29 марта 2024     

Культура   

Сергей Перепелкин: «Не могу зависеть от вдохновения»

«Театр начинается с вешалки…» — обронил однажды крылатую фразу Станиславский. Приходя на спектакль, зритель замечает гардероб — и невольно соотносит увиденное с высказыванием маэстро. А так ли все просто?

Оказавшись недавно в закулисье театра кукол, в одной из комнат наткнулась на вешалку. Не обычную, особенную. На ней висели костюмы артистов, причудливый реквизит. Может, это та самая?..

«Наш театр начинается со сказочного дуба», — развеял мои предположения главный художник тюменских «куколок» Сергей Перепелкин. Он «одевает» здешние спектакли без малого 20 лет. Словно волшебник, превращает сцену в дремучий лес или Кощеево царство, знойную Африку или Древнюю Грецию… Помогает ему в этом команда профессионалов, преданных любимому делу. «Театр — искусство синтетическое. Успех или неудачу ты не можешь приписать только себе», — рассуждал художник.

Перепелкин пришел в театр в 1991 году, по приглашению тогдашнего директора Раисы Рогачевских. «Я наглый был, молодой. Подумал: что там делать? Неужели не смогу?.. — отшучивался. — К тому времени в Тюмень из Кургана приехал Сергей Кузин. Известный режиссер тоже звал сюда работать. Может быть, я бы и не согласился, если бы не случай. Как-то посмотрел постановку Кузина «Лысая певица» (по пьесе Ионеско). Она получилась ужасно смешной! Я в корчах ползал… То была любовь с первого спектакля. До театра кукол работал в ДК «Геолог». Там сложилась хорошая компания: Таня Вершинина, Санька Прудников, Саша Чемакин… Сегодня многие из них стали известными дизайнерами, делом занялись. А я — сюда пришел. Затянуло…» — рассказал Сергей Михайлович.

Беседуя с художником, мы бродили по кукольному царству-государству, заглянули в цеха и гримерки, побывали на сцене. С изнанки она выглядит совсем по-другому. Здесь время будто замерло: циклоп и древнегреческий герой (из спектакля «Жил-был Геракл») застыли в ожидании ребячьих аплодисментов.

В назначенное время прозвучит третий звонок, актер возьмет свою куклу — и она оживет, заиграет. Ей достанутся слава, зрительские симпатии… Кукла становится любимой детворой и знаменитой. Но, чтобы это произошло, актер-человек дарит ей свою душу.

«Куклы — уникальные создания. Чем дольше работаю в театре, тем меньше их понимаю…», — признался Сергей Перепелкин. Кстати, он оформил большинство спектаклей тюменского театра кукол.

— Когда у приглашенного художника получается удачная сценография, радуетесь за коллегу? — допытывались мы у нечаянного экскурсовода.

— Ревную, — огорошил откровенностью. — Но стараюсь понять: почему так хорошо получилось. Как бы другие мастера ни отпирались, это чувство всегда присутствует. Все художники, актеры — индивидуалисты: ревнуют к успехам друг друга…

Зрителей не пускают на творческую кухню, в театре кукол предпочитают не выдавать технологию изготовления чудес. Оно и правильно: пока есть тайна, живо волшебство… Но Зазеркалье так притягательно. Здесь чувствуешь себя Алисой в стране чудес, на каждом шагу встречаешь хорошо знакомых по спектаклям «артистов».

Некоторые куклы так и не пережили свою минуту славы. То, что не попало в спектакль, хранится в особом закутке. В нем же приютились огромные ростовые куклы. Среди прочего скарба — голова минотавра, которую делали к спектаклю «Жил-был Геракл». Увы, из постановки убрали эпизод — и она оказалась ненужной… «Кладовую сказок» в театре мечтают сделать малой сценой. А пока… Это помещение используют, к примеру, как покрасочную.

— Пойдемте, еще что-нибудь покажу, — заинтриговал Сергей Михайлович. — Вот бутафорский цех.

Улучив момент, посекретничала с рукодельницами. Из обычных, бытовых материалов они шьют всевозможных кукол. «Очумелые» ручки бутафоров не боятся никакой работы. «Сделаем что угодно, — отшучивались мастерицы. — Хоть пулемет, хоть статую в человеческий рост, продукты любые и даже бриллиант или звезду с неба… Никогда не знаешь, куда заведут фантазии художника!»

— Главное качество Сергея Перепелкина: он умеет удивлять. Однако сказать, что с ним легко работается, — значит соврать, — рассказала бутафор Галина Дергачева. — Бывает, спорим, с чем-то не соглашаемся… Но когда приходят другие художники, понимаем: Михалыч-то у нас — золотой человек! Он искренне любит театр….Знаю, что у него не раз была возможность уйти на большую зарплату. Не соблазнился, остался здесь. Жаль будет, если соберется… Я больше 20 лет в театре. Помню первые спектакли Перепелкина, видела и последние его работы. Небо и земля! Художник очень вырос. У него есть много красивых спектаклей, мне по душе «Соловей», «Король-Олень»…

Дороги эти сказки и самому Сергею Перепелкину. Однако главный художник театра кукол не один год лелеет мечту поставить спектакль по… одной из собственных пьес. Одна, по рассказам Марка Твена, пока не закончена. «Периодически перебираю бумаги у себя в шкафу — пьеса попадается на глаза: беру ее, посмеюсь, отложу… — пояснил и, вдруг вспомнив важную деталь, добавил: — Я же еще с полгода назад написал бомж-балет (либретто) «Муха».

Эту занятную вещицу доверяет читать только близким и друзьям. А «Таинственный остров» добрался до заинтересованного читателя. В 2006-м произведение напечатали в журнале «Филологический дискурс».

— Да-да, я еще и драматург, — иронизировал собеседник. — Написал пьесу в 90-х, первое время ее продвигал. Заинтересовались двое: Борок и Плотов, режиссеры из Челябинска. Увы, они разругались. Борок уехал в Екатеринбург, Плотов — в Москву. Так проект и не состоялся…

История эта не кукольная, не сказочная. «Таинственный остров» — антиутопия, сочиненная по мотивам романа Жюля Верна. В «драме» ее не поставить: масштаб не тот. В репертуар родного театра тоже не вписывается. С годами мечта увидеть на сцене собственное произведение все больше становится похожей на мираж…

Сергей Перепелкин давно прикипел к театру. Но у искусства нет границ. Когда выдается свободная минутка, художник берется за мольберт и краски. Перепелкин за славой не гонится, на потребу дня не пишет — только по настроению.

— Живопись для меня не ремесло, душевная потребность. Время от времени обязательно что-нибудь рисую, чтобы не растренироваться, — рассуждал. — Когда-то даже показывал свои работы на выставках: «Чертежи и реальность», «Живопись и все такое…» Сейчас задумал еще одну, юбилейную. Дополнение к экспозиции — буклет «Визирное многоточие». Уточню: визирная точка в театре — крайние зрительские места зала, с которых можно увидеть то, что происходит на сцене.

На выставке объединю работы разных лет. Пишу редко. Вот зимой две картинки нарисовал — и как отрубило… В театре — другое дело. Здесь что-то придумываешь постоянно, не важно, интересен тебе материал или нет. Находишь точки соприкосновения, вникаешь в тему — и делаешь. Как театральный художник не могу себе позволить зависеть от вдохновения.

— Немного цинично звучит… — попыталась возразить.

— Чтобы заниматься детским искусством, нельзя быть совсем циничным, надо края видеть… Мы делаем спектакли в основном для родителей, педагогов. Они принимают решение, на какую сказку вести ребенка. А дети… Они сидят, смотрят. Малыши — вообще загадка. Что им нравится? Можно только догадываться…

Любому ребенку нравится сказка. Красивая, добрая, где есть волшебство и превращения. На спектаклях, оформленных Сергеем Перепелкиным, чудес предостаточно. Раскрою секрет: многие юные зрители верят, что его куклы могут говорить…

PS. Недавно главный художник театра кукол Сергей Перепелкин отметил свое 50-летие. Коллектив редакции «Тюменских известий» поздравляет его с юбилеем, желает успехов в творчестве.

В 2008 году дизайнер, искусствовед, живописец, главный художник театра кукол Сергей Перепелкин получил звание «Заслуженный работник культуры».

Нравится

Статьи по теме

№189 (5166)
28.10.2010
Любовь Киселёва
Есть в одиночестве свобода…
№162 (5139)
17.09.2010
Павел Налимов
В театр кукол — на встречу со сказкой

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"