1 июня 2023     

Общество   

Главный урок для молодого учителя

Первая исетская школа — участник федеральной программы по закреплению молодых учителей на селе. Благодаря поддержке российской и местных властей (финансовой помощи и предоставленному жилью) предполагалось направить в глубинку тысячу выпускников педагогических вузов. Эта идея возникла в 2010-м и стала одним из реальных достижений минувшего Года учителя.

Среди той тысячи современных «народников» — учитель русского языка и литературы Исетской школы № 1 Ирина Иванова, окончившая Ишимский педагогический институт имени Петра Павловича Ершова. Именно на таком подробном обозначении своей альма-матер делает акцент Ирина Николаевна. В этой настойчивости чувствуется характер и, конечно, уважение к вузу, определившему ее будущую профессию. Да, пожалуй, и судьбу.

В своей семье педагогическую тропу Ирина торит первой. Быть учителем она мечтала с детства, с того самого момента, как стала ученицей. Так хотелось ей походить на свою первую учительницу, которая входила в класс всегда красиво одетой, подтянутой, с высоко поднятой головой. После, в ее родной Старорямовской школе Бердюжского района, на пути встретилась Нина Кутельникова, учитель русского языка и литературы. Впрочем, так всегда и случается: не предмет, а именно преподаватель становится для ученика самым живым, заразительным примером. Главным школьным уроком.

— Да, наша Нина Николаевна — личность с огромной буквы! — говорит Ирина Николаевна. — Она так научила нас своим предметам, что мы сдали ЕГЭ без проблем. Хотя были одними из первых в Тюменской области выпускников, примеривших на себя тогда, в 2003-м, эксперимент по введению единого экзамена.

...Теперь уже сама Ирина Иванова ведет урок. Пятиклашки торопятся получить пятерку за домашнее задание — выразительное чтение стихотворений Василия Жуковского. У одних это получается с ходу, другие надеются на подсказку... учебника.

У меня есть возможность оглядеться, заметить: на стенах класса — множество таблиц-подсказок. На одной из них — правописание падежных окончаний имен существительных. То, что знакомо каждому с начальной школы. Да-да, оно самое: «Иван родил девчонку...»

— Ирина Николаевна, по-моему, самый подходящий к учительскому труду падеж — творительный, — приглашаю собеседницу к философской беседе.

— Почему вы так думаете? На мой взгляд, учителю ближе дательный или винительный падежи... Ведь дело педагога — давать знания, вести за собой...

— А как же без творчества?

— Но только не в учебном процессе. А вот в классном руководстве его хоть отбавляй!

Восторгов по поводу своих подопечных — 24 пятиклассников — Ирина Иванова не скрывает:

— Мой класс — лучший! Дети учатся у меня, я — у них... Получаю от них такую отдачу! Понимание, поддержку... Частенько после четырех собственных уроков дожидаются окончания моих занятий, помогают донести до дома тетради. Их в день приходится проверять 50-60...

— Если имеется расписание для ученика, то есть оно и для учителя. А что значится в нем для вас первой строчкой?

— Подъем — физический — в 6 часов утра, моральный — в 8-00, — улыбается Ирина Николаевна. — Но как только прозвенел будильник, все личные, домашние проблемы полностью отходят на второй план. Значимой становится только школа. И так до 12 ночи.

Засыпает учитель, по ее собственному признанию, с теми же мыслями, с которыми просыпается: что сделать, кого поздравить, с кем переговорить, кому помочь... Выходные тоже посвящает составлению планов. Личная жизнь у Ирины Ивановой сегодня на втором месте.

— Ведь в профессии я пока как слепой котенок. Без поддержки школьного, педагогического коллектива мне просто не обойтись. Он у нас замечательный. В нем — сгусток энергии и подъема.

И это не просто комплимент молодого коллеги своим наставникам. Коллектив 1-й исетской школы, по оценке знатоков, действительно способен к освоению инноваций, открытый, доброжелательный. Здесь сумели создать хороший микроклимат для всех — и для воспитанников, и для работающих, что прямо с порога почувствовали даже мы, гости.

Видимо, это уже генетическое, ведь на будущий год школе исполнится полторы сотни лет. Она стояла у истоков образования в Исетском районе. Всегда творчески подходила к воспитанию и обучению подрастающего поколения и, как говорится, ковала педагогические кадры. Среди них — четыре заслуженных учителя России: Анатолий и Лидия Емельяновы, Анна Погудина, Манефа Вишнякова.

Сегодня в Исетской школе № 1 более 400 учащихся, с которыми занимаются 29 педагогов. 24 из них — с высшим образованием, 5 — со средним специальным, 9 имеют высшую квалификационную категорию, 12 — первую. Трем присвоено звание «Отличник народного просвещения РФ», пятеро являются почетными работниками общего образования. Два учителя начальных классов, которые в течение многих лет учат ребятишек исключительно по программе Занкова, — победители Всероссийского конкурса лучших учителей России.

С 1 сентября 2006 года школу возглавляет Ольга Гожко, за плечами которой более 20 лет педагогического стажа. Под ее началом педагоги, проанализировав потребности учащихся, запросы родителей, разработали комплексную пятилетнюю программу развития «Модель школы непрерывного разноуровневого обучения как средство самоопределения и самореализации личности». За внедрение инновационного проекта в 2007 году школа была удостоена президентского гранта в миллион рублей, а в 2010-м вступила в эксперимент по внедрению ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) второго поколения для начальной школы.

Ученики под стать своим учителям. Активно участвуют в марафоне учеников-занковцев, в конкурсах сочинений и стихотворений, конференциях, предметных олимпиадах — школьных, муниципальных и областных. Среди звездочек, которыми гордится школа, — целеустремленная, настойчивая, творческая Настя Носорева, увлекающая биологией, и Ксения Хребтова, ставшая первой на районной олимпиаде по географии.

Средний возраст учителей 1-й исетской школы примерно 40 лет. Поэтому, по признанию завуча Натальи Захаровой, появление молодого специалиста Ирины Ивановой стало для учебного заведения настоящим приобретением.

— Ирина Николаевна с детьми хорошо ладит, налаживает настоящий, человеческий контакт. Бывая у нее на уроках, отмечаем: умеет держать дисциплину. Но главное — занятия у нее подготовленные, продуманные, интересные. В прошлом году со своими учениками для всей школы организовала «Литературную гостиную».

— Детей, — подхватывают тему коллеги, — она берет, притягивает своим обаянием. Как любой молодой учитель...

— Знания при этом не страдают?

— Ученики программу осваивают, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ.

...Пока продолжается урок литературы, шепотом спрашиваю подружек, расположившихся на галерке: «Ирина Николаевна строгая?» — «Что вы! Она добрая» — «И даже двоек не ставит?» — «Нет, мы же хорошо учимся...»

После экспресс-тест провела и для педагогов.

— Сколько лет требуется, чтобы из молодого специалиста вырос учитель?

— Это от призвания зависит. От того, как человек чувствует свою профессию, хочет ли он быть учителем. Впрочем, по большому счету, это дар... Педагог может добиться высоких результатов в работе, но Учителем так и не стать.

Другой для себя роли, кроме как на авансцене у школьной доски, наша героиня сегодня не представляет. Ей уже есть с чем сравнить: до прихода в исетскую школу Ирина Иванова успела поработать и журналистом в деловом журнале, и воспитателем в детском саду, и даже продавцом детской одежды...

— Но учительское дело не мед... И вряд ли кто-нибудь из ваших ровесников вам позавидует.

— Трудно ли быть учителем? Ответ зависит от того, насколько эта профессия тебе по душе... Мне нравится каждый день узнавать что-то новое, открывать неизведанные миры в себе, в детях...

— А если встретится среди них неподдающийся?

— К любому трудному можно найти подход. Не отмахнуться, а затянуть в творческий, учебный процесс. Конечно, не всегда и не всем это удается, но должна быть надежда и вера. Потерять их в нашем учительском деле — значит потерять все... Учитель должен быть другом ученика, не возвышаться над ним, а вести за собой, при этом собственные эмоции оставляя за дверью. Словом, между учителем и учеником должно быть соприкосновение...

Мы говорим о главном, а в классе, за последней партой, группа девчонок колдует над сюрпризами ко Дню учителя. Знаю, что до нашего разговора Ирина Николаевна давала наставления десятиклассницам, как провести урок в пятом классе по творчеству писателя Аксакова. 5 октября в первой исетской школе, после многолетнего перерыва, возрождается традиция Дня самоуправления. Утром педагогов ученики встретят цветами, после пройдет торжественная линейка, а завершится праздник ребячьим концертом. В честь тех, кто обладают властью, о которой даже премьер-министры могут только мечтать. Так во всяком случае считал Уинстон Черчилль.

3 молодых педагога Тюменской области участвуют в президентской программе по закреплению учительских кадров на селе. Всего в школы российской глубинки в Год учителя была направлена 1000молодых специалистов.

Первые упоминания о школе относятся к 1862 году.

Сегодня — Международный день учителя.

Нравится

Комментарии к статье

Анастасия Евсеева: 09.10.2011 18:53
Очень горжусь своей любимой подругой Ириной!

Статьи по теме

№167 (5375)
23.09.2011
пресс-служба ТРО «Единая Россия»
Учитель с характером
№154 (5362)
02.09.2011
Артем Зубков
Душа любой школы — учитель

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"