20 апреля 2024     

Культура   

Чудо из чудес — медвежьи игрища

Исследователи утверждают, что эта древняя церемония сохранилась до наших дней только у обских угров. Хотя почитали медведя в разные эпохи многие народы мира. Культ этого животного был развит у кетов, эвенков, северо-американских атапасков, японских айнов. Сегодня же «Медвежий праздник» проводят один раз в несколько лет или по случаю добычи зверя только ханты и манси. Представители научного сообщества признают, что обряд чудом дожил до наших дней.

В связи с этим в Югре уже несколько лет обсуждается вопрос о включении «Медвежьих игрищ» в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Возможно, победа в международном конкурсе сыграет свою роль в решении данного вопроса.

«Медвежьи игрища» подробно описали ханты-мансийские исследователи Тимофей и Татьяна Молдановы, приложившие немало сил для возрождения праздника.

В чем смысл обряда? Большинство этнографов видят его в стремлении людей помирить душу медведя с охотником. «Медвежьи игрища» проводятся пять дней (если добыт медведь) и четыре дня (если это медведица).

Праздничная церемония начинается с нескольких обрядово-ритуальных действий. Первым делом медведя разделывают — «раздевают, снимают шубу». Сначала его очищают снегом, водой или же мхом, землей. Шкуру с головы и передних лап до кистевых сгибов не снимают. Затем медведя укладывают на специальный обруч в жертвенной позе — голову зверя размещают между лап.

Далее следует ритуал «вой тэтты пант» (хант.) — зверя проносимая дорога. Медведя везут в стойбище через ближайшие священные места, делая по пути остановки на озерах, реках, болотах, в лесах.

На подходе к селению охотники кричат, оповещая своих соплеменников о приходе лесного гостя. Жители должны встретить зверя как подобает — дымящейся чагой.

В стойбище голову медведя устанавливают за священным углом дома. Здесь проводится обряд гадания. У хозяина леса спрашивают согласия на проведение игрищ. После этого выбирается животное, которого люди принесут в жертву. Тогда же гадающие определяют, каким духом хочет быть медведь по окончании праздника: домашним, родовым или местным.

На игрища приглашаются жители близлежащих стойбищ. Исполнители священных танцев приходят без приглашения. Все гости приносят угощение для медведя.

С началом самого праздника медвежью голову помещают в передний угол дома, который считается священным. На глаза и нос зверя кладут монеты, сверху накидывается платок. Медведице надевают бисерные украшения.

Каждое утро перед головой животного исполняется «песня пробуждения». Когда медведь «проснется», перед ним должна стоять чаша с дымящейся чагой. Вообще чагой очищается все, что подносится зверю: еда, платки, шкурки. Каждый вечер медведю поют «песню, укладывающую спать».

В течение всех дней праздника исполняется до трехсот «номеров»: песен, танцев, пантомим, кукольных представлений и т.д. На «Медвежьих игрищах» представлены все виды народного творчества, в которых проявляют себя исключительно мужчины. Единственное, где женщина может и должна показать себя, — женский танец, исполняемый каждый день по окончании цикла «звериных песен».

Все дни праздника имеют четкую структуру. Церемонии начинаются ближе к обеду и заканчиваются под утро. Каждый день исполняется несколько песен (3,5,7,9). Нечетное количество мужчин встают перед головой добытого зверя и, взявшись за мизинцы, поют о встрече человека с медведем, поднимая и опуская в такт песне руки.

В одной из песен рассказывается о небесном происхождении медведя, который наказан Отцом — великим Торумом за нарушение запретов. Небесный отец давал сыну наказ не трогать оленьи стада, не разорять лабазы и не разрушать могилы людей. Но голодный и одолеваемый гнусом медведь забывает об этом и учиняет разбой. Мать-земля вступается за людей, пророча зверю небесную кару. И она настигает разорителя в лице охотника, который уничтожает его физическое тело. Так медведь становится смертным. Однако душа его должна вернуться на небо.

После песен «звериного» цикла исполняются мужские и женские танцы. Каждый должен станцевать для лесного гостя, иначе тот может обидеться и причинить неприятности.

Вторая часть медвежьих игрищ отводится «дневным песням», посвященным духам-охранителям отдельных родов, хозяевам рек, озер, лесов. Третья — «смешным песням», исполнители которых выступают в берестяных масках, разыгрывая различные сценки на тему человеческих пороков. Четвертая часть праздника посвящена лесным божествам — менкам.

Последние день и ночь игрищ отличаются от всех остальных. Появляются новые персонажи — «муж и жена», поющие «святость отрезающую песню», а следом «брат и сестра», исполняющие «паутину размещающий танец». Эти действия отделяют священную часть праздника, когда на игрища «приходят» духи высокого ранга, от всего предыдущего периода.

В конце медвежьего праздника появляются персонажи, изображающие птиц и животных. Они хотят выкрасть душу медведя, чтобы он не возродился. Участники игрищ криками отгоняют непрошеных гостей. Душа должна остаться при медведе.

Существует еще одна, сакральная, часть праздника, на которой запрещено присутствовать женщинам и детям. Мужчины гадают о предстоящей охоте и поют «запретные песни» о душе медведя. Если зверь согласится быть духом-охранителем, его душа отправится на небо, если нет — останется с медведем.

В советское время «Медвежьи игрища», обвиненные в религиозной направленности, были запрещены. Возродили древнюю церемонию на ханты-мансийской земле в начале 90-х годов XX века по инициативе общественной организации «Спасение Югры». С тех пор праздник стал проводиться в округе регулярно.

P.S. В конкурсе «7 чудес финно-угорского мира и самодийских народов» хантыйские чудеса заняли три первых места из четырех. Помимо «Медвежьих игрищ» на верхнюю ступень пьедестала в номинации «Природа» поднялось урочище хантов — Барсова гора, расположенная рядом с Сургутом, а в номинации «Культура» — серия фольклорных сборников «Земля кошачьего локотка».

5 дней проводятся «Медвежьи игрища», если охотники добыли медведя, и 4 дня, если принесли в стойбище медведицу.

Нравится

Статьи по теме

№220 (5197)
15.12.2010
Ирина Тарабаева
Едят ли ханты манты?
№216 (5193)
09.12.2010
Ирина Тарабаева
Зоя Лозямова: «Я сама природа и музейный экспонат!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"