25 апреля 2024     

Культура   

Посмотри на памятник со всех сторон

Приведу выдержку из книги В.Ермонской «Что ты знаешь о скульптуре?», изданной в 1959 году: «Содержание памятника должно восприняться и с первого взгляда — и при движении мимо памятника или вокруг него — со многих точек зрения. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче.
Поза, жест фигуры, ее движения должны быть композиционно решены так, чтобы сделать содержание понятным.
Мастер монументального памятника должен уметь правильно «поставить» фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон.
Выразительность не только лица, но и всей статуи, полное соответствие внешнепластического вида внутреннему миру героя — обязательное условие для монументального памятника».
В свое время на лекциях в Тюменском пединституте я говорил шутливо студентам: «Пушкин обошел вокруг памятника Петру I скульптора Фальконе и так впечатлился выразительностью пластики монумента, что тут же сел за создание поэмы «Медный всадник». Композитор Глиэр прочитал поэму, посмотрел тоже на памятник издали и вблизи в разное время года и суток и вдохновился на создание «Гимна Великому городу».
Предложенные тюменцам памятники тоже предполагалось установить на открытом воздухе. Поэтому и в зале проекты должны быть установлены с учетом естественного дневного освещения, меняющегося с утра до вечера, и иметь круговой обход.
Я же увидел обратное: окна были зашторены, а эскизные проекты размещены в ряд вплотную к стене, да еще на черном фоне.
Мне сразу показалась излишней эксплуатация символа креста в светских памятниках. Никто не видел реальных ликов ни Ермака, ни основателей Тюмени Сукина и Мясного, поэтому скульптуры с портретным изображением персонажей будут ложны. Тем же грешит и жанровая композиция «Встреча казаков и татарского князя с переводчиком». Ее сложно представить в большом размере, хотя ей не откажешь в занимательности сюжета. Она и интересна тем, что выполнена в скульптуре малых форм, а потому больше годится для помещения ее в интерьере.
Хорошо пластически исполнены каждая по отдельности фигуры проекта «Выдающиеся люди Тюмени». Но их мало, да и жизнь не стоит на месте. Появляются новые личности — что, их приставлять потом к памятнику сбоку?
Ермак и дружина — единое целое. Любой памятник уже при проектировании должен быть привязан к конкретному месту, нести определенные градоформирующие функции. Станковая по существу скульптура Ермака, выполненная академиком Императорской академии художеств П.П.Забелиным, не может быть механически перенесена в Тюмень.
Имя Ермака давно стало фольклорным, воспето в песнях, связано с Иртышом, Тобольском, где народному герою в 1849 году был поставлен символический монумент архитектором А.П.Брюлловым. Поэтому «притягивать за уши» Ермака к Тюмени излишне.
В распространенных материалах больше говорится о персонажах, а не о памятниках как произведениях монументального искусства. Они должны приниматься не по эскизному проекту, а по модели, выполненной в натуральную величину.
Приведу пример. Памятник Маяковскому в Москве широко известен. Так вот, автор его, скульптор Кибальников, чтобы проверить себя, создать представление о памятнике для других, на шумном перекрестке установил три фанерных силуэта в натуральную величину в одном месте (вид спереди, сбоку и сзади). Снимок был помещен во всю страницу в журнале «Огонек».
Что касается персонажей, избранных для увековечивания в памятниках, то доходчивее и лучше можно о них рассказать, организовав соответствующую документально-художественную экспозицию в краеведческом отделе областного музея.
Я согласен с мнением доктора исторических наук, профессора ТюмГУ Александра Яркова, который со страниц газеты «Тюменская губерния» предлагает «вообще не трогать Историческую площадь, где расположены памятники архитектуры и уже имеются три монумента».
Сейчас в Историческом сквере стоит Поклонный крест Ермаку, и было бы интересно рассмотреть идею восстановления зеленого массива, которым наверняка любовался и атаман, и основатели Тюмени. Это необходимо так же с точки зрения истории, экологии и ландшафта. Кроме того, зеленый памятник хорошо сочетался бы с другой доминантой — архитектурным ансамблем Троицкого монастыря.

А.П.Брюллов. Памятник Ермаку в Тобольске, 1849 г.

Нравится

Статьи по теме

№101 (5078)
16.06.2010
Галина Задорина
«Сибирь есть слово не местное…»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"