25 апреля 2024     

Культура   

Обряд на новую луну

Место встречи изменить нельзя

По древним канонам религиозно-культовый обряд должен проводиться раз в семь лет, а в жертву следовало бы приносить семь чисто белых оленей. По ненецким поверьям цифра 7 вообще является священной и обозначает семь сторон света, откуда приходили на Нумто оленеводы: енсенские (с Енисея) и каненские (европейские) ненцы, томские селькупы, ненцы со Среднего и Северного Урала, аборигены полуострова Ямал и Тазовского полуострова. О Нумто знают на Таймыре, в Архангельской области, Республике Коми, хотя озеро спрятано от случайных людей надежно: дорога в эти края на оленьих упряжках занимала не один месяц.

Нынче все немного не так: белые олени — большая редкость, зато всякого рода техники — навалом, и поэтому гости на праздник «Встреча родов коренных народов» добирались на место кому как удобнее: из Сургута — целый день на автобусе и последние 40 километров на снегоходах; из Ханты-Мансийска, Надыма и Салехарда — на вертолетах, а из Красноселькупа вообще почти двое суток — машиной по зимнику до станции Коротчаево, потом поездом до Сургута, где и присоединились к общей делегации. И даже Алсу Назырова, глава Казымского сельского поселения, в состав которого входит деревня Нумто, вместе с фельдшером Анной Захаровой и работниками отдела культуры добиралась сюда через Сургут. Правда, на вертолете дорога в 250 километров заняла бы всего часа полтора, да попутного борта не было.

Вот и наша «надымская» делегация в 9 утра встретилась на вертолетной площадке. Кроме организаторов, артистов и журналистов в список пассажиров были включены две семейные пары из числа малочисленных народов Севера. Люди ехали к родне, которую давно не видели, и тщательно скрывали от всех свое волнение: прилипнув к иллюминаторам, они пристально изучали довольно унылый пейзаж тундры, периодически пытаясь запечатлеть «картинку» на цифровые «мыльницы». Где-то на 50-й минуте полета по поведению аборигенов мне стало понятно, что среди снежной пустыни они наконец-то увидели священное озеро Нумто.

Диво походной кухни

Практически 10 часов добиралась сюда на перекладных и главный специалист управления по работе с коренным населением и развитию агропромышленного комплекса администрации Надымского района Любовь Езынги: до поселка Приозерный на автотранспорте, потом на «Буране». Груза у нее было на две больших машины: чумы, печки, посуда, продукты, снегоходы — все с собой…

Путешествовать по стране с таким «скарбом» для Езынги — дело привычное, чумы ставила даже на ВВЦ. Кстати, в прошлом году на VI Международной специализированной выставке-ярмарке «Северная цивилизация — 2011» презентация Надымского района «Ненэй ненэця — настоящий человек» заняла 3-е место. В рамках выставки проводился специальный конкурс национальной кухни, на который было представлено 20 блюд из северной рыбы и оленины. Однако Любовь Езынги сумела отличиться. Правда, рецепт приготовленного ею мяса позаимствован у оленеводов Финляндии, но ведь на кухне у творческих людей всегда возможны варианты…

Значит, так: небольшие, предварительно обжаренные кусочки оленины перекочевывают со сковороды в казан и засыпаются брусникой (финны заливают брусничным соком). Соль, перец и полбутылки сухого красного вина доводят мясо до нужной кондиции. Вкуснота необыкновенная, пальчики оближешь! Свидетельство кулинарного успеха — диплом II степени и кубок «Сокровище Севера».

— Наш Надымский район считается многооленный, — без единой нотки хвастовства рассказывает Любовь Николаевна. — Ежегодно мы проводим подсчет оленей, так вот нынче общее стадо — 37 тысяч голов. У ханты-оленевода есть 50 голов — он как бы считается богатым, а у нас в одном стаде насчитывается около 5000. У ненцев не считается бахвальством сказать, сколько у кого оленей… Надымские ненцы живут красиво, зажиточно, ведут традиционный образ жизни благодаря тому, что есть земли, где растет ягель и можно пасти оленей. Но отторжение земель идет, пастбища сокращаются, и оленеводы вынуждены переходить на оседлый образ помимо своей воли.

Тили-тили тесто, жених и невеста

Встреча родов была рассчитана на три дня. Первым делом — обряд жертвоприношения на священном острове, куда женщинам дорога строго запрещена, на второй день не менее важное событие — настоящая свадьба… Ну а между делом — концерт, спортивные состязания и бесконечные разговоры о житье-бытье. Фильм можно снимать! Но поскольку регламент моего визита был ограничен одним световым днем, пришлось оперативно искать и устроителей праздника, и почетных гостей, и жениха с невестой вместе с их родней.

…Во время нашего разговора с Езынги рядом в чуме кипела работа: одна женщина строгала муксуна, другая жарила ряпушку. Оказалось, что они и есть будущие родственники, готовятся принимать гостей.

Татьяна Димитриевна Пяк — мама жениха. Сама она родом из поселка Муравленко, 33 года назад была сосватана в Нумто. Родители будущего мужа Александра дали тогда ее родителям в качестве выкупа шесть оленей: отцу — три важенки, маме — три хороших спокойных быка. Все эти годы Татьяна Димитриевна жила в лесу, делила с мужем заботы оленевода и воспитывала четверых детей. Сергей — младший сын.

— Парень у меня хороший, шустрый, нигде не пропадет, — нахваливала жениха мама. — До армии в Муравленко учился на компьютерного программиста, не доучился немного, забрали служить. Зато крутым спецназовцем вернулся! Он еще весной хотел жениться, однако не получилось съездить — дороги развязли. Но настроился решительно: время терять не стал, лес для строительства дома заготовил. Мой муж — мастер по дереву, на каждом стойбище избушки ставит и младшему сыну это мастерство передал. И когда папа денег на «Буран» Сережке дал, тот купил его в Ноябрьске, а на обратном пути все-таки привез невесту.

Алина Тевлина — скромная девушка, тоже хлопочет по хозяйству. О дружбе с будущим мужем рассказывать стесняется. Мол, обыкновенная история: познакомились с Сергеем в Муравленко, когда еще школьницей была, дождалась его возвращения из армии, письма писала. Родители Алины — оленеводы, хоть официальная прописка в Сургутском районе, а живут в лесу, далеко от всяких благ цивилизации. К предстоящей свадьбе сшит красивый наряд, но показывать его раньше времени считается плохой приметой.

Председатель Законодательного Собрания ЯНАО Сергей Харючи, узнав, что намечается свадьба, за молодых очень порадовался. Он привез с собой щедрые подарки и долго извинялся, что не может остаться на само торжество.

— Проведение свадебного обряда здесь, на священном озере Нумто, — это возрождение традиций наших предков, укрепление взаимоотношений между нашими родственными землями, Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами, — сказал Сергей Николаевич, обращаясь к молодоженам. — Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, исторической преемственностью поколений. За этими громкими словами — важные понятия: любовь, уважение, то, без чего не может существовать человек. С семьи начинается жизнь человека, в семье формируется его личность, к семье сводятся все его пути-дороги…

Сергей и Алина слушали эти слова при всем честном народе (собравшихся было больше сотни человек) и сдержанно улыбались. Просто молодые люди понимали — на их улице праздник будет долгим…

Позже от непосредственных участников свадебного обряда я узнала, что родители Сергея, Александр Алякович и Татьяна Димитриевна Пяк, пообещали присоединить к стаду новой родни Тевлиных полсотни своих оленей.

О шаманах и цыганской почте

Не знаю, когда Эдман Неркаги, президент ассоциации «Ямал — потомкам!» смог вздохнуть свободно, но за весь первый день праздника ему и присесть-то было некогда. Хорошо, погода не спутала карты: в ясный морозный день все вертолеты прилетели без опоздания. Первым делом мужчины направились на остров совершить тайнственный обряд жертвоприношения, а после, не заходя в чумы, присоединились у клуба к женщинам, с нетерпением ожидавших начала концерта. И когда стало понятно, что все идет своим чередом, Эдман Хасевтевич уделил внимание журналистам.

— Испокон веков обряд жертвоприношения происходил своевременно и организованно, но это со временем забылось. Мы хотим это дело возродить. Озеро находится на границе двух округов: с одной стороны его охраняет природный парк «Нумто», но со стороны Надымского района идет наступление газовиков. И суть нашего мероприятия — привлечь внимание властей и общественности, сделать так, чтобы это озеро промышленники вообще не трогали, близко к нему не подходили. Нумто — священное место, туда даже нашим женщинам путь заказан.

Вообще, проект состоялся так, как мы смогли его организовать. По идее мы хотели сделать так, чтобы сюда отовсюду шли аргиши. Как когда-то! Ездили по стойбищам, разговаривали с людьми, они были согласны. Но мы планировали провести праздник в феврале, а получилось на месяц позже, и дороги уже не те… Другой важный момент — мы пригласили как старейшин, так и молодых. Не обязательно, что и в следующий раз молодые сюда смогут приехать, но они — как радио наше: увидел, рассказал, и дальше дело пойдет…

— А сами вы как узнали об обряде жертвоприношения?

— Не поверите, из книг! Сам я из семьи рыбаков, оседлых причем, родился и вырос в Надым-ском районе. Но про Нумто мне родители рассказывали. У нас есть такие священные озера в Ямальском и Тазовском районе, и параллельно нашему празднику идет подготовка к мероприятиям на озере Балбанты, куда тоже много лет была забыта дорога. Озеро находится на территории ХМАО, а участие принимают жители Шурышкарского района.

Самое главное в нашей встрече с Нумто — не навредить! Сделать так, чтобы все с душой прошло, тогда тебя либо духи, либо боги простят и пожелают тебе удачи.

— А почему сегодня здесь нет шаманов?

— Если б у нас получилось провести праздник в феврале — их было бы сразу трое! А так один немного приболел, другой не смог выехать по семейным обстоятельствам, третий проводил обряд, о котором давно просили люди. Но в следующий раз все будет по правилам, и аргиши, и шаманы…

— Как вообще удалось собрать столько людей?

— Оленеводы вокруг озера Нумто находятся в радиусе от 10 до 80 километров, живут себе спокойно в лесу, пасут оленей, в деревню приезжают редко, разве что пенсию получить. Но 20 февраля в Нумто проходил праздник оленеводов, народа много было — так все про нынешнюю встречу и узнали. У нас тут вести быстрее цыганской почты разносятся!

Вместо постскриптума

…Солнце еще не катилось к закату. На пяточке возле деревенского клуба вовсю старались артисты; пожилые женщины, забывшие про возраст, и молодые парни танцевали только им понятные танцы; детвора пялилась в телекамеры; мужики постоянно срывались с места на своих снегоходах… Но, увы, делегация из Салехарда уже собиралась улетать. Я — с ними. Грех не воспользоваться оказией и не попасть в столицу Ямала на окружной праздник. Напоследок экспресс-интервью участников праздника.

Яков Константинович Андреев, председатель районного отделения ассоциации «Ямал — потомкам!» из Красноселькупа:

— Вот мы буквально пять лет назад мечтали провести у себя праздник оленевода, сегодня они проходят во всех населенных пунктах, даже в Ратте, самом южном поселке района. И сегодня — не просто праздник, это перспектива!

Алсу Назырова, глава Казымского сельского поселения:

— Спасибо всем, кто приехал на нашу землю. Посмотрите, какие у людей с Ямала лица — их нужно сравнивать с солнышком! То тепло, которое вы нам подарили, радость общения надолго сохранится в наших сердцах.

Сергей Николаевич Харючи:

— Эту встречу мы запомним надолго, но по-настоящему оценим только лет через 15. Это было серьезное мероприятие, но, тем не менее, оно прошло в теплой семейной атмосфере. От этого вроде бы особой-то торжественности мы не чувствуем, но так было во все времена в наших северных широтах: провели встречу тепло, от чистого сердца, и от этого на душе очень радостно. Еще раз познакомились друг с другом, посмотрели в глаза друг другу, и все поняли, что мы в одинаковой степени заботимся о своей земле, одинаково думаем о завтрашнем днем и о будущем Севера. Если это так — значит, есть будущее у наших народов, детей и внуков.

Вот и все. Остается добавить, что перелет из деревни Нумто в Салехард занял два с половиной часа, но, несмотря на расстояние, край тот уже не казался забытым Богом. А ночью на небе появился узенький серпик. Все правильно: обряд на священном озере Нумто люди всегда совершали именно в период рождения новой луны.

Сегодня белые олени — большая редкость.

Нравится

Статьи по теме

№53 (5495)
31.03.2012
Галина Задорина
Такой весна бывает на Ямале!
№32 (5474)
28.02.2012
Галина Задорина
День оленевода, жизнь оленевода...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"