500 долларов за тысячу кубов. В случае такого стремительного подорожания попутный газ становится самой привлекательной альтернативой для газохимии.

У попутного газа есть свои преимущества, которые нынче рассматриваются как недостатки: большая его часть добывается на труднодоступных месторождениях, и его использование для банальной газификации не просто затруднено, но и высокозатратно. Вот тут и приходит на помощь малая газохимия, обеспечивающая перевод попутного газа в дорогостоящие продукты, пригодные для перевозки.

Участники I форума с ходу предложили десятки проектов и технологий, начиная с простейшего производства метанола с последующей его переработкой в бензин, олефины и полипропилены. Причем непосредственно на малых месторождениях. «Метапроцесс» предложил также новую технологию переработки попутного газа в синтетическое жидкое топливо. К слову, данная технология легко может применяться и для получения топлива из бурых углей Приполярного Урала...

По предварительным расчетам, в автономном округе исходя из сырьевой базы могут быть построены более сотни газоперерабатывающих и газохимических установок. В пересчете на банальный метанол они могут производить до 3 млн тонн химической продукции в год, что обеспечит ежегодную выручку в $1,5 млрд. А с учетом того, что на отдельных установках будет совершенно иная линейка химических продуктов, заведомо более дорогая, нежели метанол, то и ежегодная выручка от газохимической продукции существенно превысит намеченные показатели.

По мнению Кирилла Лятса, реализация сотни проектов малых газохимических установок потребует более $9 млрд инвестиций и мобилизации строительных ресурсов в объеме 53,5 тысячи человеколет. В течение десяти лет должно быть задействовано не менее 50 строительных компаний средних размеров. А уже для эксплуатации установок потребуется 5600 специалистов с техническим и химико-техническим образованием. Следовательно, необходимо готовить кадры.

Участники форума обсуждали не только чисто газохимические проекты, но и экономические взаимосвязи. В частности, с деревообработкой и мебельной промышленностью. Наличие доступных и дешевых карбамидо-и меламиноформальдегидных смол явно будет стимулировать развитие этой отрасли, позволяя улучшать качество продукции и снижая ее себестоимость. Производство из метанола олефинов и полипропилена способно стимулировать создание производств по выпуску продукции из пластика.

Правительство Югры готово было пойти на серьезную поддержку инвестиционных проектов. Речь шла о налоговых каникулах, призванных сократить окупаемость инвестиций... Овчинка несомненно стоит выделки. Глубокая переработка попутного газа, улучшение экологической обстановки и дополнительные налоговые поступления в бюджет оправдывают поддержку самых смелых идей.

Вот и накануне нынешнего форума Кирилл Лятс, посетивший с делегацией Китай, договорился с вездесущими китайцами о привлечении инвестиций в пилотный проект по газохимической переработке 700 млн кубов попутного нефтяного газа на территории Югры. Китайцы готовы инвестировать на первом этапе 600 млн евро в завод, который будет производить параксилол и волокнистый полиэтилентерефталат. Как заявил профессор Жен Зуя, председатель Китайской ассоциации производителей синтетических волокон, при постоянно растущем внутреннем потреблении полиэфирных волокон и производимых из них материалов китайские производители продолжают ощущать нехватку сырья и крайне заинтересованы в поставках из России. К слову, готовая раскошелиться ассоциация объединяет в своих рядах пять сотен китайских компаний, которые выпускают свыше 70% синтетических волокон на планете. И продолжают наращивать свою долю. России, похоже, опять отводится роль сырьевого придатка, оказывающего помощь «братьям» из Поднебесной для завоевания мировых рынков.

Наталья Комарова:

«От нерационального использования попутного нефтяного газа российская экономика теряет более $13 млрд в год. Помимо потерь невозобновляемого энергетического и химического сырья при сжигании попутного газа в атмосферу выбрасывается до 400 тысяч тонн твердых загрязняющих веществ, что составляет 15% всех выбросов в атмосферу».

Николай Рыжков:

«Убежден, что мы были правы 20 лет назад, когда намеревались построить в Западной Сибири пять комбинатов по глубокой переработке нефти и газа. Мы жили бы сейчас в совершенно другой стране».

Добываем, чтобы сжечь


Вагит Алекперов
президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ»:

— Если мы, вспоминая о попутном газе, говорим о нарушениях экологии, то я коренным образом с этим не согласен. Для чего добывается газ? Чтобы сжечь. Так вот, если мы сжигаем его в городе — это не нарушение экологии, а если сжигаем его в тайге, то это уже нарушение? Вопрос экологии здесь вообще не должен стоять, так как мы бы не добывали газ, если бы не было цели его сжечь.
Прежде всего, это вопрос экономический, вопрос использования сырья в народном хозяйстве. Вот с этой точки зрения и надо всегда подходить. Надо сделать экономическую модель его использования. Необходим диалог с правительством и надо рассматривать вопрос детально по каждому проекту. По каждой нефтяной провинции делать отдельные мероприятия по утилизации этого ценного углеводородного сырья.

Нравится

Статьи по теме

№165 (4907)
22.09.2009
Андрей Фатеев
Деньги на тобольские полимеры
№97 (4839)
03.06.2009
Александр Белов
Газ вам в помощь!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"