29 апреля 2024     

Культура   

Кама Гинкас: «Театр — это вторжение в жизнь…»

Как заметил народный артист РФ, президент «Золотой маски» Георгий Тараторкин, проект «Лучшие спектакли в городах России» — один из самых важных и дорогих. Дорогих не в смысле затраченных финансовых средств. В наше непростое время, когда гастроли — большая редкость, такие проекты необходимы и актерам, и зрителям. Спектакли — лауреаты «Золотой маски» дают возможность понять, что происходит сегодня в театральной жизни страны.

— «Маска» существует с 1994 года, — уточнил Тараторкин. — Она работает в режиме нон-стоп. 12 ноября стали известны номинанты фестиваля, который пройдет с 27 марта по 15 апреля 2011 года. После того, как будет объявлена афиша, к работе приступит экспертный совет. За год членам совета предстоит отсмотреть более 500 (!) спектаклей.

В Тюмени фестиваль начался «Скрипкой Ротшильда», названной «Лучшим спектаклем в драме, большая форма» в 2005 году. Поставил его известный режиссер Кама Гинкас в Московском ТЮЗе.

— Надо понимать, что Московский ТЮЗ — недетский театр, — рассказал Кама Миронович. — Юные зрители — люди, интересующиеся искусством, политикой, спортом… Спектакли ТЮЗа обращены именно к ним. Потому в зрительном зале нашего театра всегда смешанная публика.

Мы счастливы, когда на так называемые детские спектакли (скажем, «Счастливый принц») приходят семьями. Взрослые разгадают свои смыслы в этой сказке-притче о любви, дети увидят красивую историю про птичку и статую…

— Премьера «Скрипки Ротшильда» случилась в Америке. Мы целый месяц играли там, — пояснил Гинкас. — Спектакль приезжали смотреть русские американцы. Однажды во время встречи со зрителями один из них встал и сказал: «А я помню ваш спектакль в Красноярске…» Там я работал в 70-м году! Этот американец приехал из какого-то штата, потому что помнил моего «Гамлета», которого я поставил много лет назад. Еще одно сильное впечатление. После очередного спектакля раздавал автографы. «А вы знаете, на чем расписались?» — озадачил один из зрителей. Смотрю: «Люди и мыши», программка нашего дипломного спектакля, поставленного Товстоноговым. (Гинкас окончил ЛГИТМиК, курс Г. Товстоногова, в 1967 году. — Л.К.). Человек провез ее через советские кордоны в США. Приехал на мой спектакль, потому что «Люди и мыши», сыгранный неумелыми студентами, произвел на него такое впечатление! Вот что значит подлинный театр: это вторжение в жизнь…

«Скрипку…» играли и в различных российских городах. Здесь и за рубежом зритель, конечно, разный. Нас по-разному слышат, по-разному воспринимают происходящее на сцене. Для нас чрезвычайно важно, как реагирует публика, как живет во время спектакля. После, как правило, аплодируют. Даже встают, даже кричат. Но сразу различаешь: где вежливые, восторженные, благодарные, растроганные, счастливые аплодисменты. Иногда они бывают куцыми — и ты понимаешь: именно эти дороже других! Потому что зритель прочувствовал спектакль — и будет жить им еще несколько дней. А в финале ему было не до того, чтобы стучать ладошкой о ладошку…

— У меня отношения с театром — особенные, — признался Георгий Тараторкин. — Я очень редко хожу в театр. Мне иногда страшно от того, что там происходит… Расстраиваюсь… Но все же актер — потрясающая профессия. Игра — это возможность смыться в дорогой тебе мир…

Зрители, следящие за происходящим на «Золотой маске», оказываются в более выгодном положении, чем многие участники. Им зачастую не удается побывать на спектаклях своих коллег.

— Когда смотреть? — рассуждал народный артист РФ Игорь Ясулович. — Надо в своих спектаклях играть, которые идут почти каждый вечер. Но смотреть необходимо, чтобы подпитываться творческой энергией…

— Врать не буду… Постановки, ставшие лауреатами «Золотой маски», видел, — рассказал народный артист РФ, актер МТЮЗа Валерий Баринов. — В 2008-м я был членом жюри фестиваля. Процентов 80 из того, что представлялось в тот год, посмотрел — и был разочарован. Очень не нравится, что зрителя начинают фраппировать, запугивать… матом. Категорически против нецензурной лексики на сцене. Думаю, это недостаток мастерства. Надо сделать так, чтобы все услышали мат, но он не звучал. Это — искусство. Когда дети ходят на сцене — и тоже ругаются матом… Сажал бы за такое! Я жестокий человек в этом смысле. Нецензурщина на сцене звучит из-за стремления угодить публике.

— Если футболист на поле начинает выражаться матерными словами, его удаляют. Почему же в так называемом искусстве это приемлемо?.. — удивлялся Валерий Александрович, оказавшийся страстным футбольным болельщиком. — Для меня идеальный театр, когда два человека разговаривают на сцене, а в зале — мертвая тишина… Мне интересны постановки театров из провинции. Всегда жду, что появится что-то такое!.. Увы, «Грозу» Магнитогорского театра (лауреат «Золотой маски» 2008-го в номинации «Спектакль малой формы») я не принял…Что касается нашего спектакля, «Скрипка Ротшильда», удовольствия зрителям не обещаю, потрясение — гарантирую!

Нравится

Статьи по теме

№196 (5173)
11.11.2010
Любовь Сергеева
Лучшие спектакли России — на тюменских подмостках

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"