25 апреля 2024     

Экономика   

От «копейки» до «калины» и далее…

Автомобиль становится востребованным в средней российской семье и самым движимым в полном смысле слова имуществом. Тюмень заняла 5-е место в России по количеству машин на душу населения. По этому показателю мы практически сравнялись с обитателями Детройта и Лос-Анджелеса. Автомобильный рынок безграничен, конкуренция огромна, реклама все агрессивнее. На слоган «Тойота. Управляй мечтой!» юмористы КВН ответили лозунгом «Жигули. Рули реальностью!» Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Давайте вспомним. И рассудим, не для рекламы.

«ВИЛы» не прошли

В советское время автомобиль реально был роскошью — у нас танков было больше. Для широких масс народа он был недоступен. Вспоминали, что нарком тяжелой индустрии Серго Орджоникидзе имел хорошую привычку дарить машины конструкторам и инженерам, добившимся определенных успехов. Ученые и руководители советского атомного проекта за разработку и изготовление первой советской атомной бомбы получили машины. Космонавты и другие выдающиеся люди Страны Советов имели право приобретать автомашины.

Но развитие социализма нужно было доказывать делом, и в середине 60-х годов прошлого века Центральный комитет КПСС одобрил решение правительства построить в маленьком городке Ставрополь на Волге гигантский автомобильный завод. Так родился ВАЗ, который стал массово выпускать малолитражные автомобили «Жигули» на базе итальян-ского «фиата-124», лучшего автомобиля Европы 1968-1969 годов. Советские люди шли на любые уловки, чтобы только попасть в очередь на получение автомашины первой модели, называемой в народе «копейкой». Известно, что было мнение назвать первый советский вариант «фиата», который сошел с конвейера в 1970 году, «ВИЛ», то есть сокращенно «Владимир Ильич Ленин», в честь 100-летия со дня рождения вождя. Но приняли решение назвать эти машины «Жигулями». Мало кто знает, что история создания завода связана с тайной операцией спецслужб СССР и ГДР.

Москва — Владивосток за деньги Форда

В 1966 году председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин на заседании политбюро ЦК КПСС в очередной раз поднял вопрос о строительстве в стране автозавода по производству автомобилей малого класса, так как количество выпускаемых автомобилей «Волга», «Москвич» и «Запорожец» не могло удовлетворить кратно растущий спрос. И это было легко понять, ведь полки магазинов от товаров тогда не ломились, просто говоря, были пусты, и советские люди не могли реализовать свои денежные средства. То время метко оценил Жванецкий: «Удивительная страна. Получаем 120, тратим 250». Нарастала инфляция, которую предвидел хозяйственный и один из самых лучших председателей Совета министров СССР за всю историю страны, и широким производством малолитражек, доступных для населения, хотел не допустить ее. В то время всего за три года золотовалютные запасы страны за счет подорожавшей нефти пополнились на 10 миллиардов долларов. Тогдашних долларов — это сегодня многократно больше. Председатель считал, что на покупку завода с полным циклом потребуется один миллиард долларов и, кроме того, попутно СССР приобретет новые технологии в химической и металлургической промышленности, по которым мы сильно отставали. Но Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев заявил, что плата за завод слишком высока, и «зарубил» положительное решение. Косыгин был настойчив и толково объяснил генсеку, что деньги, которые накапливались у населения, хранятся в кубышках, так как люди не доверяют Сбербанку. Подспудная латентная инфляция могла вырваться наружу и привести к банкротству всей экономической системы СССР. Такой довод произвел впечатление на Брежнева, и он дал задание КГБ и Министерству внешней торговли выяснить, в какой стране можно дешевле приобрести завод. В то время американская разведка работала вовсю, а громоздкие Совет министров СССР и Министерство внешней торговли были, как швейцарский сыр дырами, проедены информаторами ЦРУ. Поэтому первыми о данном эпохальном решении политбюро узнали американцы, и вскоре в Москву прибыла американская делегация во главе с владельцем автомобильного концерна Генри Фордом III. Он сообщил, что фирма разработала две модели малолитражных автомобилей «форд капри» и «форд таунус», которые соответствуют лучшим автомобилям Западной Европы. Видя, что представитель правительства колеблется, Форд, чтобы нейтрализовать потенциальных клиентов, выложил самый козырный довод: если СССР приобретет у него завод, то он, используя канадские технологии (климат Канады и наш схожи), построит автостраду от Москвы до Владивостока бесплатно. За всю историю СССР более выгодного предложения от иностранного предпринимателя никогда не поступало. Но возобладали чисто политические соображения, и Генри Форду отказали. Дело в том, что в 1966 году в НАТО возникли серьезные разногласия между США и западноевропейскими партнерами, которым надоело жить по указке дяди Сэма. Дошло до того, что лидер Франции генерал де Голль изгнал штаб НАТО из Парижа в Брюссель. Руководство СССР очень хотело сделать эти разногласия необратимыми.

«ВАЗная» тайна

Решено было купить завод в Европе. КГБ дал указание лучшей разведке Варшавского договора — «Штази» из ГДР подготовить предложения, где покупать завод. Легендарный руководитель этой разведки Вольф Маркус доверил задание лучшему своему разведчику Гийому, который к тому времени стал помощником канцлера ФРГ Вилли Брандта. Для этого разведчика такое задание было неожиданным, так как он занимался сбором политической и военно-стратегической информации, но приказ есть приказ. Через некоторое время Гийом прислал донесение, что целесообразно заключить сделку с итальянским концерном «Фиат» (тем более что многие комплектующие придется приобретать в ФРГ и Франции), то есть привязать экономику этих ведущих стран Европы к интересам СССР. Эту информацию немедленно передали Андропову, а от него она попала к Косыгину. Получив направление, советские спецслужбы начали действовать. В Италии работал специальный корреспондент газеты «Правда» Колосов, он же подполковник ГРУ Министерства обороны и резидент нашей разведки в Италии. Он сообщил следующее: «Несмотря на выставочные успехи, автомобильный концерн «Фиат» находится в тяжелом финансовом положении, его владельцев можно будет без труда склонить к заключению сделки на условиях советской стороны». Так и получилось. 15 августа 1966 года глава «Фиата» Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым о строительстве автомобильного завода ВАЗ. Сделка обошлась СССР в беспрецедентно малую в мировой практике сумму — всего 550 миллионов долларов. А городок на Волге с тех пор стал называться Тольятти, в честь руководителя итальянских коммунистов.

Рулим реальностью

Новая советская машина, доступная по цене, сразу попала на экспорт во многие страны, даже во Францию. Кстати, именно французам мы обязаны названием «Лада» — уж больно наши «Жигули» были созвучны обидному слову «жиголо» на языке импортеров. Несмотря на локализацию основного рынка сбыта АвтоВАЗа, автомобили его производства можно встретить в любом, даже самом удаленном уголке Земли, даже в самых развитых странах. Например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде и Германии. С начала производства завод со своего конвейера выпустил несколько миллионов авто. «Копейка» и вся последующая заднеприводная классика по сей день с успехом преодолевает нашу вторую беду, то бишь дороги. Мой друг впервые стал автовладельцем сразу после Московской Олимпиады, в далеком 1980 году. Поверьте, приобретенная тогда по счастливому случаю «трешка», ВАЗ-2103, до сих пор колесит по Крыму в опытных руках его тестя. Качество было отменное, контроль итальянцев за производством той поры был строжайший. Потом отменили контроль сборки, кузова и оперение вовсе перестали грунтовать перед покраской…

Времена менялись. Метнулись наши автостроители на передний привод, собственная разработка «восьмерки» в считанные месяцы стала супермодной, потом бандитской. Затем была «твоя вишневая девятка»… Были жуткие разборки на ВАЗе с десятками смертей. Советско-итальянский сериал продолжался новыми моделями. 99-я, «десятка», эффектно заявленная суперновинка «калина» (из рекламы: «осенью на 15000 рублей дешевле»…). «Приора»…

2008-2009 годы — кризис, пришлось останавливать производство, сокращать тысячи рабочих, совсем остановился сбыт. Правительство выделило в помощь 25 миллиардов рублей, объявило акцию: кто сдаст старую машину в утиль, тому зачтут 50 тысяч на покупку новой машины. Благодаря этим мерам производство автомобилей стало восстанавливать до-кризисный уровень, пошли опять продажи. Лично первый заместитель премьер-министра России господин Шувалов (кстати, он курирует всю экономику страны) оказывает чуть ли не повседневную помощь предприятию как флагману отечественного автомобилестроения.

Планы развития ОАО «АвтоВАЗ» связывают с дальнейшей интеграцией с Renault Nissan. В конце 2011 года компания собирается поставить на конвейер автомобиль Lada Granta, в первом полугодии 2012 года — мини-вэн R-90 и фургон F-90 на платформе ВО, в третьем квартале 2012 года — автомобиль Nissan также на платформе ВО, в 2013 году — недорогой хетчбек Granta и еще два автомобиля Renault также на платформе ВО. Техническое название платформы ВО — это платформы французского автомобиля Logan. Также в планах компании до 2013 года модернизация ряда производств, расширение выпуска двигателей и коробок передач.

Что дальше? Ведь пора на фоне заграничных конкурентов что-то радикально менять, а то так и будем «управлять мечтой»…

15 августа 1966 года глава «Фиата» Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым о строительстве автомобильного завода ВАЗ. Сделка обошлась СССР в беспрецедентно малую в мировой практике сумму — всего 550 миллионов долларов.

Нравится

Статьи по теме

№138 (5346)
11.08.2011
Лев Новосельский
Город, рождённый осенью
№134 (5342)
04.08.2011
Лев Новосельский
Курчатова ко мне! или Не нужен нам берег турецкий…

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"