26 апреля 2024     

Экономика   

Финансовый «движок» для тюменского автобуса

 В ожидании транспортных перемен

Поводом для обсуждения транспортной темы среди депутатов послужила плановая проверка двух пассажирских автотранспортных предприятий Тюмени. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАТП, проведенный Счетной палатой области, показал: существующий механизм возмещения расходов по регулированию тарифов и перевозке льготников, а также погашения просроченной кредиторской задолженности за горюче-смазочные материалы не работает. С 2007 года наблюдается устойчивая тенденция к росту убытков.

Подконтрольные муниципалитету пассажирские автотранспортные предприятия продолжают залезать в многомиллионные долги. При этом обслуживание почти всех прибыльных маршрутов в Тюмени доверено частникам. Сергею Усольцеву, заместителю председателя областной Думы и руководителю депутатской фракции единороcсов, подобное разделение труда и, соответственно, доходов показалось странным. «Может быть, ПАТП вообще не нужны?» — задал крамольный вопрос вице-спикер.

Представители «транспортного цеха» постарались на заседании комитета отстоять свое место под солнцем. В отдельные дни, особенно в период плохих погодных условий, частники ежедневно срывают до тысячи рейсов, на линии не выходят 50-60 автобусов. Поэтому без муниципального транспорта никуда. Так, может, отказаться тогда от услуг столь необязательных частников? И этого, оказывается, тюменцы не могут себе позволить. В парке ПАТП-1 и ПАТП-2 насчитывается 243 автобуса, а у частников таковых — 350. Что касается финансовой составляющей, то из 75 маршрутов прибыльными являются всего семь. Именно на них и закреплены частники, остальные 68 маршрутов обслуживают муниципалы.

Заместитель главы администрации Тюмени Сергей Роженцев признал: в городе назрела необходимость больших транспортных перемен. Разработан даже целый комплекс мер по выводу отрасли из кризиса. Речь идет как о введении системы единого перевозчика и оптимизации маршрутной сети, так и о модернизации существующего автопарка. «Средний возраст частных автобусов, перевозящих тюменцев, — 30 лет, — заявил чиновник. — Они отъездили свое в Германии, их списали 20 лет назад. Теперь они чадят в Тюмени».

Жирный кот стрижет капусту...

Читатели, среди которых немало тех самых частных автоперевозчиков, буквально по полочкам разобрали статью в газете. А заодно, не стесняясь выражений, обвинили муниципалов в коррупции.

«Частникам, говорите, выгодные маршруты? — возмущается читатель, назвавшийся Игорем Юрьевичем. — А бедняжкам из ПАТП многомиллионные дотации на ГСМ и за пенсионеров? И автобусы-то старые, да к тому же немецкие... Ужас! Да если бы не частники, которые нас возят, все остальные — вместе с армией контролёров, диспетчеров и прочих отслеживателей соблюдения графика маршрута, все эти управления по транспорту с департаментами по нему же в очередной раз расписались бы в собственном бессилии. Напомню: у нас в стране все виды собственности равны, но преференции получают исключительно государственные и, как водится, убыточные предприятия. Если бы ещё частникам не надо было  «покупать» возможность оказаться на том или ином маршруте... Проходили мы уже и «единого» перевозчика... Нет конкуренции — нет развития. Страшно и стыдно напоминать отцам-командирам об этом неписаном правиле».

«Как точно — не в бровь, а в глаз — подметил Игорь Юрьевич, — поддерживает единомышленника читатель под ником «Иван Абрамович». — Молодец! Все годы работы частного транспорта муниципальные автопарки в погоне за дотациями сами уходили с прибыльных маршрутов. При этом освободившиеся места продавали частникам мимо кассы (кому-то в карман). Сейчас новое руководство всех уровней мечтает о том, чтобы парки и впредь получали дотации, а на их маршрутах работали частники без дотаций и платили им (паркам) деньги за право работать. А «единый перевозчик» — это жирный кот, который лежит, ничего не делая, и стрижет капусту.

Без взятки бизнесом в Тюмени не займешься?

Александр Костырев, исполнительный директор Союза частных перевозчиков, постарался проанализировать подготовленные администрацией Тюмени меры по выводу отрасли из кризиса. «Основные упреки к частным автобусам таковы: их слишком много, они создают заторы, устраивают гонки, они устарели морально и физически, водители частных автобусов нерусские и совершают ДТП, владельцы автобусов получают сверхприбыли, — обобщает претензии профессионал. — Насчет «много автобусов» — найдите утром и вечером хоть один пустой автобус, хоть одну пустую остановку — везде очереди и давка в дверях. Насчет гонок — спросите в Тюменьгортрансе, почему график движения автобусов настолько плотный (интервал между ними — до одной минуты) и какое наказание за срыв этого «гоночного» графика».

— Кроме того, частные перевозчики не самовольно влезли на маршруты, — напоминает Александр Костырев, — их туда определила власть. Часто слышим упреки — за взятку получили маршрут. Отвечу вопросом: где хоть одно уголовное дело по этим фактам? Если же взятки были, то кто виноват, что иначе, чем за взятку, бизнесом в Тюмени не займешься? Не власть ли? Далее, если автобусов в городе действительно много, тогда откуда упреки по поводу тысяч срываемых рейсов за день? Если следовать логике властей, это ведь просто не выехали избыточные автобусы.

Готов перевозчик поспорить по поводу устаревания частных автобусов. «Да, многим из них по 20 лет, — соглашается Александр Костырев, — но они исправно ездят, в отличие от муниципальных «ЛИАЗов», купленных три года назад и уже ржавеющих за высокими заборами ПАТП. Частные автобусы шире, в них больше мест для сидения. Зимой теплее, летом — прохладнее. Двери герметичнее, не пропускают столько пыли. В салонах почти не слышно звуков работающих двигателей, узлов и агрегатов. У «старого» немецкого автобуса более плавный ход и поворот. В Германии 20 лет назад вовсю выпускали такие автобусы, к которым российский автопром не приблизится до сих пор. К слову, частные перевозчики свои автобусы регулярно обновляли, но этот процесс был приостановлен властями принудительно с конца прошлого года. Людям просто не переоформляют договоры на новые машины».

Разрез глаз на профессионализм не влияет

— Что касается национальности и квалификации водителей частных автобусов, — рассуждает исполнительный директор. — Во-первых, разрез глаз на профессионализм не влияет. Во-вторых, это разве водитель частного автобуса в лоб протаранил джип с номерами РТО возле рынка «Северный» на пустой улице в 6-30 утра? Обнародуйте статистику, сколько аварий совершено водителями ПАТП, а сколько — частными, сколько водителей ПАТП лишили прав за пьянку. Опубликуйте развернутые цифры вместо того, чтобы огульно обвинять частных перевозчиков во всех грехах.

«Насчёт супердоходов частных перевозчиков, — продолжает Александр Костырев. — До 65% всех пассажиров имеют право бесплатного проезда, причём почти все они (90%) целенаправленно пропускают муниципальные автобусы и садятся в более комфортные частные (цифры подсказали работники органов управления транспортом). За перевозку многочисленных федеральных и региональных льготников частный перевозчик компенсации не получает, а компенсацию за пенсионеров и школьников муниципалитет задерживает уже третий месяц! Стоимость проезда не повышается, а цены на топливо, запасные части, расходные материалы постоянно растут. Откуда тут взяться сверхприбылям? Многие перевозчики сводят концы с концами, едва рассчитываясь за купленные в кредит автобусы. Их целенаправленно вгоняют в состояние финансового коллапса, чтобы потом невинно потребовать купить новый автобус».

Не жадность, а экономия

— Поверьте, статус частного перевозчика влечёт множество проблем, невообразимое для того, кто привык работать по найму («на дядю»), — замечает собеседник. — Вести малый частный бизнес — очень тяжёлый труд. А занимаются им люди просто потому, что устали выполнять чужую волю, познали вкус самостоятельной работы и ответственности, узнали собственные возможности. Лично выполнять многие операции — водить автобус, выполнять посильные ремонтные работы — частного перевозчика вынуждает не жадность и стремление к наживе, а элементарная экономия. Иначе он разорится.

Дойная корова

Кстати, именно из-за неспособности оптимизировать затраты заведомо убыточными являются крупные ПАТП. «Они постоянно «сосут» из бюджета дотации на свои расходы, компенсации за перевозку льготников, просят средства на обновление автопарка, — поясняет Александр Костырев. — А частник является дойной коровой для ПАТП — за стоянку заплати 100 рублей в час, за выставление резервного автобуса — плати, за якобы диспетчерское обслуживание — плати. Причём, выставляя резервный автобус, частник спасает ПАТП от срыва рейса и вправе бы сам рассчитывать на премию. Диспетчерское же обслуживание в действительности осуществляет не ПАТП, а совсем другая структура — Тюменьгортранс. Остаётся недоумевать: зачем бюджет продолжает содержать эти «чёрные дыры», если гораздо рациональнее привлечь к перевозкам только субъекты малого предпринимательства, не требующие ни бюджетных вливаний, ни многочисленного управленческого аппарата».

— Открытого диалога властей и частных перевозчиков не получается, — делает вывод исполнительный директор Союза частных перевозчиков. — Созданный транспортниками для защиты своих интересов Союз администрация города упорно игнорирует: к обсуждению вопросов и принятию решений не привлекает, на совещания являемся незваными. Менять свои планы чиновники, по всему видно, не собираются. Конечно, можно до последнего пытаться провести в жизнь реформу, столь скептически воспринимаемую перевозчиками. Однако народ взвинчен не кем-то извне, а действиями самой власти. И ей стоит задуматься: а останется ли транспортная общественность такой же послушной, как ранее?

«Тюменские известия» продолжат следить за ситуацией. Да и депутаты Тюменской областной Думы намерены в новом году вернутья к обсуждению транспортной темы.

98,3 млн рублей составили убытки подконтрольных муниципалитету ПАТП-1 и ПАТП-2 в 2009 году. При этом из федерального, регионального и муниципального бюджетов два предприятия получили сотни милионов рублей.

243 автобуса насчитывается в парке ПАТП-1 и ПАТП-2. У частников таковых — 350.

Нравится

Комментарии к статье

Перевозчик: 24.12.2010 07:22
10лет наблюдаю за работай ПАТП, могу только сказать- чтобы работать хорошо- нужно быть частником. А этого не произойдет в 2011 году и этого не будет никогда! И опять город потеряет миллионы бюджетных денег!
Александр: 25.12.2010 16:23
С одной стороны смешно всё это читать, а сдругой стороны горько и обидно за отрасль, служению которой отдал почти всю жизнь.
6 лет я руководил ПАТП№1. Принял предприятие с долгами в 70 млн. рублей. Когда уходил, долгов оставалось12млн. рублей, и была разработана чёткая программа по выходу на безубыточную работу. За 4 года, после меня сменилось четыре руководителя. Сегодня предприятие фактически банкрот и все это понимают. Кредиторская задолженность составляет 200 млн. рублей!!!
Никогда траспортная отрасль не выйдет из кризиса пока ей управляют не специалисты. А хозяином предприятий является департамент имущественных отношений администрации города, и в состав совета директоров вхоят высокие чиновники из мэрии. А если такие долги, значит совет директоров некомпетентен. Нужно выставить на торги акции предприятий, тогда появится настоящий хозяин и все встанет на свои места.
А вместо того, чтобы устраивать перепалку кто лучше- частник или предприяпие, нужно направить всех на выполнение общей задачи, а она одна- качественно и на высоком уровне обслуживать пассажиров, работы хватит всем.

Статьи по теме

№219 (5196)
14.12.2010
Андрей Фатеев
Частникам — прибыльные маршруты. Тюменцам — «убитые» автобусы

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"