26 апреля 2024     

Экономика   

Уральский проект — на контроле у Совбеза

Основа национальной безопасности

Немногим более полугода назад на аналогичном совещании в Екатеринбурге Николай Патрушев, бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности России, отметил особый вклад уральского мегапроекта в укрепление национальной безопасности. И вот на минувшей неделе разговор был продолжен. На этот раз в Салехарде. Здесь — в арктическом крае — и разворачивается стройка века.

Программа двухдневного визита секретаря Совбеза предусматривала облет пионерных объектов этой стройки, однако капризная северная погода не позволила поднять в небо вертолеты. Гостям пришлось довольствоваться наземной экскурсией. Николай Патрушев в компании с полпредом главы государства Николаем Винниченко и губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным посетили железнодорожную станцию Обская-2, откуда берет начало стальная магистраль на полуостров Ямал. «Газпром», профинансировавший строительство, что называется, утер нос скептикам и пессимистам. Дерзкие мечты сбылись. Фантастика стала реальностью. Поезда пошли далеко на Север — за Полярный круг! Новая транспортная артерия уже сегодня помогает газовикам обустраивать арктические месторождения.

До Игарки рукой подать

Отсюда же — со станции Обская — через несколько лет должны будут пойти поезда и на восток. В Салехард, Надым, Новый Уренгой. А там, глядишь, и до Игарки рукой подать. Но прежде строителям предстоит перекрыть русла могучей Оби и полноводного Надыма, а также проложить сотни километров пути.

Возведением северной магистрали озаботились еще в середине прошлого века. Тогда сталинское правительство приняло решение о прокладке полярной железной дороги от Салехарда до Игарки. Чугунку вдоль Полярного круга непременно построили бы, если бы не смерть Иосифа Виссарионовича, поставившая крест на чересчур затратном проекте. При вожде всех народов — за три с небольшим года — ценой жизни 300 тысяч россиян в голой тундре среди многочисленных болот успели проложить более 900 километров одноколейки. Ее рельсы до сих ржавеют среди ямальских болот и тундры, напоминая о светлом прошлом. Конечно, в наше время никто не станет жертвовать человеческими жизнями даже ради самой смелой идеи. На первый план выходят теперь строгий инженерный расчет и новейшие технологии.

Инфраструктурные трудности

В неясной пока перспективе на станцию Обская выйдет еще один участок железной дороги — вдоль восточного склона Приполярного Урала. С него, собственно, и начинался мегапроект. Теперь об этой части проекта стараются вспоминать пореже. Ставка сделана на так называемый Северный широтный ход, открывающий доступ к нефте- и газодолларам, а соответственно, способный обеспечить отдачу инвестиций в кратчайшие сроки. Железнодорожная ветка Полуночная — Обская и автодорога Салехард — Агириш — Урай — Тюмень отнесены ко второму этапу.

С подобным подходом не согласна губернатор Югры Наталья Комарова. Накануне на конференции «Единой России», прошедшей в Нягани под председательством главы высшего совета партии Бориса Грызлова, она предложила внести коррективы в реализацию проекта, ведь огромные богатства западных территорий ведущей нефтяной провинции мира, по сути, заблокированы «инфраструктурными трудностями».

— Только с приходом дорог, как вы совершенно правильно отметили, Борис Вячеславович, — обратилась к Борису Грызлову Наталья Комарова, — можно ожидать зарождения реальной экономической жизни на этих территориях, в том числе вовлечение бизнеса в реализацию проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Задержка с реализацией второго этапа одинаково невыгодна всем: инвесторам, бизнесу, государству. Если мы изучаем все возможности и понимаем, что объективно эту часть транспортной инфраструктуры по финансовым соображениям не удастся начать строить целиком уже сейчас, то, на мой взгляд, необходимо действовать поэтапно. Например, у нас есть полмиллиарда тонн прогнозируемых запасов угля, есть и потребность в строительстве Северо-Сосьвинской электростанции, которая уже включена в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России. По проекту проводится необходимая подготовительная работа, но без дорог он обойдется инвесторам слишком дорого. Решением может стать комплексное инфраструктурное сопровождение проекта, в данном случае — строительство участков железнодорожной ветки или автодороги для эффективной работы конкретного крупного производства. Такой подход, более доступный, позволяет не ставить инвестиции в очередь — инвестиции не любят ждать, и отдача от этого проекта наступит гораздо быстрее.

Государство в Арктике

В Салехарде Николай Патрушев с ходу обозначил тему совещания. Федеральным чиновникам, губернаторам и бизнесменам предстоит выработать дополнительные меры по обеспечению национальной безопасности в рамках уральского проекта.

— Проект должен стать основой для создания в стратегически значимых районах Полярного Урала и Арктической зоны России действительно новой инновационной экономики, — заявил Николай Патрушев. — Его реализация даст возможность сформировать в Арктической зоне крупный промышленный комплекс.

Тот же Северный широтный ход станет самым коротким путем для транспортировки ямальских, а в перспективе и красноярских углеводородов на экспорт в Европу и Северную Америку. Проект имеет особое значение и в энергетической безопасности страны. На Ямале, например, дефицит генерирующей мощности превышает 1250 мегаватт, достигая 70% от общего потребления, а ведь впереди — освоение полуострова Ямал, выход на Арктический шельф, масса других не менее энергоемких проектов. Без возведения мощных ГРЭС и теплоэлектростанций явно не обойтись.

Ключевые задачи текущего момента

Николай Винниченко заверил главу Совбеза, что при строительстве Северного широтного хода применят самые передовые технологии. Ведь ключевым партнером стал «Deutsche Bahn», крупнейшая инжиниринговая компания Европы. Корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный» с правительством автономного округа и «Газпрома» при координации Росжелдора создает специальную проектную компанию на базе Ямальской железнодорожной компании.

— Ключевая задача текущего момента — начать строительство мостового перехода через Обь с подходами в районе Салехарда, — продолжил свой обстоятельный доклад Николай Винниченко. — Объем бюджетного финансирования этого строительства уменьшен с 56 до 38 миллиардов рублей. Затраты на строительство левого и правого подходов к мостовому переходу установлены в размере не более 6,3 миллиарда рублей. Просил бы Министерство транспорта Российской Федерации оказать необходимое содействие.

Что касается экспорта углеводородов, то весьма перспективным считается создание универсального порта Сабетта — при выходе из Обской губы в Карское море. Для доставки сырья необходимо будет состыковать Северный широтный путь с Северным морским путем, проложив ветку от Бованенково до Сабетты.

— Применение специального тарифа, — убежден полпред, — обеспечит рентабельность доставки углеводородных грузов различных типов, генерируемых Северным широтным ходом, до Северного морского пути. Формируемая таким образом транспортная инфраструктура станет основой для реализации на данной территории «Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Это позволит возвести на территории полуострова Ямал в установленные сроки предприятие по производству сжиженного газа, даст импульс развитию танкерного флота России ледокольного типа, обеспечит формирование новых рабочих мест. В комплексе это значительно повысит перспективные объемы экспорта углеводородного сырья на ближайшие 50 лет, сформирует долгосрочный промышленный заказ для предприятий Уральского федерального округа и иных регионов России.

Инновационный характер

Не обошел полпред стороной и перспективы Приполярного Урала. «Не все прогнозировавшиеся ранее запасы на лицензионных участках корпорации подтверждены в полной мере, — признал Николай Винниченко, — но связано это в первую очередь со слабостью транспортной инфраструктуры и, как следствие, невозможностью проведения дополнительных изыскательских работ. Именно поэтому в рамках реализации задач горно-добывающего блока ставка делается на инновационный характер реализуемых проектов, напрямую связанных с исполнением задач по модернизации национальной экономики, поставленных Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию».

Ярким примером применения инноваций является проект Оторьинского углехимического кластера по глубокой переработке бурых углей в синтетическое жидкое топливо с производством электрической и тепловой энергии мощностью 1200 мегаватт. Говорят, высокотехнологичное и высокоэкологичное производство не только повысит энергетическую безопасность Уральского федерального округа, но и создаст до 3 тысяч рабочих мест.

В планах значится и проект «Буровые растворы Западной Сибири». Его уникальность заключается в решении сразу нескольких ключевых задач. Во-первых, он заместит импорт, поскольку более половины буровых растворов Россия закупает за границей, тратя нефтедоллары. И, наконец, в регионе появится еще одно высокотехнологичное производство, а соответственно, рабочие места. Из разряда уникальных — «Полярный кварц», кварцевые нанопорошки которого имеют ключевое значение для развития наноиндустрии России. В перспективе речь идет о создании на Урале инновационных предприятий по производству кварцевых тиглей, жидкокристаллических дисплеев, наноструктурированных материалов для различных отраслей промышленности.

Кадровый голод и коррупция

Николай Патрушев, высоко оценив проделанную работу, тем не менее призвал обратить особое внимание на создание благоприятных условий для инвесторов и решение кадрового вопроса. «На некоторых направлениях кадровый голод уже представляет прямую угрозу обеспечению национальной безопасности. Резервы здесь, на Урале, есть, и прежде всего у естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в Заполярье. Именно хозяйствующие субъекты должны стать инициаторами программ подготовки и переподготовки молодых специалистов для работы в арктических условиях, привлечения новых рабочих кадров за счет создания достойных условий работы и жизни».

Не менее важная задача, по мнению главы Совбеза, заключается в обеспечении строжайшего контроля над расходованием бюджетных средств, отпускаемых государством на реализацию проекта. «Необходимо усилить противодействие коррупции», — подчеркнул Николай Патрушев.

— Нам не известно ни об одном факте, — поспешил отреагировать на призыв Николай Винниченко, — но если они будут выявлены, будут жестоко караться.

Николай Винниченко: «Речь идет о правильном предостережении, которое секретарь Совета безопасности высказал в части жесткого контроля
за финансовыми средствами, которые выделяются по линии федерального бюджета. Корпорацией это принимается как руководство к действию. Если кто-то хотя бы назовет один факт злоупотребления со стороны сотрудников, то, я думаю, руководство корпорации максимально жестко разберется. Но мне такие факты неизвестны».

Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"