25 апреля 2024     

Политика   

Управлять страной по-новому

Как заметил Сергей Корепанов, председатель Тюменской областной Думы, современной России предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося социального уклада и социальных институтов, осуществить переход на новую модель развития, создать по сути новую, эффективную экономику. Всем нам предстоит осуществить системную модернизацию, затрагивающую все сферы жизнедеятельности общества. Нам не нужны революционный перелом или новая шоковая терапия. Мы не можем осуществлять модернизацию экономики за счет свертывания социальных программ и пренебрежения к вопросам человеческого развития. Нам необходим путь эволюции — путь изменений, обоснованных жизненными потребностями общества, путь новаций последовательных, продуманных, сберегающих все лучшее, что уже есть в жизни народа, преумножающих это лучшее.

— Публичные акции, имевшие место при проведении федеральных избирательных кампаний 2011-го и 2012 годов, были построены на критике сложившейся системы государственного управления, — напоминает заместитель председателя Тюменской областной Думы, сопредседатель рабочей группы по подготовке конференции Геннадий Корепанов. — Ее недостаточной эффективности, бюрократизации и формализации управленческой деятельности, неразвитости демократических процедур, избыточности администрирования социальной системы со стороны государственных органов. Это привело к блокированию общественных механизмов социальной инициативы, самодеятельности, контроля снизу, отразилось в росте общей численности управленцев, в усложнении механизмов взаимодействия и избыточности управленческих структур, в усилении контрольных функций при одновременном снижении уровня персональной ответственности за конечный результат.

На пленарном заседании выступят председатель Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Степан Киричук, судья Конституционного суда РФ Михаил Клеандров, председатель Законодательного Собрания Ямала Сергей Харючи, руководитель центра ресурсной экономики Сибирского отделения Российской академии наук Валерий Крюков.

Всего на конференцию заявлено более полусотни докладов ученых Московского, Новосибирского, Ростовского, Санкт-Петербургского, Тюменского и Томского госуниверситетов, Уральской и Московской юридических академий, Высшей школы экономики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Киевского национального экономического университета, Байкальского университета экономики и управления, университета Лотарингии. Своим взглядом на заявленную тему поделятся кандидаты и доктора юридических, экономических, социологических, философских и технических наук, члены-корреспонденты Российской академии наук, а также представители научно-аналитических центров, Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, региональной ассоциации специалистов по коммуникациям... Участникам конференции предстоит найти ответы на стоящие перед страной вызовы времени, определить пути всеобъемлющей модернизации.

Соорганизаторами конференции выступают Тюменская областная Дума, правительство Тюменской области, Тюменский государственный университет и университет Лотарингии. Предлагаем вам ознакомиться с тезисами некоторых выступлений.

Сибирь стареет?

Валерий Крюков

руководитель центра ресурсной экономики Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН, доктор экономических наук, член-корреспондент РАН:

— По мере старения сырьевых территорий новые месторождения, которые подлежат вводу в разработку, становятся все меньше, все более трудными с точки зрения освоения. Наблюдается устойчивая тенденция возрастания издержек. Противостоять негативной тенденции могут решения как по изменению уровня налогообложения и стратегий развития добывающих компаний, так и по кардинальному изменению всей институциональной структуры.

По мере старения сырьевых территорий новые месторождения, которые подлежат вводу в разработку, становятся все меньше, все более трудными с точки зрения освоения. Наблюдается устойчивая тенденция возрастания издержек. Противостоять негативной тенденции могут решения как по изменению уровня налогообложения и стратегий развития добывающих компаний, так и по кардинальному изменению всей институциональной структуры.

В развитии нефтегазового сектора последние 20-30 лет неоднократно имели место примеры эффективных ответов на усложнение условий его функционирования (будь то цены или геология) — путем проведения технологических и институциональных инноваций. Противоположная тенденция состоит в том, что более благоприятные условия (как ценовые, так и геологические) способствовали сохранению существующей технологии и организации. Весьма убедительным примером является нефтяная промышленность бывшего СССР. Открытие уникальных месторождений Западной Сибири в 1960-х, а также благоприятные ценовые условия (в сочетании с их меньшей значимостью в рамках централизованного планирования и управления) привели к консервации институционального оформления нефтегазового сектора на протяжении десятилетий.

Как показывает опыт государств, имеющих федеративное устройство, на разных стадиях зрелости нефтегазовых провинций они по-разному соотносят роль федеральных и региональных органов власти в регулировании сектора. США и шельф Соединенного Королевства являются наглядными примерами изменения направленности регулирующего механизма. Порядок предоставления прав на пользование участками недр, а также изменение налогового режима в рамках определенной нефтегазовой провинции являются важными внутренними факторами ослабления естественных негативных тенденций.

Ситуация приобретает взрывоопасный характер в том случае, если лицензионный (в общем случае — концессионный) и налоговый режимы не изменяются по мере нарастания зрелости нефтегазовых провинций. Стагнирующая институциональная и фискальная среда подрывает возможности адаптации нефтегазового сектора к объективно меняющимся характеристикам активов. Это касается не только нефтегазового сектора экономики России, институциональная структура которого все еще исходит из предположения о начальной степени зрелости нефтегазовых ресурсов в основных добывающих провинциях — Западной Сибири, Коми и Татарстане...

Норвежский исследователь Ойстен Норенг сделал вывод об отставании структурных и институциональных изменений в нефтегазовом секторе своей страны, который относится к наиболее успешным и устойчиво функционирующим в мире. Норвежская организация нефтяной промышленности на шельфе изначально основывалась на высокой степени участия государства, доминировании национальной нефтяной компании и небольшом числе оперирующих компаний. Данная организация была создана в 1970-е. В числе основных предпосылок были начальный этап освоения ресурсной базы, высокие и растущие нефтяные цены, сильно интегрированная мировая нефтяная промышленность. По мнению Норенга, эти предпосылки, начиная с 2000-х, утратили свое значение. Ресурсная база изменяется очень быстро. Проекты по обустройству новых залежей все больше связаны с возрастающим числом малых месторождений.

Ситуация в России в сфере поиска, оценки и разведки запасов во многом аналогична. Основная проблема состоит в повышении степени адаптации институциональной структуры к новым ресурсным условиям. На практике это означает необходимость использования не только новых технологий, но и иных методов управления компаниями, формирования новых взаимоотношений между всеми организациями в рамках сектора. По мере повышения степени зрелости нефтегазовых провинций возрастает роль конкуренции и гибкости в деятельности компаний. Конкуренция и гибкость, как показывает опыт старых нефтегазовых территорий, становятся более важными с экономической точки зрения по сравнению с экономией от масштаба (которая присуща вертикально-интегрированным компаниям).

Институциональные условия освоения ресурсной базы в России не соответствуют тенденциям ее изменения. Основная проблема — трудности создания у потенциальных инвесторов стремления и стимулов к освоению более мелких, более сложных и более удаленных залежей. Тот эффект раскрепощения инициативы, предприимчивости и открытости для новых участников (как отечественных, так и иностранных), который с большими издержками был создан в 1990-е, к настоящему времени исчерпан. Это означает, что основные проблемы трансформации ресурсной базы в экономические активы состоит не только и не столько в том, где, как и сколько бурить и инвестировать государственных средств в геологоразведку, сколько в том, как заинтересовать и как привлечь новых, более эффективных участников и повысить заинтересованность действующих участников.

«Мы против шоковой терапии...»

Сергей Корепанов

председатель Тюменской областной Думы, кандидат технических наук:

— Современной России предстоит пройти через глубокую трансформацию сложившегося социального уклада и социальных институтов, осуществить переход на новую модель развития, создать по сути новую, эффективную экономику, то есть осуществить системную модернизацию, затрагивающую все сферы жизнедеятельности общества. Будучи социальным оптимистом, я лично убежден, что в целом страна, общество располагают всеми необходимыми для этого ресурсами и позитивной энергией.

С точки зрения государственного управления важно правильно выбрать стратегию и тактику, ключевые направления модернизации, программы действий, которые привели бы к желаемой цели. Нам не нужны революционный перелом или новая шоковая терапия. Мы не можем осуществлять модернизацию экономики за счет свертывания социальных программ и пренебрежения к вопросам человеческого развития. Люди хотят стабильности, но они хотят и развития, постоянного творческого обновления общества. Нам необходим путь эволюции — путь изменений, обоснованных жизненными потребностями общества; путь новаций последовательных, продуманных, сберегающих всё лучшее, что уже есть в жизни народа, преумножающих это лучшее. Это путь, опирающийся на духовные традиции и великую историю народа, отечественную культуру и интересы большинства граждан.

В регионе создана законодательная база для поддержки и дальнейшего развития промышленного производства, а также повышения конкурентоспособности продукции, произведенной в Тюменской области. В соответствии с законами создаются условия для внедрения научных разработок в промышленное производство, частично возмещаются стоимость предметов лизинга и проценты по кредитам, компенсируются затраты по патентованию и созданию опытных образцов. Держателям инвестиционных проектов, организациям по переработке нефти, производству целлюлозно-картонной продукции, стального проката, оборудования и комплектующих для нефтедобычи ежегодно предоставляются налоговые льготы. На развитие малого и среднего предпринимательства, промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, научно-инновационной сферы в 2012 году из областного бюджета запланировано выделить 1,2 миллиарда рублей, это почти на полмиллиарда рублей больше, чем в прошлом году.

Такая поддержка оказывается не во всех регионах, но если мы хотим, чтобы промышленность нашей области развивалась, необходимо прикладывать определенные усилия и направлять финансовые средства. Сегодня нам есть чем гордиться. Согласно данным Минрегионразвития, Тюменская область занимает первое место среди субъектов Федерации по социально-экономическому положению, лидирующие позиции по инвестиционной привлекательности, по уровню инвестиций в основной капитал и объемам строительных работ. За успехи в увеличении налогового потенциала, создании современных производств и новых рабочих мест, проводимой инвестиционной политики в ноябре 2011-го Тюменской области выделена дополнительная дотация из федерального бюджета в размере 1,9 миллиарда рублей, средства направлены на ремонт жилого фонда, снос ветхого и аварийного жилья.

Особое внимание в региональном законодательстве мы уделяем модернизации политической системы — переходу к выборам высших должностных лиц субъектов Федерации прямым голосованием жителей регионов, упрощению системы регистрации кандидатов в региональные законодательные органы, изменению порядка формирования избирательных комиссий и регистрации политических партий. Предусматривается перераспределение властных полномочий и бюджетных ресурсов в пользу субъектов Федерации и муниципалитетов. Реформированию политической системы во многом посвящена и наша конференция.

Мы рассчитываем на практические результаты конференции. Считаю, что идеи, высказанные её участниками, должны быть учтены при разработке Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва. Мы ожидаем получить конкретные рекомендации, реализация которых позволит повысить качество законодательной работы, повлияет на эффективность действия на территории области федеральных законов и законов Тюменской области, послужит повышению уровня и качества жизни тюменцев.

Как «очеловечить» право

Геннадий Корепанов

заместитель председателя Тюменской областной Думы, доктор социологических наук:

— Одним из самых актуальных выражений процессов модернизации правовой системы России является тесно связанное с ними изменение системы государственного управления. Публичные акции при проведении федеральных избирательных кампаний 2011 и 2012 годов были построены на критике сложившейся системы государственного управления: ее недостаточной эффективности, бюрократизации и формализации управленческой деятельности, неразвитости демократических процедур, избыточности администрирования социальной системы со стороны государственных органов. Это привело к блокированию общественных механизмов социальной инициативы, самодеятельности, контроля снизу, отразилось в росте общей численности управленцев, в усложнении механизмов взаимодействия и избыточности управленческих структур, в усилении контрольных функций при одновременном снижении уровня персональной ответственности за конечный результат. Одновременно упал уровень прогнозирования, планирования, проектирования желательных социальных изменений и стратегических перспектив развития общества в целом.

В настоящее время сложилась объективная потребность перевести реформы системы государственного управления на новую траекторию развития, связав их не только с развитием самих органов государственной власти и управления, но и с социально-экономическим развитием российского общества. Однако до сих пор нет четкого понимания базовых принципов и ключевых критериев эффективности, результативности, социального качества управленческой деятельности. В системе государственного управления должны найти соответствующее место управленческие приемы и методы, присущие, с одной стороны, рыночному, либерально-демократическому типу социальных отношений, с другой — директивному, административному способу управленческого воздействия. Требуется совершенствование законодательных основ государственного управления, укрепление кадрового потенциала, развитие новых информационных, сетевых, социальных и гуманитарных технологий, повышение уровня взаимодействия федеральных, региональных, муниципальных органов управления, государственных структур и организаций гражданского общества, формирование социального партнерства и взаимной ответственности власти и бизнеса на основе развития государственно-частного партнерства.

Модернизация российского законодательства и связанная с этим перестройка системы государственного и муниципального управления создают основу для решения назревших масштабных задач реформирования экономики страны. Что касается Тюменской области, то у нас принята Стратегия социально-экономического развития до 2020-го и на перспективу до 2030 года, направленная на формирование такой модели экономики региона, которая бы обладала долгосрочным потенциалом динамичного роста, была способна обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, рост конкурентоспособности.

Правовую основу модернизации нашей экономики составляют областные законы, в том числе «О поддержке отдельных видов промышленной деятельности», «О развитии малого и среднего предпринимательства», «О научной, научно-технической и инновационной деятельности», в соответствии с которыми реализуются областные программы. В основном завершено и формирование институтов развития инновационной деятельности. Созданы такие центры инновационной инфраструктуры, как Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа, инновационный научно-технический центр Тюменского нефтегазового университета, техноцентр Тюменского госуниверситета. Развитию инновационной среды способствует наличие в регионе крупных нефтегазовых компаний, формирующих спрос на инновации, и созданных в эпоху освоения Севера крупных отраслевых исследовательских институтов.

Задача модернизации экономики успешно реализуется. Это выражается в росте индекса промышленного производства, который составил по итогам 2011 года 116,3% к уровню 2010-го, а за январь 2012-го — 122,3%, и это самый высокий показатель в России. С 2006 года добыча нефти выросла в 4,4 раза — до 6,7 миллиона тонн. Производство дизтоплива за пять лет увеличилось в 6,6 раза — до 118,9 тысячи тонн, а общая площадь ввода жилых домов — в 1,8 раза, превысив 1,2 миллиона квадратных метров. Последние годы количество субъектов малого предпринимательства ежегодно прирастает более чем на 20%. Благодаря государственной поддержке отраслей экономики региона поступления в областной бюджет от налога на прибыль организаций, расположенных на юге области, выросли в 2011 году по сравнению с 2006-м в 4,6 раза — до 31,9 миллиарда рублей.

Согласно принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030-го регион в долгосрочном плане ориентирован на инновационное развитие приоритетных секторов экономики, в том числе через стимулирование создания эффективных экономических кластеров. Это прежде всего нефтегазодобыча и переработка, лесопромышленный комплекс, строительная сфера, нефтегазовый сервис.

Совершенствование идет дальше, я имею в виду инициативу губернатора области о создании группы стратегического планирования для углубленной проработки отдельных стратегических направлений, а также для интеграции модульных элементов стратегии в единое целое. Вторая инициатива губернатора — создание инвестиционного агентства Тюменской области для комплексного сопровождения инвестиционных проектов на основе единого регламента работы с инвесторами.

Модернизация законодательства связана преимущественно с социально-экономическими и политическими реформами, проходящими в стране. Одновременно идут вызванные этими реформами глубинные процессы изменения, обновления законодательства, «очеловечивания» содержания права, осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества.

Нравится

Статьи по теме

№48 (5490)
24.03.2012
Алла Горелова
Десять депутатских вопросов губернатору
№46 (5488)
22.03.2012
Алла Горелова
Информатизация развивается, оборона укрепляется

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"