Театр кукол пригласил юных зрителей на первую премьеру нового сезона —спектакль «Приключения Незнайки и его друзей». Постановка главного режиссера театра Сергея Грязнова получилась увлекательной, веселой и романтичной.
Культура
Как Незнайка стал взрослым
Любимая детворой и взрослыми история о коротышках, придуманная Николаем Носовым, разыгрывается в сказочном городе. По задумке главного художника театра кукол Сергея Перепелкина на сцене выросли огромные фонари-одуванчики, огурцы и цветы. Среди этой буйной растительности живут Незнайка, Знайка, Пилюлькин, Пончик, Гунька, Кнопочка и другие персонажи.
Симпатичные куколки, придуманные художником, легко узнаваемы. Даже самые юные зрители (именно они первыми оценили спектакль) безошибочно угадывали имя того или иного персонажа. Пилюлькин появился на сцене в белом халате, Винтик и Шпунтик — в рабочих комбинезонах, Незнайка — в синей шляпе…
Наш «Незнайка» рассчитан на школьников от семи лет и старше. Ребятам предлагается посмотреть сказку о взрослении. По сюжету пьесы (ее по мотивам произведений Носова написал сам режиссер) коротышки из Цветочного города отправились в путешествие на воздушном шаре. Все бы ничего, но отважные мальчишки потерпели бедствие — и очутились в Зеленом городе. Там, среди душистых цветов, живут одни девочки.
Выдумщик и фантазер Незнайка (его играет Александр Ганичев) решил прихвастнуть, наврал с три короба новым знакомым о том, какой он смелый да умный. Мол, изобрел воздушный шар. Нам-то известно, что додуматься до такого мог только Знайка (Юрий Федоров). Но мудрый коротышка где-то затерялся, спрыгнув с шара на парашюте.
Когда обман раскрылся, от Незнайки все отвернулись. Защитить врунишку от насмешек смогли его извечный «враг» Знайка и умница Синеглазка. Хотя к «хнычущим» по любому поводу девчонкам у Незнайки было особое отношение. Он всегда смотрел на них свысока. И вдруг…
От неожиданности и нахлынувших чувств мальчишка даже расплакался. Мало того, с ходу придумал стихи. Не такие, как обычно сочинял вроде «лежу вверх тормашками у подножия ромашки», а добрые, искренние — о дружбе. Кстати, стихи для своего героя придумал Александр Ганичев по заданию режиссера.
Сергей Грязнов, работая над постановкой, легких путей не искал: не стал брать за основу существующие инсценировки произведений Носова. Придумал свой вариант. «Я редко так делаю, если существует замечательный авторский вариант, — уточнил Сергей Анатольевич. — У Носова есть пьеса, но написана она не для театра кукол, а для ТЮЗа, для драматического театра…»
В интерпретации Сергея Грязнова Незнайка получился неожиданно романтичным. В начале спектакля он так же любит где-то приврать, что-то приукрасить. Но в финале фантазер и забияка меняется, научившись ценить дружбу с девочками… Ненавязчиво и очень тактично режиссер рассказывает детворе, как зарождаются первые чувства. Сегодня мальчишка толкнул девочку, а завтра написал ей записку, пригласил на свидание… «Надеюсь, нам удалось донести до зрителя эту простую мысль», — предположил Сергей Анатольевич.
Пожалела, что не привела на премьеру своего сына. После спектакля ему было бы проще разобраться с мудреными параграфами в учебнике по обществознанию. По забавному стечению обстоятельств именно сейчас семиклассники изучают тему «Задачи и трудности подросткового возраста». И уж на примере Незнайки гораздо понятнее кажутся фразы вроде: «детские интересы и дружба между сверстниками одного пола должны дополняться разнополой дружбой. Вы все еще толкаете девчонок, дергаете их за волосы, вместо того, чтобы подать им пальто или пригласить в кино? Значит, вы еще не повзрослели…»
Замысел своего спектакля режиссер обдумывал около года, снова и снова возвращаясь к интересному материалу. «Для каждого театра, с которым я сотрудничаю, у меня есть отдельный портфель,— сообщил собеседник. — «Незнайка» просто ждал своего часа — и хулиганил в этом портфеле».
Изюминка спектакля — полет коротышек на воздушном шаре. Российские театры часто обращаются к произведениям Носова, но в полет Незнайку и его друзей отправлять не отваживаются. Как заверил режиссер, технически это было не так сложно, как может показаться со стороны. Иллюзия полета создавалась с помощью «парящих» облаков.
— Мы больше намучались с Пончиком, — продолжал разговор Сергей Грязнов. — Нужно было его вытолкнуть из корзины (по сюжету пьесы, как лишний груз, вместо мешка с песком), потом втащить обратно…
Чтобы действия, которые выполняют куклы, выглядели убедительно, режиссеру, художнику и, конечно, актерам пришлось немало потрудиться. Вот Незнайку, пытавшегося включить в розетку кипятильник, ударило током (о чем подсказывают торчащие в разные стороны рыжие вихры). Через секунду он снова в порядке, появляется на сцене в своей любимой синей шляпе. Конечно, за ширмой никто его не причесывает и не переодевает. Раскроем секрет: просто за время спектакля зрители видят четырех разных кукол Незнайки. Тот же фокус повторяется с Пончиком, Знайкой, Пилюлькиным…
Некоторым актерам досталось в сказке по две роли. Ольга Грязнова играла Гуньку и Медуницу. Альфия Загретдинова — Кнопочку и Снежинку, Лариса Шереметьева — Мушку и Синеглазку. О таких нюансах постановки узнаешь, подробно изучив программку. Когда сидишь в зрительном зале и просто наслаждаешься спектаклем, об этом даже не догадываешься. Очень уж разными по характеру получились герои разноцветного действа, так похожего на жизнь — сказочную и… настоящую.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.