26 апреля 2024     

Общество   

Особым детям — особая помощь

Недавно в институте психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета прошёл региональный научно-практический семинар «Инновации в специальном образовании». Открывая его, заведующий кафедрой «Специальной педагогики» ТюмГУ доктор педагогических наук Алексей Дмитриев подчеркнул, что встречи такого рода проводятся не часто, хотя тема воспитания, обучения и коррекции детей с тяжелыми нарушениями развития давно требует внимания.

Несомненно, назрел вопрос и о повышении ответственности родителей за состояние здоровья будущего ребёнка. Но инициатива по комплексному решению этой проблемы должна принадлежать государству. Существенную роль в улучшении ситуации могут сыграть научные центры по планированию здоровой семьи. Материал об этом, например, для школьников и студентов содержится в программе, которую подготовила тюменская общественная организация — информационный центр «Здоровая жизнь».

С января 2010 года началась реализация двух программ: «Первый шаг» — по обеспечению в нашем регионе медико-социальной помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии, а также «Основные направления реабилитации инвалидов Тюменской области». Оба проекта направлены на снижение уровня детской инвалидности, создание системного подхода к реабилитации. Только с этого года начала проводиться диагностика детей-инвалидов начиная с самого их рождения. Об этом на семинаре рассказала специалист Главного бюро медико-социальной экспертизы по Тюменской области Светлана Зенина.

Поставить правильный диагноз немаловажно, но, к сожалению, дальше цепочка помощи таким детям существенно замедляется. По словам Алексея Дмитриева, силы слишком не равны... Педагогов-дефектологов очень мало по сравнению с той армией больных детей, которые вместе с родителями хотели бы получить профессиональную помощь.

В Тюменской области, по мнению выступающих, пока не сложилось полноценной структуры подготовки дефектологов. Лишь недавно, в 2009 году, на кафедре «Специальной педагогики» наконец открылась аспирантура. По сравнению с юристами, экономистами, которых, судя по официальной статистике, в нашем регионе переизбыток, педагогов-дефектологов выпускаются единицы. В этом году — 34 человека, а нужно полторы тысячи специалистов для учебных учреждений области!

— В этой образовательной сфере мы, — говорили на семинаре педагоги коррекционных школ, — отстали, к примеру, от свердловчан на несколько десятков лет.

Дети, часть которых обучается сегодня в 23 специальных коррекционных школах нашей области, нуждаются и в более эффективных методиках, и в большем количестве специалистов — логопедов, олигофренопедагогов, тифлопедагогов, работающих со слабовидящими и слепыми ребятами, сурдопедагогах, занимающихся со слабослышащими и глухими детьми.

Около ста руководителей учреждений дошкольного и школьного образования — участники семинара — сетовали на проблемы. Общество в лице государства пока не обращает должного внимания на тот огромный детский социум, который требует более серьёзного подхода. Такие дети вырастают зачастую не подготовленными к будущему — социально и профессионально.

— К этому ресурсу нашего общества следует относиться более разумно и бережно, — уверен профессор Дмитриев. — Хотелось бы видеть встречную инициативу в данном направлении от чиновников, депутатов. Большую роль могли бы сыграть общественные организации, но их, к сожалению, пока нет в нашей сфере.

Главный акцент был сделан на инновации в специальной педагогике, новые подходы к обучению детей с проблемами в развитии, использование нестандартных образовательных технологий. Интересный доклад на эту тему представила кандидат педагогических наук Галина Криницина. Она поделилась с коллегами авторскими методами и приемами, которые помогут обучать детей контролировать и «понимать» свой речевой аппарат. Выступали и молодые ученые-дефектологи. В своих докладах аспиранты кафедры специальной педагогики ТюмГУ Алена Титовец, Евгений Денисенок, Кирилл Рейт рассказали об эффективности использования красочных компьютерных технологий для коррекции детей с отклонениями в развитии.

Большой интерес вызвало выступление выпускницы кафедры Алины Карпенко. Она сделала доклад об обучении грамоте умственно отсталых детей с использованием средств мелкой моторики. «В специальной педагогике это абсолютно новая технология, связанная не только с обучением, но и с эмоциональным реагированием детей, что очень важно для их мотивации в усвоении знаний», — подчеркнул научный руководитель студентки и организатор семинара Алексей Дмитриев.

Кроме тюменцев на семинаре присутствовали представители Курганского и Шадринского педагогических институтов. В заключение участники мероприятия выразили благодарность сотрудникам кафедры «Специальной педагогики» ТюмГУ за огромный труд по подготовке нужной и полезной встречи. Мнение присутствующих — встречаться и обмениваться опытом специалистам в этой сфере нужно чаще! — было единодушным.

1,5 тысячи педагогов-дефектологов требуются учебным учреждениям Тюменской области. В 2010 году этих специалистов будет выпущено всего 34 человека.

Нравится

Статьи по теме

№75 (5052)
05.05.2010
Ксения Куимчиде
Здоров ребёнок — крепка семья!
№201 (4943)
13.11.2009
Елена Суслова
Чтобы ребёнок стал умным, он должен быть здоровым

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"