19 апреля 2024     

Общество   

Обществу требуется Учитель!

Роль школьного учителя, его влияние на личность ученика переоценить трудно. Увы, в наше время педагога сбросили с высокого пьедестала, а саму школу двадцать лет назад освободили от высокой миссии — воспитывать будущих граждан страны. В обиход вошли не привычные до того слова: «общеобразовательные учреждения», «образовательные услуги»...

Так кто же он, современный учитель, — «даватель» образовательных услуг, винтик в огромном механизме, штампующем аттестаты с результатами ЕГЭ? Или все же Личность, призванная к благородной цели — воспитанию достойных граждан страны?

О качестве подготовки учителей шел разговор на круглом столе «Проблемы и перспективы подготовки педагогических кадров в условиях современного отечественного социокультурного, информационного, образовательного пространства». Обсуждение темы состоялось в Институте психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета накануне майских праздников. Участники разговора (а это были директора тюменских школ, представители органов образования, ученые и преподаватели ТюмГУ, молодые педагоги) попытались в первую очередь определить миссию современного учителя. Да, он должен знать свой предмет, уметь научить детей. Но плюс к этому должен помочь ученику адаптироваться к окружающей жизни, воспитать в нем лучшие нравственные качества.

Много говорили о роли и качестве педагогической практики. В настоящее время она организована не лучшим образом. Пришли к выводу, что необходимо восстановить институт наставничества в школе. При этом директора школ обращали упреки в адрес университета, который, по их мнению, мало внимания уделяет чисто практической подготовке студентов: составлению поурочных и перспективных планов, заполнению журналов и так далее. Преподаватели университета возражали: это детали, которым могут научить и учителя-наставники. А вот как преодолеть психологический барьер между начинающим учителем и классом? Тут без постоянной помощи, советов (а не только требований) опытного педагога не обойтись.

Разговор шел в конструктивном русле. Его участники не скатились до обсуждения лишь социального положения учителя, хотя и эта тема была затронута. В частности, директор школы № 12 Лидия Платонова рассказала, как она участвовала в ярмарке рабочих мест: «Ко мне подходят выпускники педвуза, а рядом сидят работодатели из крупных компаний, предлагают молодым специалистам зарплату в 25-30 тысяч рублей. А я что могу предложить? Семь тысяч. И кто после этого ко мне пойдет?»

Проблема с учительскими кадрами в Тюмени пока остро не стоит. Однако вакансии, как отметил доктор педагогических наук, академик Владимир Загвязинский, в областном центре занимают в основном выпускники Ишимского и Тобольского пединститутов. А средний возраст педагогов в школах Тюмени — 52 года. Молодежь в школы не идет!

И все же (с этим невозможно не согласиться) главное для учителя, говорили участники круглого стола, — любовь к профессии, к детям. Эту любовь студент должен увидеть в своем Учителе еще в вузе, получить от него ощущение счастья быть педагогом. Но, с другой стороны, если у ребенка в школе не было хороших учителей, он никогда не полюбит эту профессию.

Проблемы кадровой подготовки обсудили во многих аспектах. Можно ли признать педагога субъектом реформирования современного образования? Готово ли нынешнее образование ответить на вызовы времени? Вопросы не новые, но до сих пор не получившие четких ответов. Владимир Загвязинский подчеркнул:

— Какие бы новшества ни вводились, как бы они ни назывались, но если вечное гуманистическое начало сохранится, значит, школа будет жить. Конечно, хочется верить в лучшее, но когда видишь статистические данные и говоришь с людьми в неофициальной обстановке, закрадывается беспокойство, что наше образование идет в глубочайший кризис, при всем внешнем благополучии. Часто стали повторять применительно к школе слова «образовательные услуги». Но если вдуматься, то слово «услуга» — однокоренное со словом «служить». Это хорошо. То есть учитель, конечно, служит благородному делу. А если это от слова «слуга»? Тогда плохо. Самое главное заключается в том, что учитель не просто навигатор, он выполняет великую миссию — донести до учеников лучшие традиции человечества, накопленные тысячелетиями, и соединить это с новой техникой, новыми технологиями и гигантскими возможностями, которые открываются для развивающего влияния на человека. Формирование оперативного, конструктивного мышления, действие виртуального пространства и так далее — это все прекрасно. Но при этом не следует забывать об истинных целях образования.

Владимир Загвязинский затронул тему бакалавриата.

— Кто такой бакалавр педагогики? Его же все равно надо доучивать, на какое направление он пойдет? И никто за нас эти вопросы не решает. Так и министерство сказало: мы посмотрим, а потом будем решать, что делать.

Директор института Леонид Плотников подвел своеобразную черту под обсуждением:

— Есть определенные противоречия между требованиями общества и той подготовкой педагогов, которая ведется в соответствии с федеральными государственными стандартами, вынуждающими нас работать в строгих рамках. Не секрет, что сегодня система педагогического образования на два шага отстает от модернизации системы общего образования. Мы готовим учителя вчерашнего дня. Вот сейчас вводят подготовку учителя в рамках бакалавриата. Но этот стандарт ущемляет ту же самую практику, которая была у специалитета.

На круглом столе мы услышали многие вопросы. Какое практическое значение имеет состоявшийся разговор? Федеральные стандарты третьего поколения, на которые мы будем переходить с первого сентября, предусматривают базовую и определенную вариативную части. Требуется и совместная работа с работодателем (у нас это — директора школ), и обязательное привлечение со стороны работодателя специалистов для работы со студентами. То есть сегодня вуз в вариативную часть программы вправе вводить какие-то спецкурсы, спецсеминары, позволяющие вести подготовку педагогов в соответствии с требованиями времени. При этом к преподаванию семинаров и спецкурсов могут привлекаться и руководители учреждений. Но для организации курсов надо высветить проблему.

Мы сейчас говорим: общество требует хорошего учителя. В то же время условий для учителя никаких не создается. В результате кто приходит в педагогический вуз? Скажем честно: большинство — по так называемому остаточному принципу, лишь бы поступить, без мотивации именно к педагогическому труду. Есть, конечно, и те, кто хочет стать педагогом, но таких немного. Уровень подготовки абитуриентов год от года все ниже. Ушло то время, когда школа готовила учеников для поступления в педагогические вузы, были педагогические классы, теперь это забыто. Поэтому, считаю, нам надо решать вопрос о совместной со школой работе по подготовке будущих учителей. Нужен план совместных действий с органами образования. Но, к сожалению, с городским департаментом у нас нет необходимых контактов. Почему-то директор департамента не пришел на наш круглый стол.

Возникает потребность создания некой лаборатории педагогического образования, в состав которой вошли бы директора школ, представители органов образования, ученые-педагоги.

Владимир Загвязинский дополнил:

— Мы уже тысячу раз говорили о миссии учителя, о том, какую роль он должен играть в обществе, но что толку? Надеюсь, из состоявшегося разговора будут сделаны выводы: может, лабораторию создадим, будем планы какие-то пересматривать. Но это внутренний выход. Что касается внешнего, то мы уже и кричим, и говорим, и пишем о своих проблемах, но пока наверху нас не слышат.

P.S. В середине 1960-х годов вопрос о статусе учителей стал предметом рассмотрения на международном уровне. Основой разработанных ООН рекомендаций о положении учителей стало признание решающей роли учителей в развитии образования и значения вклада учителя в становление человеческой личности и современного общества.

Появление специальных рекомендаций призвано было обеспечить учителям положение, соответствующее их роли. Данное в документе понятие «учитель» охватывает всех лиц, которые занимаются обучением и воспитанием учащихся в школах. При этом целью образования, начиная с первых лет обучения, должно являться «всестороннее развитие человеческой личности, духовный, моральный, социальный, культурный и экономический прогресс общества, а также внедрение глубокого уважения к правам и основным свободам человека».

Педагогическая деятельность была признана высококвалифицированной профессией, имеющей значение для всего общества и требующей от учителей глубоких знаний и особого мастерства. Профессия учителя также обязывает иметь чувство личной и коллективной ответственности за образование учащихся и за обеспечение им наиболее благоприятных условий в учебных заведениях.

Большое внимание ООН уделила педагогическому образованию. В программы подготовки учителей обязательно должны входить: общие дисциплины; основы философии, психологии, социологии в их связи с педагогикой; теория и история педагогики, сравнительная педагогика, школоведение, методика преподавания различных предметов и основ экспериментирования в области педагогики; предметы, относящиеся к будущей области преподавания; педагогическая практика по учебной, внеклассной и внешкольной работе под руководством высококвалифицированных преподавателей.

Также была отмечена важность постоянного повышения квалификации учителей. Для них необходимо организовывать курсы, позволяющие им повышать свою квалификацию, изменять и расширять поле своей деятельности, продвигаться по службе, знакомиться с новейшими достижениями как в области своего предмета, так и в области методики его преподавания.

День принятия ООН рекомендаций о статусе учителей — 5 октября — стал отмечаться как Всемирный день учителя. В России День учителя также празднуется 5 октября.

Владимир Загвязинский, академик РАО: «Мы уже тысячу раз говорили о миссии учителя, о том, какую роль он должен играть в обществе, но что толку?»

Нравится

Статьи по теме

№222 (5190)
17.12.2010
Елена Суслова
Если бы министром образования стал молодой учитель...
№233 (4975)
29.12.2009
Елена Шименева
Владимир Загвязинский: «Состязательность в образовании ведёт к погоне за процентом»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"