29 марта 2024     

Общество   

Маршрутка должна стать доступной для льготника

Тема «Законодательство Российской Федерации — о правовых гарантиях социальной защиты ветеранов» вызвала оживлённый интерес у присутствующих. Ветераны вправе были рассчитывать на компетентные ответы из уст руководителей управления социальной защиты населения города. К сожалению, смысл некоторых ответов не совпадал с тем, что прописано действующим законодательством.

Например, был задан вопрос: почему ветеранам отказывают в праве бесплатного проезда на так называемых маршрутках? Надо заметить, этот отказ имеет давнюю историю, и не только в нашей области. Но в некоторых регионах ветераны не смирились с нарушением их прав и обратились в суд. Отдадим им должное: нелёгкую и долговременную тяжбу они довели до конца — и выиграли! В нашей области таких инициативных граждан не нашлось, а надзорные органы не помогли ветеранам.

Дабы не быть голословным, назову регионы, где ещё в 2002 году Верховный суд РФ подтвердил право ветеранов на бесплатный проезд, — это Санкт-Петербург и Рязанская область.

Кстати, в Рязанской области с иском в суд для защиты прав ветеранов обратился не кто иной, как прокурор области. Желающие могут ознакомиться с материалами в Интернете, где могут найти:
1. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 15 марта 2002 года;
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 30 мая 2002 года (дело № 78-Г02-24).
Вскоре последовал закон «О монетизации», который разрешил субъектам Федерации на местах определять меры социальной поддержки ветеранов труда. Что дало повод специалистам управления ссылаться на эту норму законодательства, забывая при этом о существенном — о преамбуле закона. А в ней закреплено положение: «При замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан...» В этой части закон «О ветеранах труда в Тюменской области» не расходится с положениями, закреплёнными в данной преамбуле. Так, в отношении ветеранов труда осуществляется «возмещение расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного (внутрирайонного, внутриобластного) сообщения (кроме такси) в пределах 100 процентов от установленных тарифов».
Недоумение вызывает разъяснение, изложенное специалистами управления. Камнем преткновения стали два слова: «кроме такси». Именно поэтому, по их мнению, льгота на них и не распространяется.
Похоже, им не знакомы «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утверждённые постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Обратимся непосредственно к ним. Среди понятий, используемых в Правилах, «маршрутное такси» отсутствует. Есть «легковое такси» — «транспортное средство категории «М-1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования». Общедоступно и само понятие о категории: «транспортное средство категории «М-1» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения».
В «ГАЗелях», как известно, 13-15 мест. Они подпадают под следующую категорию: «транспортное средство категории «М-2» — транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров, имеет помимо места водителя более 8 мест для сидения и максимальная масса которого не превышает 5 тонн». Из этого следует, что ветераны и не помышляют о предоставлении им права бесплатного проезда в такси. А вот на так называемых маршрутках (категория М-2), а также обычных муниципальных и коммерческих автобусах (категория М-3) это право за ними закреплено законом «О ветеранах труда в Тюменской области».
Отказывая ветеранам в льготе, власти, как правило, ссылаются на неизбежность дополнительного финансирования. «А где деньги, Зин?» Считаю, его и не потребуется — ведь количество льготников останется на прежнем уровне. Не может же пассажир одновременно ехать и на маршрутке, и на автобусе! Конечно, пассажиропоток в автобусах сократится за счёт тех, кто пересядет в маршрутки. В соответствии с этим последует и перераспределение компенсации расходов перевозчиков.
Более того, выскажу на первый взгляд парадоксальную вещь: естественным образом сократятся бюджетные расходы на компенсацию перевозчикам. При этом ничуть не затрагивая их интересы. Вследствие чего? Привожу пример: пассажир- льготник проживает в районе МЖК. Ему требуется съездить на Московский тракт, скажем, в администрацию Тюменского района или в торговый центр «Колумб». Он садится в автобус 17-го, 25-го или 30-го маршрутов, доезжает до центра, там пересаживается на 39-й маршрут и выходит на остановке «ДСУ». Соблюдайся закон, ему проще сесть на 57-ю или 79-ю маршрутку и без пересадки прибыть к месту назначения. Стоит ли говорить, что и расходы бюджета на компенсацию перевозчикам в этом случае уменьшатся вдвое? Если кто-то думает, что подобных ситуаций немного, — ошибается.
В связи с этим хотелось бы знать: когда наконец маршрутки наравне с автобусами будут оснащены техническими средствами автоматизированной системы оплаты — валидаторами? Они необходимы для получения достоверной картины как количества перевезённых льготников, так и положенной за них компенсации. Нелишне напомнить, что руководители департамента по транспорту и связи администрации города обещали оснастить ими маршрутки ещё до конца прошлого года. Но воз и ныне там: валидаторов как не было, так и нет.
Я далёк от мысли, что всё будет гладко, как на бумаге. Нетрудно предположить, что водители и хозяева маршруток в штыки воспримут требование перевозить льготников, да и самим ветеранам достанется на орехи. Как отголосок ушедшей эпохи вспоминаются таблички 80-х годов в советских гастрономах: «Инвалиды и участники ВОВ обслуживаются вне очереди». Длиннющие потные очереди за колбасой, да и не только за ней! Старого фронтовика, осмелившегося воспользоваться предоставленной льготой, кажется, готовы были съесть поедом. Смотрели, словно на врага. Знакомый ветеран признавался: «Легче было на войне из окопа броситься врукопашную, чем под уничтожающими взглядами купить полкило колбасы».
А если вдуматься, перевозчики должны быть благодарны ветеранам хотя бы только за то, что пользуются общественным транспортом. Не будь у них бесплатного проезда — востребованность в поездках резко снизится. Это вызовет сокращение единиц общественного транспорта (что перевозчиков особенно пугает), а также увеличение интервала времени ожидания автобусов, что, несомненно, скажется и на платёжеспособных пассажирах. Не стоит обижать ветеранов. Закон не позволяет!

Еще в 2002 году Верховный суд РФ подтвердил право ветеранов на бесплатный проезд в маршрутках — это Санкт-Петербург и Рязанская область.

Нравится

Статьи по теме

№61 (5269)
14.04.2011
Геннадий Иванов
Журавлиная песня, или Цуру по-тюменски
№56 (5264)
07.04.2011
Геннадий Иванов
Подземный переход: сертификат несоответствия

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"