20 апреля 2024     

Общество   

Что нам стоит город обустроить?

К этой встрече шли долго. Много лет архитекторы возмущались, что городская власть не интересуется их профессиональным мнением. Власть свое отношение к профессионалам демонстрировала, упраздняя должности главного архитектора города и районных архитекторов.

К началу 2011-го противостояние двух сторон достигло особого накала. Профессиональные архитекторы и дизайнеры, члены творческих союзов, профессора и доценты ТюмГАСУ собрали круглый стол. И пригласили к разговору представителей тюменской власти.

Было предощущение взрыва. Казалось, чем еще может закончиться столкновение двух сторон, недовольных друг другом? Но обошлось…

Бей, но выслушай!

Несмотря на то, что за круглым столом в адрес городской власти то и дело звучали попреки, встречу, состоявшуюся в Доме журналистов, вполне можно назвать теплой, а обстановку — дружественной.

Удержать разговор в цивилизованном русле, на мой взгляд, удалось благодаря… представителю городского руководства. Дело в том, что у архитекторов действительно «накипело». И если бы перед ними махнули красной тряпкой, то круглый стол вполне мог стать квадратным рингом. Однако замглавы города Александр Старцев неожиданно произнес:

— Хочу обратиться к вам, если можно, как к коллегам по цеху. Я по профессии не архитектор, но строитель. И кроме как строить, в этой жизни, наверное, больше ничего не умею…

У одних эти чуть неловкие, но искренние слова вызвали добрую улыбку, у вторых — усмешку, третьих они насторожили.

Тем временем Александр Викторович продолжил доверительным тоном:

— Нелегко находиться в положении оправдывающейся стороны. Следует признать, что дистанция между творческой интеллигенцией и властью существует. Но смею вас заверить, городское руководство пересмотрело свою позицию. Сегодня я пришел, чтобы наладить контакт с вами и решить вопрос о дальнейшем благоустройстве города.

Он еще говорил о том, что будущее Тюмени важно для всех нас, поскольку мы здесь живем. И о том, что взаимные упреки — «не тот путь, который приведет к единому пониманию общих целей и задач». А также о желании администрации привлечь архитекторов и дизайнеров к обсуждению перспектив развития регионального центра.

— Если коротко: я пришел за сотрудничеством, — заключил Александр Викторович.

Я хотел бы жить и умереть в Париже…

Встречу в Доме журналистов открыла фотовыставка заслуженного архитектора России, профессора ТюмГАСУ Виктора Станкевского, который своими выступлениями в прессе, собственно, и инспирировал этот круглый стол. Снимки, предложенные вниманию участников мероприятия, в комментариях не нуждаются. Они и так выразительно говорят о том, что автору в Тюмени по душе, а что у него вызывает неприятие.

Посмотрев фотографии, на которых запечатлен современный облик областной столицы, Старцев произнес одно слово: «Больно».

Несколько иной взгляд на Тюмень у вице-президента Союза дизайнеров России Геннадия Вершинина. Он уже три года не снимает в городе «ущербные» виды, поскольку «устал» от этого. Представив свои фотоработы, Геннадий Васильевич попытался доказать, что «местами Тюмень — очень красивый город». Между тем и он не удержался, чтобы не показать промахи тюменских градостроителей, усилив визуальный эффект зарубежными примерами.

Участники круглого стола увидели, как выглядит кольцевая дорога в Париже и что собой представляет не идущий с ней ни в какое сравнение (по организации пространства) местный путепровод. Они «посетили» задавленный высотками, полностью закрытый от неба переулочек Тюмени и парижские «задворки», наполненные солнечным светом и простором. Окинули взглядом панораму французской столицы, наглядно демонстрирующей существование жестких градостроительных регламентов, и оценили масштабы градостроительного хаоса Тюмени.

— Чья это проблема? — задается вопросом Вершинин и сам же отвечает: — Думаю, общая. Одни подписывают не глядя, другие — строят не глядя.

Он обратил внимание собравшихся еще и на самый центр Парижа, который восхищает его как художника:

— Больше ландшафта, больше дизайна, больше искусства, больше поэтики! Поэтика! Вот слово, которое исчезло из нашего лексикона…

Беда, коль пироги начнет печи сапожник…

Тюменских архитекторов огорчает то, что в родном городе ими пренебрегают как профессионалами. Фотовыставка Станкевского могла бы оказаться в разы беднее, если бы градостроительные решения принимались с учетом мнения наших зодчих.

Почетный архитектор России Светлана Капелева сетует на то, что за последнее десятилетие количество архитекторов, работающих в структурах власти и способных оказывать влияние на градостроительную политику, резко сократилось. Сегодня у тюменского архитектора, считает Светлана Борисовна, мало возможностей быть услышанным.

— Следует повышать статус этой профессии в обществе, в том числе силами административного ресурса, надо формировать более уважительное отношение к архитекторам, — говорит она. — Перспективным планированием должны заниматься профессионалы. Обидно, когда львиная доля заказов уходит к иногородним специалистам. Наши-то чем хуже?

— Архитекторам нужны конкурсы. И пусть в них участвуют и свердловчане, и новосибирцы, и кто угодно! Кто победит в честной борьбе, тот и выполнит заказ! — рассуждает Светлана Смирнова, доцент кафедры архитектуры и дизайна ТюмГАСУ. — Почему меня это волнует? Мы выпускаем архитекторов уже 10 лет. И самые лучшие уезжают. Не приживаются в Тюмени. Между тем их принимают в Москве, Санкт-Петербурге. Более того — в США, Великобритании.

— Почему архитекторы уезжают в Нью-Йорк и оказываются там востребованными? Почему они в Тюмени ходят безработными? — предлагает задуматься Александр Старцев. — Почему сегодня застройщики города, которые сами финансируют свои объекты, не проводят конкурсы, предпочитая пользоваться услугами штатных архитекторов? Давайте ответим на эти вопросы, чтобы понять, по какой причине это происходит.

— Инвесторы, конечно, не желают тратить лишние деньги. А ведь конкурсы позволяют из множества проектов выбрать самый лучший, и тогда объект, построенный по этому проекту, будет украшать Тюмень, — высказывает мнение Виктор Станкевский. — Обязательность конкурсов должна войти в систему. К слову, около трех лет назад в Тюмени проводился мощный конкурс. Как раз по инициативе инвестора! Он затратил на это не один миллион! Значит, есть у нас мыслящие люди…

А дуги гнут с терпеньем и не вдруг…

Несмотря на то, что на протяжении долгого разговора Александр Старцев не единожды напоминал о серьезности намерений городской власти пойти навстречу архитекторам, многие скептически пожимали плечами.

— Нам нужна ваша помощь, — горячо убеждал Александр Викторович. — Вы как эстеты должны нас поддержать. Мнение профессионалов важно руководителям города, оно может стать определяющим.

— Давайте попробуем. Может, на этот раз получится, — призывал Геннадий Вершинин. — Если мы заинтересованы в развитии города, надо готовиться к совместной работе.

Наши первые шаги покажут, насколько мы умеем учитывать интересы друг друга.

Архитекторы слушали сочувственно, но настороженно. Никто из них ничего против разумного сотрудничества с властью не имеет. Просто не все уверены, что дело сдвинется с мертвой точки и пойдет дальше разговоров.

Как бы в доказательство того, что власть действительно готова к диалогу, Старцев сообщил о создании при администрации города архитектурно-художественного совета, в который войдут представители творческих союзов Тюмени. По заявлению Александра Викторовича, данный совет получит статус рекомендательного органа и будет наделен полномочиями «возмущаться и не допускать безвкусицы». А те профессионалы, которые войдут в него, примут участие в обсуждении нормативно-правовых актов, рассмотрении и утверждении проектов планировочных решений, в том числе нового генплана.

К слову, формирование новой структуры началось в конце прошлого года. Однако до сих пор еще не решены многие организационные вопросы. Поэтому архитекторы не имеют полного представления о том, как будет влиять работа архитектурно-художественного совета на градостроительную политику города. Остается надеяться на время. Оно покажет. Как заметил Геннадий Вершинин, проблемы архитектурно-градостроительного комплекса — одни из самых сложных в мире. Они решаются десятилетиями…

Около 200 дипломированных архитекторов практикуют в Тюмени.

Комментарии

Геннадий Вершинин
кандидат искусствоведения, профессор, вице-президент Союза дизайнеров России, директор Тюменского института
дизайна (филиал УралГАХА), директор института архитектуры, дизайна и визуальных искусств ТГАКИСТ:

— Тюменские архитекторы очень огорчены тем, что их суждения долгое время не были востребованы. Александру Старцеву, заместителю главы города, на этой встрече, конечно, досталось. Но он —  молодец, не ушел от разговора, держал удар. Александр Викторович не просто чиновник. Он понимает важность и сложность вопроса, разбирается в деле. Хорошо, что на круглый стол пришло много архитекторов. Это важно! Мы смогли почувствовать общее настроение. Люди болеют за город. По сути, то, что мы предлагали, уже начало осуществляться. При городской администрации создан архитектурно-художественный совет, то есть открыт путь к диалогу. Если наш диалог с властью продолжится, мы сможем найти возможность привлечь к общему делу не только опытных мастеров, но и молодых архитекторов, студентов. Думаю, у нас все получится. У меня оптимистичный взгляд на будущее.

Светлана Капелева
почетный архитектор России, кандидат педагогических наук, завкафедрой дизайна архитектурной среды ТюмГАСУ:

— Такие встречи за круглым столом, несомненно, могут принести пользу, если ставить четкие задачи и определять пути их решения. А иначе будем попусту сотрясать воздух, говорить обо всем и ни о чем. Александр Старцев пытался позитивно взглянуть на вопрос взаимоотношения власти и архитекторов. По-видимому, он готов к сотрудничеству. Не знаю, какую роль будет играть архитектурно-строительный совет? Мне кажется, не в советах, а в структурах власти должно работать как можно больше профессиональных архитекторов. Они и сейчас там есть, но их так мало!

Виктор Станкевский
заслуженный архитектор России, кандидат архитектуры, профессор ТюмГАСУ:

— Профессионалы готовы были говорить о проблемах, но им, как всегда, пришлось говорить самим с собой. Замглавы города Старцев, побывавший на круглом столе, — единственный представитель власти, который может что-то из нашего разговора озвучить наверху. Мы ожидали встретиться с теми, кто действительно занимается организацией градостроительного и архитектурного процесса, хотели поделиться с ними своими мыслями. Не удалось. Я не удовлетворен этой встречей. Боюсь, что нас не услышали. Побывал я на архитектурно-художественном совете. У меня сложилось впечатление, что все осталось, как есть.

Борис Медведев
почетный архитектор России, доцент ТюмГАСУ:

— Из городской администрации один Старцев нашел в себе мужество явиться на круглый стол и встретиться лицом к лицу с архитекторами, которые многое хотели бы сказать власти. Например, о том, что сегодня у нас нет организующей силы. Раньше все крутилось вокруг главного архитектора, сейчас его нет. Чтобы подчеркнуть привлекательность города, усилий одной только творческой интеллигенции недостаточно. Координировать работу архитекторов обязана власть. Посмотрите, Дубай решили превратить в город мирового туризма. И что там произошло? Построили самое высокое здание в мире — 800 метров! Самую высокую и самую роскошную пляжную гостиницу! И не потому, что этого захотел архитектор. А потому, что эти объекты являются составляющим элементом идеологии власти. Поэтому каждый араб гордится тем, что шейх позаботился о нем, и он, вчерашний бедуин, живший при феодальном строе, в течение жизни одного поколения оказался в таком развитом и совершенном обществе!

Андрей Табанаков,
председатель правления Тюменской областной общественной организации Союза архитекторов России:

— Особого диалога не получилось, но проблемы затронуты актуальные. Я надеюсь, что и на архитектурно-художественном совете будут решаться серьезные вопросы. Как председатель профессионального союза, я ратую за то, чтобы престиж профессии архитектора рос. Ведь многие даже не понимают, чем занимается зодчий. Некоторые заказчики думают, что мы рисуем картинки, а то и вовсе срисовываем их. Люди должны осознавать, что архитекторы формируют среду обитания. Заграница у нас вызывает восторг: как здорово все там продумано! Так это специалистами все продумано! И нам бы тоже хотелось что-то оставить будущим поколениям горожан.

Нравится

Статьи по теме

№23 (5231)
11.02.2011
Ирина Тарабаева
Архитектура и власть: наводим мосты

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"