26 апреля 2024     

Политика   

Модернизация ЖКХ: за чей счёт?

Одна из проблем носит комплексный характер. Это отношения между собственниками жилья, управляющими компаниями, которые обслуживают жилищный фонд города, и застройщиками, которые несут обязательства перед собственниками за качество возведенного жилья. Участники региональной конференции «Актуальные вопросы правового регулирования жилищно-коммунального комплекса», которая прошла в Тюменской областной Думе на прошлой неделе, постарались определить четкие правила игры между всеми заинтересованными структурами.

Как отмечали выступающие, жилищно-коммунальный комплекс — одна из базовых социально-экономических отраслей Тюменской области. Общая площадь жилого фонда составляет более 31,5 млн квадратных метров. Услугами централизованного теплоснабжения охвачено 75% жилого сектора, 70% потребителей пользуются централизованным водоснабжением, а около 60% — горячей водой. По итогам 2010 года расходы на развитие и содержание ЖКХ составили 15 млрд 402 млн рублей, то есть почти 11% консолидированного бюджета Тюменской области.

Вместе с тем объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по теплу — до 40% . Как избежать существующих проблем, в том числе и в подключении нового жилья к технологическим сетям?

Предложения от имени застройщиков высказал президент Союза строителей Тюменской области Игорь Спиридонов. Он заострил внимание на взаимоотношениях ресурсоснабжающих предприятий-монополистов и строительных организаций. Так, например, целым рядом правовых актов установлена обязанность строительных организаций передавать в государственную или муниципальную собственность вновь созданные сети инженерно-технического обеспечения. Однако правовые механизмы их передачи до сих пор не определены, что практически способствует появлению так называемых бесхозных сетей. Не урегулированы тарифы на коммунальные услуги и за подключение к сетям, что приводит к многочисленным конфликтам и судебным спорам между строительными и инфраструктурными организациями. В частности, отметил Игорь Спиридонов, тарифы за технологическое подключение значительно завышаются предприятиями-монополистами, поставщиками энергетических ресурсов. Например, проверка обоснованности платы за подключение к водосетям показала завышение тарифа до семи раз. Интересно, задал вопрос президент Союза строителей, куда идут лишние деньги?

До настоящего времени не разработана и юридически не закреплена государственная жилищная политика, которая стимулировала бы применение в строительстве международных экологических стандартов, не обеспечена разработка программ по ресурсосберегающему и экологическому строительству для всех участников строительного процесса и хозяйствующих субъектов, занимающихся ремонтом и эксплуатацией объектов ЖКХ.

О том, что многие проблемы, препятствующие ускоренному развитию жилищно-коммунального комплекса, связаны с неполнотой федеральной, региональной и муниципальной правовой базы, регулирующей отношения в жилищно-коммунальной сфере, говорили другие участники конференции. В частности, директор ОАО «СУЭНКО» Константин Фрумкин обратил внимание на качество услуг, утверждая, что смотреть на проблему надо комплексно. Его выступление как раз касалось взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией в области электроснабжения при возведении и эксплуатации многоквартирных жилых домов. Генеральный директор ООО «Тюмень Водоканал» Сергей Шишов затронул вопросы правового регулирования мероприятий водообеспечения и водоотведения для строящихся жилых и социальных объектов.

Речь в основном шла вокруг финансовых вопросов. Кто и в каком объеме должен оплачивать строительство новых технологических сетей? Если застройщик, то это значит — граждане, покупающие жилье. Они становятся инвесторами, но отнюдь не собственниками и не имеют никаких льгот за пользование сетями, построенными за их счет. Кто должен вкладывать деньги в обновление изношенных сетей? Если ресурсоснабжающая организация, то это снова — граждане, пользующиеся теплом, водой и электричеством. Потому что бюджетные ассигнования минимальны, а предприятиям взять денег неоткуда, кроме как за счет тарифа. Такова реальная ситуация.

А как обстоят дела в западных странах, на которые мы все время смотрим? Международная практика инфраструктурного развития населенных пунктов, строительства социально значимых объектов в настоящее время во многом опирается на механизмы государственно-частного партнерства. Между тем в нашей стране не принят даже базовый федеральный закон о государственно-частном партнерстве.

Не разработан такой законодательный акт и в Тюменской области. О необходимости его принятия также шла речь на конференции. О перспективах государственно-частного партнерства в сфере реформирования и модернизации ЖКХ говорил заместитель председателя Тюменской областной Думы Сергей Холманский. Он отметил, что необходима масштабная модернизация коммунальной инфраструктуры. Нужно создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную сферу. Одним из решений проблемы является формирование системы тарифного регулирования, в том числе предусматривающей формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал.

— Принятие в Тюменской области закона о государственно-частном партнерстве, — сказал Сергей Холманский, — открывает огромные возможности для бизнеса в плане приложения своих сил и капиталов. А для муниципальных и районных властей возможность эффективно и в сжатые сроки решить проблемы не только ЖКХ, но и проблемы энергосбережения, энергоэффективности и создания необходимой инфраструктуры. Считаю возможным создание системы, при которой каждым собственником (плательщиком) заключается инвестиционный договор, преду-сматривающий последующую оплату жилищно-коммунальных услуг по льготному тарифу, с учетом суммы инвестиционной составляющей в тарифе за коммунальные услуги.

Председатель совета НП «Западно-Сибирская правовая палата» Сергей Шатохин добавил, что необходима модернизация предложений на рынке юридических услуг:

— Консультанты должны перестроить свой бизнес под вызовы времени.

Конференция дала возможность для диалога строительных, инфраструктурных и управляющих компаний, ТСЖ по тем вопросам, которые при их участии могут решать государство и муниципалитеты. Участники приняли резолюцию, в которой предложили органам законодательной и исполнительной власти Тюмен-ской области провести анализ сложившейся практики взаимодействия строительных, обслуживающих организаций, собственников жилья с инфраструктурными компаниями. Обобщить положительный опыт и принять на этой основе необходимые меры по правовому обеспечению распространения передового опыта модернизации жилищно-коммунального комплекса на территории области.

Из резолюции:

— обеспечить публичность разработок и принятия муниципальных инвестиционных программ по развитию инженерно-технических сетей населенных пунктов Тюменской области, с учетом сроков их реализации определить уровень снижения тарифов на подключение к сетям вновь построенных жилых и социальных объектов;

— обеспечить возможность общественного контроля за аккумулированием финансовых средств, поступающих от застройщиков в счет платы за подключение на внебюджетные счета муниципалитетов и дальнейшим исполнением указанных инвестиционных программ;

— установить правовые механизмы разграничения обязанностей застройщиков и инфраструктурных компаний по обеспечению сетевыми ресурсами вновь вводимых в эксплуатацию объектов;

— оказать правовую поддержку Ассоциации собственников жилья и обслуживающих организаций Тюменской области в формировании обязательной практики предоставления за-стройщиками обслуживающим организациям инструкций по эксплуатации многоквартирных домов в месячный срок после получения разрешения на введение объектов в эксплуатацию;

— ускорить разработку регионального закона о регулировании государственно-частного партнерства в Тюменской области, необходимых подзаконных актов и инструктивно-методических документов, создать на некоммерческой основе региональный центр развития государственно-частного партнерства.

Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20%, по электроэнергии — 15%, по теплу — до 40%.

Нравится

Статьи по теме

№52 (5260)
01.04.2011
Михаил Смоленский
Зачем в жилищно-коммунальном хозяйстве кружка для пожертвований?
№51 (5259)
31.03.2011
Людмила Запрудина
Готов ли город экономить?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"