24 мая 2019     

Общество   

Проект ГЛОНАСС: будет мил и насильно?

О перспективах системы шла речь вчера в Тюменском областном Доме журналистов. На пресс-конференцию были приглашены руководители сразу четырех организаций, работающих в данном сегменте рынка, так что получился импровизированный круглый стол, участники которого смогли поделиться взглядами — не всегда совпадающими — на настоящее и будущее ГЛОНАСС.

Бизнес-аналитик центра навигационно-информационных технологий Сергей Пальчиков прибыл в Тюмень из Москвы. Его фирма занимается многими проектами, связанными с отечественной навигационной системой. Например, разрабатывает электронные карты, а также выполняет государственный заказ МЧС по созданию «комплекса управления личным составом в закрытых помещениях».

Он вкратце рассказал об истории глобального проекта, которая начиналась еще в 90-е годы прошлого века и тогда же чуть было не закончилась. На рубеже веков финансирование программы прекратилось, спутники вышли из строя. Спасли ГЛОНАСС благополучные 2000-е годы, возобновившееся финансирование и повышенное внимание со стороны государства.

Навигационная система предназначена в первую очередь для нужд Министерства обороны. Для этого, собственно, и начиналась ее разработка — чтобы, грубо говоря, наводить ракеты на цели вероятного противника. О возможности гражданского использования разработки громко заговорили в последние годы.

В настоящий момент на орбите находится 22 спутника (из 24 необходимых). ГЛОНАСС покрывает территорию всей планеты. Хотя недавно приключился и конфуз. Три новых аппарата при запуске из-за неверно заданной траектории в космос не попали, утонув в океане.

По словам Сергея Пальчикова, ГЛОНАСС — прямой конкурент американской навигационной спутниковой системы GPS. Правда, «американка» значительно выигрывает в точности позиционирования. Она определяет местоположение объекта в пределах пяти метров, тогда как российская система может похвастаться только 20-метровым радиусом.

Но, как уверяет московский специалист, если в определенном районе установить дополнительные станции, точность ГЛОНАСС сможет достигать... миллиметров!

В чем наша разработка капитально проигрывает заокеанской, так это в стоимости оборудования. Разница — в десятки раз. Поэтому до недавних пор руководители предприятий (например, автотранспортных), желающие оснастить свой автопарк навигационными системами, неизменно делали выбор в пользу GPS.

Для коммерческих структур такая тенденция сохранится, наверное, еще долго. А вот у государственных просто не будет выбора — устанавливать приборы ГЛОНАСС на транспорт они будут в обязательном порядке.

Максим Евтюхин, представитель компании «Технология-Тюмень», заметил, что в последние месяцы 2010 года число обращений по поводу установки российского навигационного оборудования значительно возросло. Такая картина наблюдается с сентября.

Директор ООО «76 Ойл Тюмень» Андрей Дергоусов тоже подтвердил серьезные перспективы роста рынка. По его словам, в настоящий момент в России в целом и Тюмени в частности навигаторами ГЛОНАСС оснащены 4% грузовых машин. К 2014 году эта цифра увеличится до 12%, то есть рост — в три раза.

Эффект от ГЛОНАСС доказан на опыте. Окупаемость установки оборудования составляет от 3 до 9 месяцев. Например, не так давно одно из дочерних предприятий «Норильского никеля» установило приборы на 128 машин. Стоила такая модернизация 4,5 миллиона рублей. А уже через несколько месяцев экономия только на одном горючем превысила 5 миллионов.

По словам Дергоусова, эффективность внедрения российской системы была бы намного выше, если бы не традиционные российские проблемы с продвижением всего нового — инертность, равнодушие, боязнь. В качестве примера он привел ОСАГО — обязательное страхование автотранспорта. Насаждали ОСАГО сверху, практически насильно. Общество и автовладельцы приняли его в штыки. В итоге сегодня большинство понимает, что так удобнее.

То же самое будет и с ГЛОНАСС. Пока против нее, как утверждает Андрей Борисович, выступают... 99% водителей на предприятиях! Понятно: никому не хочется быть под постоянным контролем. С другой стороны, и многим руководителям перемены неинтересны. Опять же дороговизна отпугивает, отсутствие инфраструктуры сервисного обслуживания оборудования и масса других проблем.

И в то же время развитие ГЛОНАСС все без исключения участники пресс-конференции признали благом для страны и ее граждан. В качестве примера технический директор ООО «СибНПО» Виталий Неберекутин привел такую перспективную новацию.

По его словам, в скором времени на остановках общественного транспорта могут появиться электронные табло. Благодаря ГЛОНАСС на мониторы будет выводиться информация о том, через сколько минут прибудет ближайший автобус, какие маршруты следуют за ним. Конечно, это случится не завтра и даже не послезавтра, но, как надеются специалисты, этот удобный во всех отношениях проект будет однажды реализован и в Тюмени.

Пока 4% грузовых машин оснащены навигаторами ГЛОНАСС.

Нравится

Статьи по теме

№209 (5186)
30.11.2010
Алла Горелова
Станет ли ГЛОНАСС свидетелем, а пиво — алкоголем?
№63 (4805)
10.04.2009
Ася ТОПОРКОВА
ГЛОНАСС: экономия и безопасность

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"