28 апреля 2024     

Культура   

Камиль Тукаев: «В детстве я был сплющенным колобком…»

Так в репертуаре тюменской «молодежки» появился спектакль «Стойкий оловянный солдатик». А о самом театре узнали в Санкт-Петербурге. Экспертный совет национальной премии «Арлекин» высоко оценил постановку Тукаева и пригласил ангажементовцев на Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей. Поехать не удалось. Финансы не позволили…

— Я благодарил артистов за прекрасную работу, — говорит Камиль Тукаев. — «Арлекин» — дет-ский аналог «Золотой маски»! Мы должны были участвовать в офф-программе, на конкурс не хватило одного голоса. Но это тоже большая честь. Такие возможности терять горько. Они редки. Проблема была в том, что дорога и проживание конкурсантов оплачивались из бюджета фестиваля, а участники офф-программы ехали в Питер и жили там за свой счет…

— «Стойкий оловянный солдатик» — ваш первый режиссерский опыт?

— Не совсем. Существовал еще один «Солдатик» в Воронежском ТЮЗе. Его я поставил около 15 лет назад в классической редакции. Посвятил спектакль своей маме, которая ушла из жизни. Было и еще несколько постановок, не очень масштабных и значимых. То есть хождение актера в режиссуру периодически случалось. Потом на какое-то время все было забыто. И вдруг захотелось вернуться к этому! Недавно в Воронеже я занимался очень интересной работой. В сотрудничестве с одной коммерческой структурой поставил спектакль «Марик с улицы Искровская». Это история еврейского мальчика, который вырос в Баку во времена сталинских репрессий. В постановке заняты не актеры, а менеджеры, экономисты, даже один шофер. Все они оказались мощными лицедеями.

— Экспериментируете с непрофессионалами?

— Не то чтобы… Просто работники этой коммерческой структуры решили сделать подарок своему коллеге, который написал повесть про Марика. Хотели удивить автора. И удивили! Репетировали втайне почти восемь месяцев. А после премьеры нас ждал успех. Мы собрали второй зал. Потом третий. В четвертый раз продали билеты. Беспрецедентный случай!

— Камиль, вы подготовили очередную премьеру в «Ангажементе». «Вино любви» — спектакль по рассказам Аркадия Аверченко. Чем вам интересен этот автор?

— Аверченко еще при жизни был назван Королем смеха. Его короновали сами литераторы. Почему выбрал его рассказы? На мой взгляд, это великолепная литература, юмор высокого класса. Для постановки в «Ангажементе» я взял инсценировку Георгия Цхвиравы, главного режиссера Омского театра драмы. Она состоит из девяти рассказов Аверченко, объединенных одной темой — любовь и страсть. Дело идет к весне, так что тема подходящая. Будет подарок для женщин. Да и для мужчин. Веселый спектакль…

— Дети до 16 не допускаются?

— Там нет ничего, что не рекомендуется смотреть детям. Думаю, постановка может быть интересна даже 10-летним зрителям. Но, конечно, спектакль рассчитан прежде всего на взрослых людей.

— Задам вопрос, который не любит большинство режиссеров. Каков посыл спектакля?

— Спектакль ставит перед нами вопросы: «что такое любовь?» и «что такое страсть?» В жизни мы часто путаем эти понятия. А ведь между ними существует принципиальная разница. Любовь — это когда вы хотите, чтобы другому человеку было хорошо. Страсть если желаете, чтобы хорошо было вам. В момент страсти люди зачастую становятся смешны и нелепы. Аверченко это подсмотрел. Посыл спектакля в том, чтобы зритель, посмеявшись над персонажами, мог освежить чувства и взглянуть на свою половинку другими глазами. Я надеюсь, что люди будут выходить с нашего спектакля «умытыми». И, может быть, потом станут чуть крепче сжимать в своих объятиях друг друга. Этого достаточно. Вполне!

— Камиль, а ведь вам предлагали поступать на режиссуру. Вы не захотели. Но однажды все же пришли в профессию. Что заставило?

— Да, у меня была возможность выучиться на режиссера. Но тогда я хотел совершенствоваться в актерской профессии. Режиссерских амбиций совершенно не испытывал. Я их и сейчас-то не испытываю. А обратился к режиссуре, потому что у меня столько мыслей и столько идей! С ними надо что-то делать, иначе голова взорвется. Существуют удачные и неудачные примеры, когда актеры «ходят в профессию». У меня есть возможность ставить намного больше. Но я, в отличие от дипломированных специалистов, десять раз подумаю: «Стоит ли?» Профессия режиссера — целая философия, особый мир. Мне доводилось работать с настоящими мастерами. Не могу поставить себя на одну с ними планку. Все-таки я актер, который имеет некоторые способности к режиссуре.

— В 2003-м вы дебютировали в кино. Снялись вместе с Леонидом Окуневым и Алексеем Шляминым в фильме Алексея Мурадова «Правда о щелпах». И даже получили на «Кинотавре» приз «За лучшую мужскую роль» — на троих. Какие у вас с того времени сложились отношения с кинематографом?

— Снимаюсь иногда. Может быть, не так много, как хотелось бы. Отношения такие: ни я кинематографу не мешаю, ни мне кинематограф не мешает. Мы находимся на уважительной дистанции друг от друга. Дело в том, что я не испытываю острой нужды в съемках. Хотелось бы играть в серьезных, значимых картинах. Фильмография у меня небольшая. Но мне везло с режиссерами. Я работал с Алексеем Мурадовым, Андреем и Александром Прошкиными, Владимиром Хотиненко…

— Актерские работы в кино, театре, режиссура… Что ж теперь, разорваться, что ли?

— Последние пять лет я живу в Москве. Но работаю в Воронеже. Мне нравится находиться в пути. От жажды творчества жизнь становится острее и ярче.

— Что же вас заставило уехать в столицу?

— Во-первых, появилась возможность решить вопрос с жильем. Во-вторых, мне предложили поучаствовать в интересных кинопроектах: «Солдатский декамерон», «Чудо», «Дважды в одну реку». Я перевез в Москву семью. Жена у меня художник. А для нее Москва — совершенно другое пространство. Здесь больше возможностей видеть, впитывать. Ну, и сын взрослый. Ему уже следует определяться с будущей профессией. В столице это проще сделать. А с Воронежем у меня по-прежнему тесные связи. В прошлом году были две работы в Камерном театре. Художественный руководитель Михаил Бычков пригласил меня в новые спектакли. Ставили «Циников» по Анатолию Мариенгофу и «Дураков на периферии» по Андрею Платонову.

— В Воронеже вы прожили много лет. Там вас хорошо знают. Тюменцы не наслышаны о Камиле Тукаеве. Хотелось бы познакомить их с вами. Расскажите, вы из какого детства родом?

— Из сибирского. Родился в Красноярске. Мои родители были гидростроителями. Потом мы переехали в Иркутск. Я поступил в Иркутское театральное училище. Почувствовал в себе лицедея. Видите ли, мой отец был не только инженером, но еще и большим фантазером. И первый театральный опыт я приобрел с его подачи. Отец ставил для детей своих коллег-строителей спектакль «По щучьему велению, по моему хотению». Сам играл в нем Емелю. Роль Щуки исполняла настоящая полутораметровая щука, которая плескалась в корыте с енисейской водой. Она показывала зрителям хищную морду и была настолько сильна, что грозила разбить корыто в щепки. А говорила она моим голосом. Я стоял в кулиске и выводил: «Будь, Емеля, по-твоему»…

Были и другие случаи. Однажды отцу захотелось, чтобы я был на новогодней ёлке Колобком. Он сварил на работе круглый каркас из проволоки, обтянул его тканью. Привез в детский сад. Но, увы, Колобок оказался настолько велик, что не проходил в двери. Отец сказал мне: «Не беда!» Положил Колобка на пол, лег на него, покачался. И круглый сказочный персонаж принял форму эллипса. При этом размеры отверстий, в которые должен был влезть я, изменились из-за деформации. Так что ногами я семенил, как японская танцовщица.

— Ну и кого вы изображали в таком виде?

— Сплющенного колобка! Фантазии папы сыграли большую роль в моей жизни. Он стал для меня крестным отцом в профессии. После мне тоже везло. Я встретил на театральном пространстве много талантливых людей. К слову, расскажу о своем поступлении в театральное. История непростая. Я подал документы в училище после 8-го класса. На прослушивании мне сказали, что мое раскатистое «р» — неисправимый дефект. Домой пришел с крокодильими слезами. Вернулся в школу. Окончил 10-й класс. И уехал в Улан-Удэ, поступать на хореографию в институт культуры. Там, поняв, что не дотягиваю до нужного уровня, перекинул документы на народную режиссуру. И тут приехал Михаил Семенович Богин, режиссер из Санкт-Петербурга. Он искал талантливых ребят на актерский курс, который собирался вести в Иркутском театральном училище. Я, зная о своем раскатистом «р», к нему сначала не пошел. Товарищи уговорили. Богин выслушал меня. Дал денег, сказал: «Езжай на вокзал, купи билеты себе и мне». Так я вернулся в Иркутск…

— А в Воронеж перебрались вслед за режиссером Бычковым. Что это была за история?

— Михаил Бычков работал на Алтае. В Иркутском театре юного зрителя ставил несколько спектаклей. Расставшись с Барнаульским театром, он уехал в Воронеж и позвал за собой тех, кого знал. Из нашего театра на этот зов откликнулись пять человек. Несколько лет мы работали в Воронежском ТЮЗе, потом Бычков создал Камерный театр. Там небольшая труппа. И до сих пор нет своего здания. Правда, недавно губернатор области Алексей Гордеев распорядился выделить землю под строительство театра. Есть уже несколько проектов будущего здания.

— Где выделили землю?

— В самом центре! Там у нас стоит «драма», любимый всеми гастроном «Утюжок», тут же кинотеатр «Пролетарий» и памятник поэту Ивану Никитину. Камерный театр встанет рядом.

— В крупном городе найти для театра место в центре — случай небывалый!

— Место найти везде можно! В Тюмени тоже! Надеюсь, и ваша власть не пожалеет земли для строительства нового здания «Ангажемента». Я хочу сказать, что в последнее время театры опять становятся модным явлением. И это здорово! Они превращаются в визитные карточки своих городов. В Воронеже есть театр оперы и балета, театр кукол, камерный театр и театр юного зрителя. И все они — гордость Воронежа! В Тюмени три театра. Сам бог велит сделать из них бренды, которые, конечно же, должны быть расположены в центре, в легкой досягаемости для всех жителей и гостей города.

— Камиль, чем вас привлекает сотрудничество с тюменским «Ангажементом»?

— Сотрудничество с театром началось с дружбы, которая связала нас с Леонидом Окуневым в 2003-м на съемках «Правды о щелпах». То доверие, которое он оказал мне два года назад, большая честь. Сейчас Леонид Григорьевич позвал меня снова. И я думаю, что это уже не просто по дружбе. Видимо, первая работа была сделана качественно. Окунев увидел результат… Ну и потом, мне нравятся актеры этого театра. Молодые, открытые. У нас с ними возникли добрые взаимоотношения. И еще устраивают условия, которые мне предлагают. Здесь можно не только работать, но и жить. Я называю «Ангажемент» театром-комбинатом. Все рядом — сцена, цеха, моя жилая комната. Удобно…

7 марта премьера спектакля «Вино любви». В основе постановки — 9 рассказов Аркадия Аверченко, объединенных темой любви и страсти.

Нравится

Статьи по теме

№108 (5085)
25.06.2010
Ирина Тарабаева
Эксперимент бродячего актёра
№96 (5073)
07.06.2010
Ирина Тарабаева
У Оловянного солдатика есть сердце!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"