29 апреля 2024     

Культура   

Трагедия «той самыя любви»

Он рисковал. Впрочем, для него риск так же естественен, как морозный тюменский воздух, которым дирижер привык дышать, приезжая из слякотной Москвы. Это его путь, с которого аксакал Шароев уже никогда не свернет. И в этом можно быть точно уверенным. И не так важно, поймет ли сейчас публика его музыкальные подношения. Публику надо просвещать, и она, придет время, оценит это. Наверное, из таких соображений исходит дирижер оркестра «Камерата Сибири»…

Антон Георгиевич считает, что его миссия — возвращать к жизни забытые музыкальные шедевры. Очередное изъятое из небытия творение под занавес года маэстро предложил тюменцам. Музыкальная трагедия «Орфей» Евстигнея Фомина, композитора XVIII века, прозвучала в исполнении «Камераты Сибири» и хоровой капеллы Тюменской филармонии в рамках абонемента «Оперы в концертном исполнении и новая генерация музыкантов России».

— У Фомина потрясающая музыка, — предвосхищая событие, рассказывал Шароев, — но гениальные сочинения композитора были забыты. Только 60 лет назад, когда по указу ЦК КПСС историю хорошенько копнули в целях возвращения отечественного музыкального наследия, в архивах нашли произведения Евстигнея Фомина. Но и тогда, в советское время, «Орфей» прозвучал всего три раза. А композитору отвели две странички в консерваторском учебнике — и снова забыли на долгие годы. Я стал искать «Орфея», задумав ставить в этом сезоне одноименную оперу Глюка. Когда-то давно читал о существовании музыкальной трагедии Фомина, но мельком. А тут, отыскав ноты в Ленинской библиотеке, понял: удивительное — рядом!

В чем же тогда риск, если дирижер приглашает познакомиться с великолепной музыкой, пусть и забытой людьми на двести с лишним лет? Дело в том, что сочинение написано на стихи Якова Княжнина, поэта того же XVIII века, то есть на том самом «славяно-русском» (термин Гавриила Державина) языке — выспренном, витиеватом, наполненном устаревшими словами, которые могут утомить неподготовленных слушателей. Во времена Екатерины II стихи Княжнина считались замечательными и были по достоинству оценены. Сегодня, увы, разобрать на слух их содержание можно лишь наполовину, да и то если знаешь историю «той самыя любви» Орфея и Эвридики.

Кстати, вы помните, что за беда приключилась с Орфеем? У великого певца, сына речного бога Эагра и музы песнопений Каллиопы, умерла жена — прекрасная нимфа Эвридика. Орфей решил отправиться в царство мертвых, чтобы вызволить оттуда возлюбленную. Посреди холода и тишины подземного мира зазвучала его страстная песня о муке разбитой любви, которая тронула бога смерти Аида, и он согласился вернуть на землю Эвридику. При этом он выдвинул одно условие: Орфей должен следовать за богом Гермесом, а за ним двинется тень Эвридики. Орфей не имеет права оглядываться, иначе жена покинет его навсегда. Увы, уже на тропинке, ведущей к поверхности земли, певец забеспокоился, поспевает ли за ним Эвридика, и обернулся. В то же мгновение тень растаяла во мраке.

Шароев пригласил на роли мифических героев артистов Тюменского драматического театра — Владимира Орла и Евгению Казакову. Они оказались в непривычной для себя обстановке, которая не требовала сценических перевоплощений. Все, что актеры должны были сделать, это громко и эмоционально прочитать текст, не запутавшись в его «кружевах». И у них, знаете ли, получалось. Почти всегда.

— Все прелести твои снедает смертный хлад, — чеканил Орел, обряженный в концертный костюм с бабочкой. Его лицо выражало хмурую решимость. С такими лицами солдаты идут в атаку.

— Пришел сражаться я! — подтверждал страшным голосом Орфей. И, перекрывая набатные звуки оркестра, кричал: — Тартара чрево грозно стонет!..

Эвридика, в прическе и элегантном платье в пол, не глядя на него, нежно взывала:

— Супруг дрожащий, утешь унылу грудь!

Слушатели сосредоточенно сопереживали. Кто-то — древнегреческим героям, кто-то — артистам, играющим их.

...А музыка завораживала. Проникала во все уголки зала то вкрадчивой и грациозной походкой кошки, то тяжелой поступью неведомого исполина. А то вдруг заливалась звонкой радостью ребенка. И толкалась в голове мысль: музыка хороша и без слов.

После концерта мы поинтересовались у Владимира Орла, как он отважился на такой эксперимент?

— Я бы и не отважился, если бы не волевое решение Антона Шароева, — признался актер. — Он посмотрел спектакль, где я играю, и предложил поучаствовать в его проекте. Я долго отбрыкивался, но потом подумал: рискну! Главной сложностью для меня было вовремя вплетать фразы в нужные отрезки музыкальной ткани. Из-за этого меня немножко колошматило. А сам текст… Я же его просто читаю. Не знаю, правда, все ли разобрал зритель? Язык-то старый, тяжелый для современного восприятия. Но я очень рад, что познакомился со сложной и классной музыкой Фомина. Оркестранты — молодцы! Дирижер сумасшедший — в хорошем смысле слова. И зритель должен понимать, что мы с Казаковой далеко не первые скрипки в этом представлении…

Нравится

Статьи по теме

№220 (5428)
09.12.2011
Ирина Тарабаева
Возвращение из царства теней
№192 (5400)
28.10.2011
Ирина Тарабаева
Тюменцы повезут «Христа» в Иерусалим

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"