3 мая 2024     

Культура   

Ну что, брат Мольер?

В общем, зло смеялись. Режиссер Михаил Поляков, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, профессионал, известный своим суровым нравом, взглянул на незадачливого героя… с сочувствием. Неожиданно! Но, мне кажется, доживи Мольер до наших дней, он бы это оценил.

Актер как печка…

«Мещанина» Поляков ставил на заслуженного артиста России Игоря Кудрявцева, который играет на сцене тюменского «Ангажемента». По мнению режиссера, это актер трагического дарования. Этакий печальный клоун. Но «не совсем правильно» используется в театре, о чем Михаил Давыдович говорил руководству не раз. А руководство что? Вам, милостивый государь, и карты в руки! Режиссер подумал... и предложил Кудрявцеву роль мольеровского Журдена.

Возникает вопрос: если «Мещанин во дворянстве» — комедия (а Жан Батист 341 год тому назад написал именно комедию), как Михаил Поляков собирался использовать трагическое дарование актера? Получить ответ на этот вопрос можно, посмотрев спектакль.

Репетировали они всего один месяц. Кудрявцев нервничал, что не вытянет роль. Поляков был убежден: актер прекрасно справится. А после сдачи спектакля вдруг заявил: «Я всегда недоволен тем, что получилось!» Огорошил, выдержал паузу (человек театра!) и сознался, что, во-первых, его устроила реакция зала, а во-вторых, он удовлетворен тем, что удалось выжать из артистов.

— Меня называют извергом, который пытает актеров, — говорит режиссер, — но в результате этих «пыток» они становятся совершенно другими. Я их заставляю играть чуть лучше, чем они играли до меня.

«Да-да! — подтверждают в театре. — Он всякий раз вытягивает наших молодых ребят на более высокий уровень. Поляков — это сильная школа!»

Но то молодежь… Кудрявцев же — тридцать лет на сцене, а как боялся подвести режиссера! Не знал, что, приступая к работе с Игорем Викторовичем, Михаил Давыдович уже находился «в преддверии большого счастья».

— Хороший актер как печка, — размышляет мастер. — Он горит, а ты ему только успеваешь идеи в топку подбрасывать. С такими артистами одно удовольствие работать! Игорь Кудрявцев из их числа. Нам было трудно, но интересно.

Перед спектаклем Поляков обратился к зрителям со словами:

— Каждый из нас создан для счастья, как птичка для полета, но в погоне за ним мы очень часто подвергаем себя таким страстям, которые нам не по силам, — и в результате гибнем. Прошу ничего другого в спектакле не искать!

Взрослый ребенок Журден

Михаил Поляков любит Мольера. Говорит: это вечный драматург. В том смысле, что писал он о вечных страстях человеческих. Вот и стремление выйти в «знать», над которым драматург посмеялся три столетия назад, до сих пор не покидает «беспородных». Если кто разбогател на «сукне», то старается сразу скакнуть в высшее сословие. Благо туда сегодня не нужен пропуск в виде родословной. Достаточно приобрести автомобиль высокого класса, дом в Лондоне, яхту…

А Журден-то при деньгах!. Вон как разбрасывается ими! В наше время он бы проблем не знал. Но эти очевидные аналогии Полякову не интересны. Скучны даже, я думаю. Более того, противны. Ему важен человек, а не «функция». Что там у него внутри, у этого Журдена? Отчего он во всем пытается подражать дворянам? Режиссер сумел разглядеть в мольеровском напыщенном павлине взрослого ребенка, который доверчив, искренен, щедр. Он умеет любить и обязательно научится страдать. Потому что он живой!

Михаил Поляков не стал переделывать пьесу, переносить ее действие из XVII века в другое время, менять подданство героев (хотя, уверяет, спектакль не про французского Журдена, поскольку видел он «этих французиков из Бордо, они не способны так чувствовать»). Он просто изменил финал пьесы и сместил акценты. И оказалось что?

Господин Журден стремится в высший свет вовсе не потому, что он столь честолюбив. Просто он влюблен. Да не в кого-нибудь там, а — в маркизу! В эту жеманную красавицу. В спектакле Доримена, в исполнении молодой актрисы Елены Голуненко, получилась весьма гламурной особой (вся в розовом и блестит). Эх, не уйти от аналогий!

Да и куда от них денешься, если в спектакле нет прочной привязки ни к времени, ни к пространству. Не важно, что герои упоминают Париж и носят пышные наряды. Вон портной в исполнении Ильи Матусевича почему-то сильно похож на современного стилиста метросексуального склада.

Человеческая алчность и подлость существовали всегда. Они неистребимы. А Журден и правда дитя! Наивен, чистосердечен, открыт. Таких всегда держат за «милейших чудаков» и не устают над ними подтрунивать.

Кудрявцев в своей роли убедителен. Он понимает героя и разделяет его взгляд на мир. И ему так же больно, когда он сталкивается с предательством…

— Мне было его жалко, — призналась после спектакля завлит театра Анна Николаева.

— Я рад, что добился того, чего хотел, — жестко сказал Поляков.

Михаила Давыдовича трудно заподозрить в сентиментальности. Он колюч, часто зол, резок. Любит говорить правду, почти всегда неприглядную. Может, это внешняя оболочка? Я неспроста спросила его про маски, с которыми танцуют актеры в спектакле. Что они символизируют?

— Бесконечный карнавал, — ответил режиссер. — Все люди закрываются масками. Открыться трудно…

Поляков нашел для себя приемлемый способ — он раскрывается в театре. В спектаклях, которые он ставит, всегда есть кто-то, кого можно пожалеть…

P.S.: 10 июня «Ангажемент» представит «Мещанина во дворянстве» на фестивале «Ирбитские подмостки».

Нравится

Статьи по теме

№80 (5288)
13.05.2011
Ирина Тарабаева
Рождённый заново... после спектакля
№66 (5274)
21.04.2011
Ирина Тарабаева
Печальная история об одиночестве и Боге

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"