28 апреля 2024     

Общество   

О ЕГЭ всё сказано?

Эта тема обсуждалась на недавнем заседании комиссии по развитию образования Гражданского форума Тюменской области.

Не учеба, а дрессура?

Анализ результатов ЕГЭ по Тюменской области за 2011 год на комиссии представил Артур Христель, член комиссии, заслуженный учитель России, который всю жизнь проработал учителем математики в школе, преподавал студентам, имеет многолетний опыт работы в органах управления образованием. Он обратил внимание на некоторые, особенно тревожные, по его мнению, моменты.

— В Тюменской области по системе ЕГЭ можно было сдать 13 предметов, математику и русский язык в обязательном порядке, остальные — по выбору. Так вот, из 7600 выпускников 2010-2011 учебного года литературу выбрал только 331 человек! Мы постоянно говорим об актуальности изучения иностранного языка, но посмотрите на статистику: английский язык выбрали только 198 человек, 22 человека — немецкий язык и 4 тюменских выпускника — французский. Не соответствует требованиям времени и число выбравших ЕГЭ по информатике — 334 человека. Но ведь на комплектацию школ компьютерным оборудованием, на подготовку компьютерных классов, обучение учителей выделены и израсходованы огромные средства. А где результат всех усилий?

Анализируя результаты ЕГЭ, замечу, что школьники практически не выбирают гуманитарные дисциплины. Конечно, тому есть разные причины. Но вывод печальный: ЕГЭ не стимулирует развитие личности, наоборот, тормозит нравственный рост школьника, не формирует у него представление о доброте и ответственности — эти важные понятия проходят мимо наших учеников. Гуманитарная составляющая образования, призванная формировать личность, в современной системе отходит на второй план. По крайней мере, у меня складывается такое ощущение.

Более того, невысоки и результаты по естественно-научным предметам. Обратите внимание на математику. С одной стороны, средний балл (51,2 — по югу Тюменской области, 52,5 — в Тюмени) выше российского — 47,5. Не справились с заданием всего 0,4% наших выпускников, тогда как по России этот показатель равен 6,2%. Но минимальный балл по этому предмету равен 24. Это значит, что достаточно выполнить 4-5 заданий первой части ЕГЭ по математике — и тройка тебе гарантирована. Но для этого не надо учиться в 10-м и 11-м классах. Из чего я делаю вывод о том, что уровень требований к обязательному минимуму содержания образования, в том числе математического, явно занижен.

Из-за ажиотажа вокруг ЕГЭ мы сегодня не учим детей, а занимаемся дрессурой. При этом общий уровень их подготовки падает, из-за чего родители вынуждены обращаться к репетиторам и оплачивать их недешевые услуги.

Равные возможности

Ольга Ройтблат, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) и руководитель региональной общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», считает критику системы ЕГЭ несколько устаревшей. Но при этом разделяет беспокойство по поводу того, что выпускники недостаточно пользуются правом сдачи ЕГЭ по выбору:

— Школьники, как правило, выбирают те предметы, которые необходимы им для поступления в вуз на ту или иную специальность. Но проблема в том, что наши вузы слишком поздно определяются с этим профильным предметом: на практике они называют его не раньше 1 февраля, а регионы отправляют заявки в федеральный центр ЕГЭ к 1 марта. Фактически у детей остается очень мало времени для подготовки к сдаче профильного предмета — всего месяц, что серьезно влияет на качество. Поэтому я считаю, что вузы должны дать некую стабильность хотя бы в течение двух-трех лет для учеников 9-х и 11-х классов, чтобы они заранее знали, какой предмет необходимо сдавать для поступления, и выбрали профиль обучения.

От этого выиграют две стороны: вузы получат грамотного выпускника, а у школьников появится время для качественной подготовки.

Что касается натаскивания, хочу заметить, что хорошему педагогу, который выстроил систему обучения своему предмету с пятого класса, не придется этим заниматься ни при подготовке к государственной итоговой аттестации в 9-м классе, ни для ЕГЭ в 11-м классе. Грамотному учителю и неважно, какая форма аттестации предстоит его ученику, — это, кстати, доказывают талантливые педагоги нашего региона. Более того, тесты с каждым годом совершенствуются, и сегодня, например, часть «С» позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка.

Говоря о недостатках и необходимости совершенствования современной оценки знаний, не стоит забывать главного: ЕГЭ дает равные возможности для школьников. Если раньше в тюменских вузах на бюджетных местах училось всего 5-7% выпускников из сельских школ, то сегодня этот показатель равен 50%.

Каждому вузу — свой экзамен

Недостатком в системе ЕГЭ Геннадий Куцев, президент ТюмГУ, доктор философских наук, профессор, считает то, что результаты экзамена являются едва ли не основным критерием работы учителя и школы в целом. Зная это, учителя порой не рекомендуют детям сдавать тот или иной экзамен, чтобы не испортить общую картину:

— ЕГЭ не должен быть основной оценкой работы учителя. Плохо и то, что сегодня баллы по ЕГЭ — единственный пропуск в вуз на бюджетное место. Отсюда и многочисленные злоупотребления. Я думаю, вузам надо дать право проводить собственные конкурсы по усмотрению. Например, при поступлении на журналистику нужно сдавать творческий экзамен, на физкультурный факультет — свои испытания. Почему мы отказываем в аналогичном праве физикам, химикам, биологам, учителям? Я считаю, что вузам необходимо разрешить вводить экзамен по профилю выбранной специальности. Причем вопросы приема в вузы территории должны решать самостоятельно, ориентируясь на потребности региона в кадрах. Например, в век всеобщей информатизации целесообразно сделать информатику третьим обязательным предметом. Может быть, тогда радикально изменится отношение к обучению информатике в школах.

Очевидно, что ЕГЭ необходимо совершенствовать. Видно, что ребята утрачивают навыки счета, хорошей письменной речи. Сейчас в тестовые задания ЕГЭ по истории включили небольшое сочинение: исторический портрет той или иной личности. Так, может, вернуть и сочинение по литературе и оценивать его по стобалльной системе?

Но что бы ни говорили, ЕГЭ дает более-менее объективную картину подготовки школьников. Например, наша университетская гимназия показала лучшие результаты по многим предметам: по русскому языку (на втором месте — 21-я гимназия, на третьем — 5-я гимназия), литературе (далее следуют 89-я и 26-я школы), по истории (далее — 5-я гимназия и 22-я школа), информатике (следующие — 5-я гимназия и 22-я школа), физике (на втором месте — 58-я школа и 5-я гимназия), математике (следующие — 21-я и 5-я гимназии).

Рейтинг школ по ЕГЭ

Артур Христель назвал лучшие школы Тюмени по другим предметам.

Так, по обществознанию лучшие результаты показала 5-я гимназия (на втором месте — гимназия ТюмГУ, на третьем — 73-я школа), по немецкому языку на первом месте 81-й лицей (следующие — 83-я и 49-я гимназии), по французскому языку — 17-я школа (далее — 61-я школа и 49-я гимназия), по английскому языку — 83-я гимназия на первом месте (следующие — 25-я школа и 21-я гимназия), по географии лидирует 49-я гимназия (далее — 33-я и 22-я школы), по биологии лучшие результаты продемонстрировала 83-я гимназия (следующие — гимназия ТюмГУ и 66-я школа), по химии — 66-я школа (далее — гимназия ТюмГУ и 21-я гимназия).

В районах юга Тюменской области хорошие оценки по ЕГЭ заработали гимназия имени Н.Д.Лицмана, лицей им. Е.Г.Лукьянец в Ишиме, 3-я школа в Ялуторовске, Тушнолобовская школа в Абатском районе, Маслянская школа в Сладковском районе, Юргинская школа, в других районах, отметил Артур Владимирович, лидера можно выделить лишь по отдельным предметам.

В итоге обсуждения больной темы комиссия приняла ряд рекомендаций, среди которых и обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогических кадров (система педагогического образования, по мнению членов комиссии, требует кардинальной реформы, необходимо исключать ситуации, когда в педвузы поступают те, кто не прошел по конкурсу на более престижные специальности), и повышение уровня и качества внутришкольного контроля за состоянием преподавания, и другие предложения.

«Было бы целесообразно, на наш взгляд, разрешить органам управления образованием на основе анализа существующих проблем проводить на территории области или в отдельных ее районах ежегодно экзамен по одному из предметов учебного плана в формате ЕГЭ. Но самое главное — системную работу по подготовке к ЕГЭ необходимо использовать как инструмент всестороннего развития личности ребенка, — добавляет Артур Владимирович и печально улыбается: — Но это нереально».

Артур Христель: «Из-за ажиотажа вокруг ЕГЭ мы сегодня не учим детей, а занимаемся дрессурой. При этом общий уровень их подготовки падает, из-за чего родители вынуждены обращаться к репетиторам и оплачивать их недешевые услуги».

Нравится

Статьи по теме

№166 (5374)
22.09.2011
ЕГЭ для бакалавров
№99 (5307)
10.06.2011
Галина Задорина
ЕГЭ под грифом «Секретно»?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"