24 мая 2025     

Общество   

Павел Креков: «Общество от разрухи спас консерватизм школы»

Чиновник или педагог?

— Павел Владимирович, вы какой-то несовременный управленец. Не потребовали заранее от журналиста вопросов для интервью, встречаете с открытым забралом. В связи с этим вопрос: кем вы себя ощущаете — чиновником или педагогом?

— Этот вопрос для меня принципиален. Постоянно задаю его себе сам, работая в системе управления практически уже полтора десятка лет. Достаточно давно определился: образованием просто так руководить нельзя. Такая сфера. Во-первых, требует творческого начала, нестандартности. Во-вторых, профессионализма.

Есть такая фраза, применяемая к директору школы: это учитель учителей, помимо того что он одновременно и менеджер, и хозяйственник. Если продолжать логику, то я — учитель учителей учителей. Все время, которое трудился в управлении, в том числе заместителем главы администрации Тобольска по социальным вопросам, одновременно вел уроки в школе. Позволял себе это делать, сохраняя некую форму. Для меня принципиально важно, приходя в общеобразовательное учреждение, говорить и с администратором, и с учителем со знанием дела. Я всегда должен быть готовым встать перед ними и показать, как следует поступать.

Поэтому, несомненно, руководителю важно сочетать в себе два начала — управленческое и педагогическое. Какое из них важнее, затрудняюсь ответить.

На себя оборотиться...

— Формальным поводом нашей встречи стало мое естественное желание узнать, какие надежды вы как управленец возлагаете на Год учителя, который идет в России. Опросы педагогов, к примеру, тот, что провела «Учительская газета», свидетельствуют: лишь 6% респондентов ощущают на себе общенациональную акцию.

— Здесь надо говорить о нескольких принципиальных составляющих. Прежде всего Год учителя — это возможность привлечь внимание общества в целом к фигуре учителя, что напрямую связано с ростом престижности нашей профессии.

— Согласитесь: отношение общества к педагогу если не отрицательное, то равнодушное. Среди молодежи учительство не пользуется популярностью. Многие родители переводят дух, когда их ребенок расстается со школой...

— Да, это стало проблемой... Каким должен быть учитель, мы представляем, вспоминая, к примеру, Вячеслава Тихонова, исполнившего роль историка в киноленте «Доживем до понедельника». Знакомясь же с нашумевшим телесериалом «Школа», видим, как говорят, существенную разницу... В этом виноваты не только телевидение, но и те изменения, которые произошли как в обществе, так и среди самого учительства.

— Не боитесь навлечь на себя негатив педагогического сообщества?

— Не боюсь. Надо признать совершенно откровенно: в падении престижа профессии, в определенной девальвации учительских ценностей, которые, к сожалению, имеют место, виновато снижение критичности педагога к самому себе. Хотя, конечно, свою негативную роль сыграли и экономические причины, и общественные тенденции. Но чуть ли не на первый план выходит сегодня именно необходимость качественного изменения требований учителя к себе!

Несущий свет

— И все же «бытие определяет сознание». А реальное бытие учителя, на мой взгляд, дает мало поводов для радости. И если молодой тюменский педагог докладывает премьер-министру о своей зарплате в 20-25 тысяч рублей, то это не значит, что столько же зарабатывают в месяц его коллеги...

— В 2010-м будет очень много сделано, чтобы учителю в материальном отношении стало легче. Правительством области достаточно серьезно прорабатывается возможность обеспечения педагогов жильем. Администрация Тюмени приняла решение о системе грантовой поддержки лучших учителей по направлениям, которые сегодня наиболее болезненны для системы образования в целом. Кроме того, в этом году мы планируем провести ряд акций, связанных с подъемом в общественном мнении звания учителя. Намерены очень серьезно заняться восстановлением и развитием тех ценностей, которые должны быть в педагоге по определению. Ведь он формирует образ человека. Он просвещенец, то есть несет свет.

— Сегодня во всех сферах, в том числе в образовании, ощущается дефицит личностей, способных будить чью-то мысль...

— Здесь можно сколько угодно посыпать голову пеплом. Но... Общество всегда испытывало вину перед учительством по той простой причине, что недодавало ему. Потом начался ответный процесс. Учителя стали другими, и все вокруг заговорили о необходимости реформ. Сегодня нам, управленцам, следует заниматься просвещенческой деятельностью среди педагогов, администрировать эти процессы, экономически стимулировать.

Быть или не быть?

— Помню, на юбилее академика РАО Владимира Загвязинского вы сказали, что, несмотря на существенные проекты, всех педагогов в Год учителя осчастливить не удастся. Что имели в виду?

— Ту самую проблему общекультурной подготовки педагога. Сейчас в школе чаще встречаешь не учителя — предметодателя, человека, который во время проведения классного часа сидит на последней парте и следит за дисциплиной. Надо учителя вывести с «камчатки»! Поставить его перед детьми и подготовить к разговору с ними. О гамлетовском вопросе: «Быть или не быть?», о проблемах мирозданья, о том, зачем человек живет на земле. Слово учителя здесь должно быть определяющим, независимо от того, какой предмет он преподает — географию, математику, литературу или физкультуру.

— Но беда ведь не только в низком уровне общей культуры учителя. Не секрет: некоторые школьные преподаватели до сих пор испытывают трудности при выполнении тестов ЕГЭ по своему предмету. Вы сами публично заявляли, что сегодня днем с огнем не отыскать словесника, который не только знает творчество Достоевского, но и может донести его до ребят.

— Для того чтобы преподавать того же Достоевского, мало просто прочитать методичку и воспроизвести написанное. Надо знать, как минимум, основы богословия, внутренние метания интеллигенции второй половины ХIХ века, иметь представление о философских взглядах самого Федора Михайловича. И тогда станет понятно, что значит его «очищение через страдание». Именно это и требуется, чтобы дать ребенку возможность развиваться, мыслить... Таких учителей у нас, увы, единицы.

Вспомните Царскосельский лицей. Кем стали практически все его воспитанники пушкинского выпуска? Поэтами, юристами, государственными людьми. Гордостью России. Как бы сейчас сказали, штучным продуктом. Созданная тогда в лицее образовательная модель до сих пор считается лучшей в мире. Там каждый преподаватель был автором учебника, отлично разбирался не только в своем предмете, но и являлся просветителем. Обладал не только профессией, но и человеческой мудростью. Именно учитель математики сказал юному Пушкину: «Лучше пишите свои стихи»...

Главное пропало

— То, что в последнее время в театре, филармонии довольно часто можно видеть тюменских учителей, директоров школ, ваших коллег-управленцев во главе с вами, — это не случайный момент?

— Абсолютно закономерный! В свое время много спорил с одним директором школы, который утверждал: посещение театра, кино учителями — это их частная жизнь, в которую нельзя вторгаться. Мне ближе мнение Ролана Быкова. Однажды он удачно пошутил: «Личное мнение людей надо формировать».

— Вы покушаетесь на святое...

— Кстати, о святом... Приезжаю в одну школу, прошу привести учеников — обычных, «среднестатистических». Начинаю спрашивать их имена выдающихся военачальников. Кроме маршала Жукова никого назвать не могут. В другой школе на информационном стенде о городах-героях вместо видов Севастополя увидел изображение Тауэра в Лондоне... Мы потеряли знание каких-то хрестоматийных вещей. И если в год 65-летия Победы добьемся того, чтобы каждый ребенок имел представление хотя бы о городах-героях, мог рассказать о Гастелло, Мельникайте, Космодемьянской, то произведем качественный скачок в системе образования.

— Именно так стоит вопрос?!

—Да, это вопрос. Как пел Окуджава: «...что-то главное пропало»...

Сегодня задача обычного учителя — научить ученика адекватно жить в условиях современного общества, причем в ситуации выбора — между хорошим и плохим, высоким и низким. Вечная проблема, которая сейчас стала, конечно, намного сложнее. Кстати, в этом — одна из основ новых элементов педагогики, которая активно развивается, в том числе благодаря национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

— Помню время, когда ваши коллеги-управленцы с восторгом сообщали учителям, что наконец-то те перестанут быть классными мамами и займутся главным своим делом — преподаванием предметов. В последнее время воспитательная функция вновь доверена школе, к чему некоторые родители относятся весьма критично. Ученые убеждены: к современному ребенку нельзя идти с грузом старых представлений, а порой и заблуждений.

— Во-первых, главным воспитывающим элементом в школе был, есть и будет урок. Во-вторых, как я уже сказал, школа должна заниматься образованием, то есть создавать образ, что требует неразрывного сочетания знаний, души и сердца. Неразрывного!

Когда же идет речь, чему и как воспитывать в наш информационный век, принципиально важно всем педагогам владеть компьютером, ориентироваться в медиа- и интернет-пространстве, осваивать новые технологии. Но все это — лишь средство для достижения тех же целей, которые существовали еще во времена Христа. Ничего принципиально нового человечество не придумало. Любовь осталась любовью, добро — добром, как и способность помочь ближнему...

Текучка заела?

— Но учителя просто текучка заела. К тому же нагрузка в связи с состоявшейся модернизацией возросла неимоверно. Одна из преподавательниц русского языка и литературы посетовала, что у нее уже нет больше сил: 32 человека в классе, 30 часов в неделю, ежедневная проверка тетрадей, классное руководство, ведение школьного кружка, работа в качестве эксперта при проверке части «С» ЕГЭ...

— Да, с этим я сам сталкивался, но, что бы мы ни говорили, учитель — это образ жизни. И его рабочее время невозможно нормировать. Ему могут позвонить в три часа ночи и сообщить, что пропал ученик, — и педагог должен быть готов прийти на помощь. Так было, и так будет. Как и текучка, и семейные проблемы... В этом случае всегда вспоминаю фразу: когда хотим — ищем возможности, когда не хотим — ищем причины. Все-таки надо искать возможности.

Выражая некоторое неудовольствие работой учителей, не могу не признать: кроме нас, педагогов, нет больше социальных слоев и групп, которые реально формируют завтрашний день. И в трудное время ситуацию в обществе спасли именно консерватизм и традиции системы образования. Естественно, нам хочется большего и качественного. Конечно, надо думать и о разгрузке учителя. Эта тема тоже актуальна, особенно для Года учителя. Уверен: наступит момент, когда данный вопрос будет адекватно разрешен.

Но уже сегодня возможно предпринять необходимые шаги. Здесь очень многое зависит от директора школы. От того, насколько он содержателен сам, какую обстановку создает в своей школе, как расставляет приоритеты, насколько способен простимулировать процесс, используя подушевое финансирование, новую систему оплаты труда. Это именно тот инструмент, который в руках мудрого человека будет использован с большим плюсом.

— От современного педагога так много требуется, такой груз ответственности лежит на плечах!.. Не каждый способен это вынести. Не случайно года два назад в тюменских школах обозначилась невиданная ранее тенденция: стало не хватать учителей двух главных предметов — русского языка и математики.

— Никакого массового исхода нет. Существует другая проблема: школе не хватает молодых, интересных, творческих педагогов. Поэтому к Году учителя у нас в муниципалитете родился проект, связанный с привлечением в среднее образование молодых специалистов. Речь идет помимо всего прочего о создании некой пилотной группы — первоначально 30 человек. Их мы выбираем совместно с вузами из числа лучших выпускников, стараемся обеспечить им максимально возможный уровень зарплаты, даем подъемные, приезжим — жилье (хотя бы комнату в общежитии). Надеемся, они потянут за собой других. Так начнет формироваться будущий кадровый корпус руководителей общеобразовательных учреждений нашего города.

Философия жизни

— Помню, во время телемоста между одаренными детьми Питера и победителями предметной олимпиады-2010 Тюменской области академик РАН Владимир Мельников признался, что до седьмого класса был троечником. А как складывались ваши отношения с учебой?

— Имел отличные знания по всем гуманитарным предметам, а вот с физикой у меня были проблемы, хотя безумно любил астрономию (эту страсть сохранил до сих пор). И все же по точным наукам мне ставили «хорошо», зная, что я «выдающийся гуманитарий» (улыбается. — Е.С.). Понимающими людьми были мои учителя, не хотели портить мне аттестат.

— Именно они и определили ваш путь в педагогику?

— Честно говоря, все годы учебы твердил: буду работать где угодно, но только не в школе. После поступил на истфак Тюменского университета. На четвертом курсе мне как комсомольскому активисту дали поручение возглавить в одном из средних учебных заведений кружок политинформаторов. В нем собрались очень хорошие, умные дети. Общаясь с ними, вдруг понял: оказывается, может быть востребована не только мощь бицепсов, но и интеллект, что могу реально влиять на формирование мнения людей... Да, именно тот класс определил мое желание идти работать в школу. Для этого же после получил второе высшее образование — философское — в Томском университете.

— Тогда вам — философский вопрос. Шалва Амонашвили считает одним из самых больших минусов учителя отсутствие улыбки на его лице.

— В этом есть глубокий подтекст... Помните слова героя фильма Марка Захарова, того самого Мюнхгаузена? «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь! Серьезное лицо — это еще не признак ума. Все глупости на свете делаются именно с этим выражением лица».

Если же говорить об образовании, то в этой сфере долгое время складывалась такая система, при которой учитель оценивался... по тишине на уроке. Но почему у него было тихо? Потому что он интересно рассказывал? Нет, потому что «держал дисциплину»... Когда я был молодым специалистом, тоже пытался прикрикивать на учеников. Потом понял: у тебя могут быть и металлический голос, и строгость, но постепенно ты находишь с учениками контакт — и начинаешь им улыбаться. И вдруг однажды, входя в класс, этого не сделаешь. И дети все поймут, придут к тебе и скажут: «Простите, мы были не правы». Поэтому за учительской улыбкой скрывается не просто движение мышц лица, а нечто большее.

— Но какой путь для этого надо вместе пройти!..

 

5 млн рублей будет потрачено из бюджета города на проведение праздничных мероприятий в Год учителя.

2700 педагогов трудятся в системе образования Тюмени.

Нравится

Статьи по теме

№71 (5048)
27.04.2010
Елена Елкина
Педагоги — к доске!
№174 (4916)
05.10.2009
Галина Степанова
Не всякому дано быть учителем

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"