29 апреля 2024     

Общество   

Далекая и близкая Чукотка…

И о некоторых из них — наш рассказ. Но прежде обратимся к документальным источникам.

Что такое ленд-лиз?

Московская конференция представителей СССР, Великобритании и США, проходившая с 29 сентября по 1 октября 1941 года в соответствии с ранее принятым конгрессом Соединенных Штатов Америки законом о так называемом ленд-лизе, решила вопросы взаимных военных поставок. В личном послании президента Рузвельта Сталину от 2 ноября 1941 года отмечалось, что все списки военного снаряжения и вооружения одобрены, поставки начнутся немедленно и будут произведены на сумму до 1 млрд долларов. Платежи по этой задолженности взимаются только спустя 5 лет после окончания войны и производятся в течение 10 лет. Советское правительство должно приложить особые усилия, чтобы продать те товары и сырье, которые имеются в его распоряжении и в которых могут нуждаться США. Сложной проблемой тогда был и выбор путей для перевозки грузов. Самые короткие — по Балтийскому и Черному морям — были блокированы фашистами. Пришлось использовать менее удобные — Северный, Тихоокеанский и Иранский. Но сегодня поведем разговор только о поставке по ленд-лизу самолетов и только по трассе Аляска — Сибирь (Алсиб). Именно об этом несколько лет назад мне рассказал участник этих событий, ветеран Великой Отечественной войны Михаил Романович Полуянов. Уроженец Тобольска, в армию был призван в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет.

Забегая вперед, скажу, что в 1953 году он приехал в Тюмень и принимал активное участие в работе ведущих ведомств области, обустраивавших Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. Сейчас, к сожалению, следы его затерялись, даже не осталось у меня его приличной фотографии. Я надеюсь, что, может быть, кто-то из его близких, прочтя эту корреспонденцию, откликнется.

Но вернемся в далекое прошлое — в военные годы. В 1943 году он успешно окончил авиационное радиотехническое училище, в то время дислоцированное в Киргизию, где готовили стрелков-радистов. Но был отправлен не на фронт, а на международную трассу Алсиб, по которой перегоняли американские самолеты и которой командовал прославленный полярник, соратник О.Ю.Шмидта, Герой Советского Союза М.И.Шевелев. Штаб размещался в Якутске. Здесь же находилась переброшенная с фронта Краснознаменная авиаперегоночная боевая дивизия. Ее первый полк сразу же направили на Аляску, в города Фербенкс и Нам, где и были сосредоточены военные самолеты. Америку и СССР разделил 84-километровый Берингов пролив. Но для совершения операции перегона на нашей территории нужно было построить несколько промежуточных аэродромов, где их могли бы заправлять горючим. Да и с ним было все не так-то просто — в летний период его завозили на баржах по Колыме, Лене, Индигирке. Трудности были огромные, ведь строительство велось в условиях вечной мерзлоты, тундры и непроходимой глухой тайги.

Через все испытания

По ленд-лизу поставляли истребители «Кобра» и бомбардировщики Б-25 («Боинг»). Шли всегда в связке: в центре — «Боинг», по бокам от 9 до 12 истребителей, которые не имели дальней связи и были от него зависимы. Что представлял собой прославленный самолет?

Б-25 — ночной бомбардировщик, 2-моторный и 2-килевый, с очень хорошими летными качествами, легкий в управлении и с почти безотказными двигателями, все агрегаты которых находились под пломбами. Оставалось лишь заправить технику маслом и горючим да произвести перед полетом внешний осмотр. Условия перелета были тяжелыми: мороз до 50 градусов, туман, обледенение. Были, конечно, и трагические случаи, связанные с падением самолетов. На Аляску экипажи направлялись по 30-35 человек в холодных грузовых самолетах СИ-47 фирмы «Дуглас». Так и летал Полуянов из СССР в Америку и обратно, пока командование не обратило внимание на высококвалифицированного, дисциплинированного, исполнительного специалиста и не направило его в распоряжение руководства узла международной связи, в Центральное радиобюро, где был пеленгатор, который и вел все самолеты к нужному аэродрому. Закончился перегон, но не закончилась служба. Демобилизовался он только в 1950 году.

Б-25 — в действии

Много лет назад недалеко от нашего дома жил Василий Куприянович Протасов, работавший в Тюменском управлении гражданской авиации. При шапочном знакомстве я как-то даже и не задумывалась о его, как оказалось позднее, боевой биографии. И только уже будучи тяжело больным, рассказал о своей жизни. Родом он из Исетского района. Мечта стать летчиком привела его сначала в аэроклуб Осоавиахима, а затем и в Красноуфимское летное училище. Прошел всю войну. Служба началась с ПО-2, потом — в авиации дальнего действия на американском бомбардировщике Б-25 (о котором было рассказано ранее). Полеты совершались далеко за линию фронта, иногда над иностранными государствами, находившимися под немецкой оккупацией, вплоть до Адриатического моря. Помогали и югославским партизанам, сбрасывая им на парашютах оружие, продовольствие, медикаменты. Бомбили важные железнодорожные узлы, места большого скопления войск и военной техники. Это были ночные массированные налеты крупных авиасоединений — от 70 до 90 самолетов. И каждый из них, выполнив задание, должен был за считанные минуты вернуться на базу. Самолеты летели с погашенными огнями, да к тому же на большой высоте — в этом было их преимущество.

В послевоенные годы Протасов — командир эскадрильи, командир стратегического бомбардировщика ТУ-95. В 1955-1957 годах принимал участие в воздушных парадах, пролетая над Красной площадью и над Тушино. Тогда же В.К.Протасов за участие в парадах и освоении реактивной техники был награжден орденом Ленина. А еще принимал участие в эксперименте — находился в воздухе 23 часа 20 минут без посадки и дополнительной заправки в воздухе. Маршрут проходил через Северный полюс и Алеутские острова (Канада), где экипаж взаимодействовал с Тихоокеанской флотилией. Это было большим достижением.

В 2000 году он посетил музей авиатехники в Монино (Подмосковье). По бортовому номеру узнал свое детище и сфотографировался на память на фоне этой четырехмоторной громады (так этот снимок с дарственной надписью ветерана и оказался в моем семейном архиве). О чем думал в этот момент подполковник в отставке, нетрудно догадаться. Вспоминал он, конечно, о боевом пути, пройденном в огненные годы войны, а еще о трагической гибели своего экипажа, уже после того, как он по болезни демобилизовался. Именно с этого Ту-95 30 октября 1961 года в акватории Северного Ледовитого океана была сброшена первая в мире водородная бомба весом в 65 мегатонн (под кодовым названием «Большой Иван»). Ее «гриб» поднялся до 23 километров. На побережье Диксона и в Амдерме повылетали из окон домов все стекла. Почувствовали это и жители северной части нашего региона. Огненно-плазменный столб горел невероятно долго, переполошив и военных, и ученых. А мир тем временем был на волоске от гигантской катастрофы (этому событию была посвящена передача Центрального телевидения из серии «Тайна века»). Несмотря на предпринятые защитные меры, члены экипажа облучились, и в живых остался лишь один стрелок…

В.К.Протасов рассказал и о курьезных случаях. Это было во фронтовой обстановке. После рукопожатия К.К.Рокоссовского, тогда еще генерала, три дня… не мыл руку. И еще был в его полку штурман, молодой парень Николай Орлов. Храбрый, отчаянный, но дебошир. Больше всех у него было боевых вылетов, больше всех и наград. Не раз представляли к званию Героя, но опять-таки мешало поведение. До этого он участвовал в тех самых перегонах американских самолетов, которые доставляли с Аляски. Однажды экипаж привел самолеты в Иркутск, на базу. Команде дали пару дней на отдых, и летчики отправились в театр, где шел спектакль «Отелло». Все были изрядно выпивши. В самый кульминационный момент, когда герой пьесы начинает душить свою возлюбленную Дездемону, с места вскакивает Николай с пистолетом в руке и криком «Попробуй только задуши!!!» бросается на сцену. А друзья его поддерживают: «Браво, Коля! Браво!» Занавес… Спектакль сорван. Наказание экипажа. Посылка его на передовую…

Цель уничтожена!

Тюменцам хорошо известно имя Аркадия Хаяловича Низамова — экс-чемпиона мира по радиоспорту, большого общественника и патриота нашего края. Кстати, недавно награжденного медалью «Патриот России». Прожита большая жизнь, в которой было много знаменательных событий. Расскажу лишь об одном эпизоде. 1952 год. Настала пора служить в армии. Из Тюмени направили его на Чукотский полуостров, в бухту Святого Лаврентия. Получил военную специальность радиста. Однажды (кажется, летом 1954 года) операторы радиолокационной станции на экране обнаружили «цель» — летящий на большой высоте по направлению к нашей границе самолет. На запрос об его принадлежности ответа не последовало. После передачи этой информации на командный пункт была объявлена воздушная тревога. Радисты уточняли данные о координатах полета каждую минуту. Вскоре самолет-нарушитель без опознавательных знаков углубился до 20 километров на нашу территорию, продолжая полет дальше, не отвечая на запросы.

Тогда в воздух были подняты два истребителя-перехватчика. Нарушитель по-прежнему не подчинялся команде следовать за ними. После этого — команда, и цель уничтожается.

На следующий день по радио выступил министр иностранных дел СССР В.М.Молотов с сообщением о том, что американский штурмовик нарушил воздушное пространство нашей страны в районе Берингова моря, не подчинился команде и после этого был сбит…

Нравится

Статьи по теме

№122 (5099)
20.07.2010
Вера Кубочкина
Крик души, или Наказуемая дисциплинированность
№93 (5070)
02.06.2010
Вера Кубочкина
Вятские — ребята хватские

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"