29 марта 2024     

Общество   

Анатолий Канов: «Этот закон ещё послужит гражданам России»

С момента вступления России во Всемирную организацию союзов потребителей этот день фактически стал профессиональным праздником для людей, которые по долгу службы и велению совести стоят на защите здоровья и кошелька миллионов граждан нашей страны.

Нынешний праздник — особенный: в этом году отмечается двадцатилетний юбилей закона, созданного для того, чтобы сформировать новую, цивилизованную систему экономических отношений между российскими потребителями и производителями.

Каких успехов удалось достичь в этой сфере, какие проблемы не решены? И вообще, выполнил ли Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» свою миссию? Об этом наш разговор с директором департамента потребительского рынка администрации Тюмени Анатолием Кановым.

— Анатолий Николаевич, 7 февраля 1992 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал закон «О защите прав потребителей». Тремя десятками лет раньше, точнее — 15 марта 1961-го, другой президент — Джон Кеннеди — на Конгрессе США провозгласил для потребителей право на информацию, безопасность, выбор и право быть услышанным. Чуть позже Всемирная организация союзов потребителей сформулировала еще 4 права: на возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей, здоровую окружающую среду…

— Эти же принципы были взяты за основу при подготовке российского закона, их только конкретизировали и дали им детальную расшифровку. В итоге получился очень неплохой закон, по которому мы живем и работаем по сей день. По сравнению со многими федеральными законодательными актами этот документ за 20 лет претерпел не очень большие изменения: пересмотрены полномочия органов местного самоуправления, расширены права потребителей на рынке дорогостоящих технически сложных товаров. А ведь создавался он в период, когда в стране только-только началось формирование постсоветского законодательства и новой экономики!

Помните начало девяностых годов прошлого века? Кризис, закрыты сотни производств, пустые прилавки, безработица. Альтернатива экономической разрухе — приватизация, развитие предпринимательства. Полстраны тогда переквалифицировалось в челноков. И в какой-то момент Россию буквально захлестнул торговый бум. А если за прилавок становится инженер, врач, учитель, если даже профессионалы не знают, что такое логистика, если для небывалого объема доселе неизвестных товаров нет ни специального транспорта, ни складских помещений, а парки, скверы, площади городов превращены в сплошное торжище… Это хаос, который может привести к самым непредсказуемым и опасным последствиям.

Предотвратить их во многом удалось только благодаря закону о защите прав потребителей. Именно он реально позволил сначала укротить торговую стихию, а потом начать построение цивилизованного потребительского рынка.

— Закон был принят в 1992 году, а вашу службу создали в 1997-м…

— Прежде в органах местного самоуправления существовали подразделения, призванные контролировать деятельность предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Однако защита прав потребителей не являлась приоритетным направлением их деятельности. Кстати, само слово «потребитель» носило тогда исключительно негативный оттенок.

Инициатива по созданию в муниципалитете специальной структуры принадлежит жителям Тюмени, в середине девяностых атаковавших органы власти жалобами на некачественные товары и услуги, а также Борису Викторовичу Григорьеву, основателю одной из первых в России общественных организаций по защите прав потребителей, и его команде. Надо отдать должное и главе администрации города Степану Михайловичу Киричуку: он эту инициативу поддержал и принял решение о создании сначала департамента, затем — управления по защите прав потребителей, рынку товаров и услуг. Между прочим, и по сию пору далеко не во всех регионах страны есть муниципальные службы, подобные нашей.

— Тогда мы все учились — и потребители, и вы, наши защитники, и журналисты, осваивавшие новую тему. Годы были лихие. Я помню, как несладко приходилось вашим специалистам, в первую очередь Тамаре Тимофеевне Галкиной и Надежде Алексеевне Чурсиной. С одной стороны — толпы разгневанных граждан, обманутых безграмотными или бессовестными продавцами, с другой стороны — предприниматели, которые запросто могли выставить за дверь сотрудников управления, пришедших на проверку по жалобе, угрожать физической расправой, «если результаты проверки появятся на страницах газеты». Порой создавалось впечатление, что ваш коллектив, стремясь добросовестно выполнить свой долг, ходил по лезвию ножа…

— Действительно, в тот период нам приходилось одновременно осваивать теорию, изучая все нюансы закона, и на практике выстраивать тактику действий. Чего греха таить, даже я, руководитель управления, как-то оказался в роли обманутого потребителя!

В российском законодательстве было очень много пробелов. Это мешало работе, но в то же время позволяло более широко использовать полномочия, предоставленные местному самоуправлению.

Чтобы покончить с хаосом на потребительском рынке, мы пытались сформировать свою нормативную базу. Разработали временные правила торговли, на протяжении как минимум пяти лет являвшихся хорошим подспорьем для органов исполнительной власти города. Потом подготовили временные правила торговли на рынках. Они действовали вплоть до принятия в конце 2006 года 271 закона о рынках. Благодаря этому нормативному документу нам удалось убрать торговлю с улиц и завести ее под крышу, в капитальные или временные сооружения, где имелись хотя бы минимальные условия для реализации товаров.

Иными словами, изо всех сил тянули одеяло на себя, поскольку знали: больше некому защитить потребителя.

Девяностые на самом деле были лихими, поэтому порой приходилось и силу применять. Сейчас могу честно признаться: с некоторыми городскими проблемами вряд ли удалось бы справиться, что называется, без омоновского сапога. Взять ту же оптовую торговлю овощами. Теперь мало кто помнит, что творилось на территории бывшей плодоовощной базы до того, как там появилось оптовое предприятие «Кольцо». Натуральный шанхай, куда даже налоговики боялись сунуться! Обратились за помощью к Валерию Бровкину, командиру Тюменского ОМОНа. На проверку этого овощного базара с нами поехал взвод крепких ребят. Только после этого мы нашли общий язык с предпринимателями. Они даже налоги согласились платить. Жестко? Да! На грани? Возможно. Но другого выхода не было!

Не от хорошей жизни создавали и мобильный отряд, в который входили специалисты управления, торговой и налоговой инспекций, милиции. Нужно было защитить население от некачественных и опасных продуктов, а их тогда в Тюмень везли со всего света. Нужно было не мытьем, так катаньем убедить предпринимателей, что им выгоднее работать по закону. Я считаю, мобильный отряд на все сто выполнил свою задачу.

— А затем наступил период, когда защита прав потребителей ушла на второй план…

— Не совсем согласен с такой формулировкой. Работа с потребителями приобрела другую форму. Во-первых, сами граждане стали грамотнее, в чем, безусловно, и наша заслуга. Во-вторых, мы поняли: одними проверками и карательными мерами с нарушениями не справиться, надо учить предпринимателя работать цивилизованно. Надежда Павловна Дубасова, сменившая Тамару Тимофеевну Галкину на посту руководителя комитета по защите прав потребителя, этим и занялась. Проверки предприятий мы стали совмещать с учебой, делая акцент не на наказание, а на профилактику. Я считаю, именно благодаря этому нам удалось раз и навсегда закрыть ряд больных проблем как в торговле, так в общепите и бытовке.

— Анатолий Николаевич, в начале нашего разговора вы упомянули, что в результате поправок, внесенных в закон о защите прав потребителей, пересмотрены полномочия органов местного самоуправления. Теперь у муниципалитетов стало меньше прав?

— Да. Часть полномочий передана Роспотребнадзору. На мой взгляд, некоторые из них можно было бы и сохранить за органами местного самоуправления. Хотя бы потому, что ни у одной федеральной структуры не хватит сил в одиночку держать под контролем такую огромную сферу, как потребительский рынок. Муниципалитетам сподручнее, поскольку это их территория. Увы!

Знаете, каково это, когда видишь непорядок, понимаешь, что нужно сделать, а прямо вмешаться не имеешь права?! Приходится действовать по принципу «голь на выдумку горазда». Чтобы предотвратить нарушения или исправить уже допущенные, мы проводим кучу разных мероприятий. Например. Пошел поток жалоб на отсутствие надлежащей информации о хозяйствующем субъекте. Объявляем конкурс на лучшую вывеску. Имеем право! В комиссию включаем коллег из ряда учреждений, в том числе Роспотребнадзора. Едем по магазинам, смотрим, получаем необходимую информацию. Потом объявляем победителя. При проведении первого конкурса руководство «Гудвина», считавшегося в тот момент самым фешенебельным торговым центром, недоумевало: почему не мы лучшие? Потому, что требования закона не выполняете! Вывеска-то красивая, а где указаны часы работы, где информация о владельце торгового центра, к которому может обратиться потребитель в случае каких-то конфликтов?

Чтобы восполнить недостаток полномочий, мы недавно создали при департаменте совет экспертных организаций. Теперь вместе вырабатываем единый алгоритм действий при решении проблем, касающихся потребителей. В общем, как всегда, дорогу осилит идущий!

— Российская система защиты прав потребителей за двадцать лет прошла огромный путь. На каком этапе развития, по-вашему, она сейчас находится?

— Не считаю возможным давать какую-то оценку, поскольку это — моя система, в нее вложено много сил и души. Самое главное, чтобы в любой момент, и сейчас, и завтра, мы в своей работе отвечали требованиям сегодняшнего времени, наших жителей и законодательства.

— Закон о защите прав потребителей выполнил свое предназначение? Порой раздаются голоса, что он, мол, устарел…

— Я бы уточнил: закон продолжает выполнять свое предназначение. Это один из фундаментальных документов, благодаря которому отечественная торговля и сфера услуг довольно быстро сумели перейти на новые экономические условия. Но до идеала нам еще очень далеко, так что, думаю, закон пригодится еще не одному поколению россиян…

3,6 тысячи обращений граждан поступило в департамент потребительского рынка администрации Тюмени в 2011 году. Из них 70 с лишним процентов касалось некачественных сложно технических товаров.

Нравится

Статьи по теме

№65 (5042)
16.04.2010
Михаил Смоленский
О качестве продуктов и клюкве развесистой
№209 (4951)
25.11.2009
Галина Задорина
Тюменского производителя видно издалека

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"