25 апреля 2024     

Экономика   

Полный пенсион

Принципиальный характер

Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд все 15 лет с момента создания считался любимым детищем губернатора Югры Александра Филипенко. Создавали фонд для поддержки югорских пенсионеров, прежде всего тех, кто всю жизнь проработал в социальной сфере таежного края. По своим доходам они явно уступали газовикам и нефтяникам.

— Решение поддержать пенсионеров носило принципиальный характер, — вспоминает Александр Филипенко. — Изначально это были ежемесячные выплаты из бюджета автономного округа, люди называли их губернаторскими надбавками. Когда выплаты обрели серьезный размер, было принято решение о том, чтобы они носили стабильный, надежный и, как говорят специалисты, пожизненный, по отношению к пенсионерам, характер. Мы это сделали на базе негосударственного пенсионного фонда. И правильно сделали, так как колебания бюджета не влияют теперь на то, получат люди эти выплаты или не получат.

Основу пенсионных резервов фонда составили бюджетные отчисления. Позднее в формировании собственных пенсий стали принимать участие и сами югорчане. Причем автономия едва ли не первой в стране — задолго до принятия государственной программы — реализовала принцип софинансирования пенсий, добавляя бюджетникам на каждую внесенную тысячу рублей по тысяче из окружной казны. Кстати, только за последние пять лет в виде дополнительных пенсий фонд выплатил 7 млрд рублей, в том числе почти 4 млрд рублей — за счет инвестиционного дохода.

Убить двух зайцев

По мере роста пенсионных резервов встал вопрос об эффективном использовании многомиллиардных накоплений. После долгих обсуждений в правительстве округа решено было вложиться в строительство, убив тем самым сразу двух зайцев. Во-первых, заметно активизировать жилищное строительство, а во-вторых, получить приличный доход. В 2005-м Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд учредил 100-процентную «дочку» под названием «ЮграИнвестСтрой-Проект». А уже на следующий год в Сургуте и Нижневартовске сдали первые многоэтажки, построенные на пенсионные деньги.

Со временем «ЮграИнвест-СтройПроект» стала крупнейшим застройщиком нефтяной провинции, а его «мамаша» получала от продажи недвижимости весьма неплохую прибавку. Доходы от инвестирования пенсионных резервов увеличились с 16,4% в 2005 году до 44,9% в 2007-м. В Ханты-Мансийск за опытом потянулись со всей страны. В том же 2007-м автономия выступила организатором Всероссийской конференции по использованию пенсионных резервов при реализации национального проекта «Доступное жилье».

Руководство Ханты-Мансийского НПФ всерьез рассчитывало выйти со строительными проектами за пределы региона. Совместно с правительством Югры изучались возможности по инвестированию за счет пенсионных резервов проектов малого и среднего бизнеса. Но грянул кризис.

Дополнительный бонус

По всей стране остановились стройки. Не стал исключением и Ханты-Мансийский округ. Руководство НПФ, размахнувшееся на миллион квадратных метров жилья, вынуждено было перекраивать портфель заказов. Едва начатые объекты заморозили, перебросив высвобожденные деньги на завершение домов высокой степени готовности. Пришлось даже прибегать к банковским заимствованиям.

— Все познается в сравнении, — рассуждал в конце прошлого года тогдашний президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Максим Филатов. — В 2008-м практически все инструменты инвестирования принесли отрицательную доходность, что при падении российских фондовых индексов на две трети не удивительно. Но если акции упали в среднем на 60-70%, то падение на рынке недвижимости оказалось значительно меньше. При этом падали рыночные цены, которые последние два-три года росли неоправданно быстро. Мы же не покупали готовые объекты, надеясь на дальнейший рост цены, а инвестировали в стройку — зарабатывали на разнице между ценами квадратного метра на стадии фундамента и готовой квартиры, которая составляла как тогда, так и сейчас около 25%. А рост рыночной цены является для нас и наших вкладчиков неким дополнительным бонусом. Сегодня цены фактически вернулись к прежним уровням, возрождается ипотека. В результате мы реализуем уже построенные квартиры с прибылью, а заработанные средства вкладываем в новое строительство.

И действительно, по итогам 2009-го Ханты-Мансийский фонд зачислил на счета участников от 12,5% до 15% годовых. Внешэкономбанк расщедрился на 9,52%. Правильность стратегии Ханты-Мансийского НПФ подтвердило и рейтинговое агентство «Эксперт РА»: в октябре 2009-го оно вновь присвоило фонду рейтинг А++, что обозначает «исключительно высокий уровень надежности». Подобной чести удостоились всего пять российских фондов. Высочайшую надежность эксперты обосновали «крайне консервативной инвестиционной политикой», особо акцентируя внимание на мизерном количестве акций в инвестиционном портфеле НПФ и, наоборот, на высокой доле паев закрытых ПИФов недвижимости.

Обманутые дольщики

Неплохой доход фонду во многом обеспечило правительство Александра Филипенко, которому пришлось принимать срочные меры по оживлению ипотеки. Тем не менее целый ряд масштабных проектов фонда, предусматривающих застройку целых микрорайонов, завис в воздухе. На горизонте сгущались тучи. Необходимо было срочно решать проблемы обманутых дольщиков. И тут последовала смена губернатора. Теперь уже Наталье Комаровой пришлось искать единственно верное решение. Но прежде следовало войти в курс дела и вступить в наследство. Во всех компаниях с государственным участием начались проверки, зачастили в отставку «генералы».

Покинул свой пост и Максим Филатов. Накануне «ЮграИнвест-СтройПроект» допустила технический дефолт, не выкупив вовремя собственные облигации на 1 млрд рублей. Впрочем, тот дефолт не стал реальным — компания все-таки расплатилась с держателями бумаг. Исполняющим обязанности президента негосударственного пенсионного фонда назначили Сергея Шубина, работавшего до этого советником губернатора Александра Филипенко и заместителем генерального директора государственной страховой компании «Югория». Правда, в июне — через полтора месяца после назначения — он сам попросил об отставке. Всезнающий «КоммерсантЪ» объяснил: Сергей Шубин просто увидел промежуточные итоги проверки фонда и отказался от должности.

Спор хозяйствующих субъектов?

Какие же тайны вскрыли проверяющие? Об этом на пресс-конференции рассказал 35-летний президент Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда Алексей Охлопков, поработавший вице-президентом НПФ «Стальфонд», а затем курировавший строительные проекты группы компаний «Северсталь».

— До недавнего времени система управления активами фонда во многом не отвечала интересам фонда, — заявил Алексей Охлопков. — Активы инвестировались через управляющие компании, родственные или близкие предыдущему руководству фонда. Сейчас мы предпринимаем активные шаги по прекращению такого финансового посредничества — работаем над выводом денег из этих компаний.

В частности, «ЮграФинанс», под управлением которой находится активов на 16 млрд рублей, еще недавно на 100% принадлежала Ханты-Мансийскому НПФ. Сейчас у фонда осталось 18%. Половина принадлежит генеральному директору компании Сергею Ануфриеву, однокурснику бывшего заместителя председателя правительства Югры Кирилла Морозова. Причем реальная рыночная стоимость активов НПФ, переданных в управление «ЮграФинанс», оценивается на 20-30% ниже, чем отражено в финансовой отчетности. Одной из причин неблагополучной финансовой ситуации являются те самые вложения в жилищное строительство, которые осуществляла «ЮграФинанс».

— Федеральная служба по финансовым рынкам, — продолжает Алексей Охлопков, — пока смотрит на ситуацию как на спор хозяйствующих субъектов. Сейчас она проводит встречную проверку Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда и «ЮграФинанс»... Поскольку по законодательству у нас нет иного выхода, как инвестировать активы через управляющие компании, скорее всего, мы будем искать новых партнеров.

Сменилось руководство и в «ЮграИнвестСтройПроекте». Крупнейшего застройщика северной автономии возглавил Вачаган Мовсисян, которого Алексей Охлопков хорошо знает по совместной работе в «RC-Group», строительном холдинге «Северстали». «Компанию ждет не простой процесс реструктуризации, — пояснил президент НПФ, — «ЮграИнвестСтройПроект» только начинает выходить из кризиса, поэтому мы решили назначить ее главой опытного специалиста, проработавшего в строительной сфере не один год».

Уже под занавес пресс-конференции Алексей Охлопков пообещал, что вкладчики и участники Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда вскоре увидят реальные положительные изменения. «Мы наметили программу мер по повышению эффективности, по снижению расходов, по внедрению современных программных комплексов, которые, с одной стороны, повысят прозрачность, упростят многие процедуры, снизят трудоемкость, а с другой — позволят за счет более глубокого анализа добиться впечатляющих результатов, с точки зрения охвата клиентской базы нашего присутствия в Уральском федеральном округе и других регионах страны. Считаю, что югорское правительство очень вовремя озадачилось проблемой развития фонда. И самые тяжелые времена, думаю, позади».

Деньги не потеряны

Сергей Ануфриев категорически не согласен с выдвинутыми обвинениями. «Инвестиции негосударственного пенсионного фонда — не потерянные деньги, — убежден глава «ЮграФинанс». — На балансе «ЮграИнвестСтройПроект» — много земли, недостроенных зданий. Как вариант можно достроить эти объекты, а затем, продав их, рассчитаться с инвесторами. Кризис не сделал девелоперский бизнес менее привлекательным. Если сравнить с падением фондового рынка, то многие голубые фишки сегодня отыграли только половину стоимости, тогда как цены на жилье в регионе уже превышают докризисный уровень. Жилищный проект был рассчитан на семь лет, и делать итоговые оценки его результативности после двух кризисных лет явно преждевременно. Если застройщику оказать поддержку, то он сможет расплатиться со всеми кредиторами в течение пяти лет. Что касается смены акционеров в «ЮграФинанс», оно продиктовано исключительно ограничениями в российском законодательстве. Пенсионным фондам просто запретили инвестировать в аффилированные строительные компании через принадлежащую им управляющую компанию».

Алексей Охлопков: «Те изменения, которые мы предпринимаем, и поддержка правительства Югры позволит нам сохранить и упрочить позиции крупнейшего фонда. Правительство очень вовремя озадачилось проблемой развития фонда. И самые тяжелые времена, думаю, позади».

7 млрд. рублей дополнительных пенсий выплатил Ханты-Мансийский НПФ с 2005 года. В том числе почти 4 млрд. рублей — за счет инвестиционного дохода фонда.

Югра гарантирует стабильность

Комментарий

Александр Ким
первый заместитель губернатора Югры,председатель совета директоров Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда:

— За полтора года новому руководству фонда необходимо преобразовать его в финансовую организацию, отвечающую всем современным стандартам и требованиям. В настоящий момент запущена программа по оптимизации бизнес-процессов, направленная на повышение прибыльности и прозрачности компании. В свою очередь правительство Югры гарантирует финансовую стабильность организации. Губернатор Югры Наталья Комарова ставит четкую задачу — сохранить и приумножить активы Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда. Именно это — первоочередная задача для команды управленцев.
Прежнее руководство фонда разместило в аффилированной управляющей компании основные активы пенсионного фонда. Эта аффилированность привела к искусственно созданным проблемам, а в конечном счете — к тому, что руководство фонда на определенном этапе потеряло контроль.

Нравится

Статьи по теме

№100 (5077)
11.06.2010
Андрей Фатеев
Пенсионные деньги: рисковать, так с умом

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"