11 декабря 2019     

Общество   

В школу — за знаниями, из школы — с болезнью?

Остальные 90% выпускников выходят из стен общей средней не только с аттестатом об образовании, но и, увы, с букетом диагнозов: сколиоз, гастрит, миопия...

Что превращает школу знаний в школу болезней? Причин тому несколько: экономические, социальные, наследственные. Но имеется еще и сам школьный фактор.

Аксиома для учителя

Восьмиклассники, разгоряченные, громкоголосые, гоняли мяч по заснеженному полю. Точнее, отрабатывали голевой пас. Шестиклашки учились передавать эстафетную палочку. Шел обычный урок физкультуры в тюменском лицее № 34.

34-й лицей — одна из точек на маршруте, который предложил журналистам департамент образования и науки Тюменской области, чтобы продемонстрировать, как в школах областного центра сберегают здоровье учащихся.

— Проведение урока на свежем воздухе — ваша принципиальная позиция? — спросили мы учителя физкультуры Ильнура Суючева.

— Конечно, если позволяет погода! Причем это не только мое желание, к подобному призывают все рекомендации и программы.

Их содержание свежо в памяти Ильнура Маратовича: всего полгода назад он окончил Тобольскую государственную социально-педагогическую академию имени Д.И.Менделеева. Думаем, именно молодость учителя определяет и другую его профессиональную аксиому: «организация занятий с применением игровой методики» даже в старших классах. Дети любят быть первыми. Игра, жажда соревновательности пробуждают в них активность. И познавательную, и двигательную.

В идеале ребенок должен находиться в движении от 4 до 6 часов в день. К сожалению, уроки физической культуры восполняют лишь 20-30% необходимых нагрузок, но без них было бы еще хуже. Физиологи подсчитали: в младших классах дефицит движения у учеников составляет 35-40%, а в старших — уже почти 80%. Это и понятно, ведь всем прочим забавам и активному отдыху после уроков большинство детей предпочитает сидение за компьютером.

Не случайно в обязательное школьное расписание дополнительно введен третий час физкультуры. Причем он, как заметила первый заместитель директора областного департамента образования и науки Людмила Чеботарь, проводится с учетом интереса самих детей. В частности, в нашем регионе апробируются программы по бадминтону, фитнес-аэробике. Практикуется участие в проведении уроков физкультуры знаменитых спортсменов и представителей федераций спорта.

Жизнь по минутам

Помимо гиподинамии здоровье школьников ухудшают стрессы. Главный из них, по терминологии медиков, — «стресс ограничения времени», в который ребенок погружен ежедневно на протяжении одиннадцати лет!

Особенно тяжело учиться в лицеях и гимназиях, в «специальных», с углубленным изучением разных предметов школах, куда так стремятся отдать родители своих отпрысков. Рабочий день у этих ребят, обучающихся в старших параллелях, длится 12-14 часов. Но и при такой нагрузке после уроков многие умудряются заниматься еще и музыкой, и спортом. Вся жизнь рассчитана по минутам.

«Исследования, которые ведутся у нас, — заметила на одном из круглых столов директор института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких, — свидетельствуют: домашнее задание готовится, как правило, вечером, когда дети утомлены и эффективность работы очень низка. Многие не только пропускают прогулки (а должны гулять не меньше 2,5 часа в день), но еще и недосыпают полтора-два часа в сутки».

С годами ситуация превратилась в серьезную беду национального масштаба. О ней еще два года назад в своем обращении к Федеральному Собранию говорил Дмитрий Медведев, оценивший состояние здоровья российских школьников как неудовлетворительное. Детский врач Леонид Рошаль сказал еще жестче: «Так плохо со здоровьем учащихся было разве что после революции и войны».

В связи с этим были приняты новые федеральные образовательные стандарты начальной школы, разработана и реализуется президентская инициатива «Наша новая школа», где поддержание здоровья подрастающего поколения возведено в ранг одного из пяти приоритетов. Проводимый второй год федеральный мониторинг реализации проекта убеждает: Тюменская область по основным позициям выглядит лучше других регионов России.

С другими наравне

Сохранять детское здоровье призвана не только физкультура, но и любой другой урок.

Поэтому все педагоги, по мнению Людмилы Чеботарь, обязаны владеть здоровьесберегающими технологиями. Каждый классный руководитель и учитель-предметник должны уметь не только грамотно провести физкультминутку, динамическую паузу, но и организовать дискуссию, к примеру, на тему здорового образа жизни.

Как это выглядит в реальности, показала учитель начальных классов 34-го лицея Елена Иванюк. При появлении пишущей и снимающей братии она, прервав привычный ход урока математики, попросила учеников зрительно «проложить дорожку цифр» — от 1 до 25 — по желтым клеточкам таблицы Шульте. Этот квадрат, разбитый на разноцветные ячейки, со случайно, в беспорядке расположенными в них числами, используется не только для развития скорочтения, но и для расширения поля зрения.

А массаж рук, когда пальцы «обнимаются и целуются друг с другом», повороты и наклоны головы с присказкой о любопытной Варваре, мы бы сами с удовольствием сделали вместе с малышами. Ведь упражнения расслабляют мышцы и даже, как уверяет Елена Владимировна, лечат заикание.

Кстати, об опыте работы с детьми, здоровье которых нуждается в коррекции, нам подробно рассказали в 88-й школе.

— Проблемы развития ребят с физическими ограничениями, — сказала директор школы Елена Головчак, — пытаемся откорректировать на младшей ступени, чтобы в старшем звене они могли учиться уже по общеобразовательным программам. С другими детьми наравне.

Для этого специально создан школьный кабинет валеологии. В нем собрано все, что направлено на развитие ребенка, поддержание его физического и психического состояния, — оборудование, компьютеры, мебель... Здесь даже парты — в виде больших деревянных лепестков, из которых, как из деталей детского конструктора, можно легко и быстро собрать стол необходимого размера.

Хозяин кабинета — психолог Феликс Семихин — с учащимися второй смены проводит занятие. На развитие памяти, знание букв и цифр. С помощью приобретенного школой программного продукта каждый ребенок не просто восполняет собственные пробелы в знаниях (причем в интересной форме — «играя» с компьютером), но при этом еще учится контролировать себя в стрессовой ситуации и расслабляться, а значит, противостоять соматическим заболеваниям.

Демонстрируя технологию, психолог встал за спиной «экзаменуемого» ученика. Но компьютер «завис». Причиной тому — состояние мальчика. Его сердце билось, как у зайчонка. Скорее всего, из-за повышенного внимания к своей персоне. Феликс Валерьевич, накрыв ладонью грудь мальчишки, произнес: «Давай попробуем успокоиться. Смотри на картинку, вдыхай воздух носом, выдыхай ртом...» Минут через пять компьютер продолжил работу. Пульс ребенка пришел в норму...

Тревожный симптом

Одно из самых тревожных симптомов общей болезни российских школьников — не только катастрофическое ухудшение осанки, но и зрения. Сегодня, как заметила Людмила Чеботарь, пришло понимание: коррекция начинающихся болезней глаз требует специальной методики.

Пытаясь «точечно» повлиять на негативный процесс, администрация тюменской школы № 40 подписала договор с областным офтальмологическим диспансером. Начиная с 2009-го дважды в год — две недели осенью и столько же весной — 80-85 учащихся с ослабленным зрением под руководством специалистов проходят профилактическое и восстановительное лечение. С применением закупленных школой двух компьютерных программ-тренажеров «Релакс». Без отрыва от учебы.

— Ничего страшного в том, что дети жертвуют 40 минутами урока, — резюмировал директор 40-й школы Сергей Девятов. — Зато у 80% из них зрение улучшается, у кого-то восстанавливается полностью.

Это еще одно подтверждение истины: сберечь здоровье школьников можно лишь сообща — усилиями не только учителей, родителей, психологов, социальных педагогов, но и медицинских работников.

Работа с кадрами, расширение и эффективное использование материально-технической базы учебных заведений, совершенствование организации и улучшение качества школьного питания, развитие — совместно с учреждениями дополнительного образования — физкультуры и спорта. Этим главным направлениям следует Тюменская область, решая важнейшую задачу — сохранение и укрепление здоровья юного поколения.

Каковы результаты? Отвечая на этот вопрос, Людмила Чеботарь констатировала: последние шесть лет в нашем регионе доля школьников, относящихся к первой-второй группам здоровья, держится на уровне 83-85%. При этом Людмила Григорьевна не стала разуверять нас во мнении, что сбережением здоровья озабочена в основном начальная школа, в старших классах на первый план выходят другие ориентиры — знания, итоги ЕГЭ. Наоборот, согласилась, заметив: причина такого положения в том, что многие педагоги, к сожалению, не ставят перед собой цель заботиться о здоровье. Подобный стереотип мышления надо ломать. Учитель с таким менталитетом не может быть креативным, не способен воспитать здорового ученика.

— Важно, чтобы здоровьесберегающие технологии внедрялись не только в лучших школах, но и во всех остальных, — сказала в завершение Людмила Чеботарь, угадав наше мнение.

50,5 часа в неделю составляет в среднем учебная нагрузка старших школьников, в то время как у взрослых рабочая семидневка по закону не должна превышать 41 час.

Нравится

Статьи по теме

№203 (5411)
16.11.2011
Елена Иванова
Какая школа нужна аборигенам?
№177 (5385)
07.10.2011
Людмила Запрудина
Школьный обед: вкусно и недорого...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"